Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Страницы истории Никольской церкви с. Голенищево
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 29.04.2024, 14:06 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Жизнь благочиния

Страницы истории Никольской церкви с. Голенищево

Автор: Михаил Молотников

Никольская церковь с. Голенищево Клинского благочиния

Год постройки храма - 1702.

Деревня Голенищево расположена в трёх километрах от Ленинградского шоссе в живописном месте. С северной стороны - река Сестра, при въезде в деревню - небольшой красивый пруд, а вокруг - поля, леса, перелески и холмы.

Первое упоминание о поселении на этом месте относится к 1504 году. Согласно Межевой грамоте за тот год между верховьями реки Мошницы и рекой Сестрой находилось сельцо Перескоково Дмитрия Хидырщикова и сельцо Назарьевское, принадлежащее Хидыреву.

Между 1504 и 1545 годами рядом с сельцом Назарьевским была построена церковь свт. Николая. В 1545 году село называлось Хидырёво по фамилии владельцев. Очевидно, именно его имел в виду Матвей Левашов, завещавший вклад на помин души "к Николе святому в Хидырево".

В Смутное время село и церковь были разорены. В Писцовой книге Клинского уезда за 1623 год значится: "Пустошь, что был починок усадище Голенищево на речке на Сестре… пустошь, что было село Назарьево… за князь Иваном княж Ивановым сыном Лобановым-Ростовским"4.

При Лобанове-Ростовском начинают заселяться пустоши и восстанавливается церковь. Документ 1646 года сообщает, что "за стольником за князем Иваном Ростовским Лобановым село Голенищево, 7 дворов". Это значит, что церковь была восстановлена незадолго до 1646 года.

В 1653 году Лобанов-Ростовский продал село Назарьево князю Александру Васильевичу Кропоткину. В 1662 году вотчина числилась за вдовою князя Акилиной. В том же году она продает село Назарьево ("Суботино и Сандырево тож"), д. Подольную с пустошами стольнику Ивану Ивановичу Вердеревскому.

Документ 1678 года сообщает о запустении храма: "За стольником Иваном Ивановым сыном Вердеревским в вотчине село Сондурево, а в селе церковь Николая Чудотворца пуста"7. К селу относились деревни Подольное, Голенищево и Семеново.

В селе Назарьево Вердеревский строит поместье и возобновляет церковь. В 1692 году он дарит село родному внуку, князю Федору Михайловичу Волконскому, на которого в 1693 году все было оформлено.

Федор Михайлович строит вместо деревянной церкви каменную.

В Отказной книге сказано: "В июне 1702 года по просьбе Волконского и указа Великого князя и Великого Государя Петра Алексеевича и по приказу из Клина стольника и воеводы Павла Степановича Тимирязева, подъячий Иван Игнатьев ездил с понятыми в вотчину - село Назарьево, Субботино и Сандырёво тож, да сельцо Семёновское, да в починок Голянищев, да в деревню Подольную и всё переписал… В селе Назарьевском, а Суботино и Сандырёво тож, церковь Божия каменная во имя Николая Чудотворца. В том селе двор помещиков со всяким дворовым строением".

После смерти Фёдора Михайловича в 1747 году село Сандырёво перешло его вдове Анастасии Афанасьевне и внучке - малолетней княжне Настасье (дочери Евграфа Фёдоровича от второго брака с княгиней Колычёвой).

В клировой ведомости 1788 года записано: "В Клинской округе вотчины кн. Н.Е. Волконской в селе Голенищеве церковь святителя Николая Чудотворца с приделом Одигитрии Пресвятой Богородицы каменного здания стоит в твёрдости, утварью посредственна. Священник Матвей Герасимов, 54 года, имеет грамоту. Диакон Платон Васильев, 47 лет, читает нехудо. Пономарь Иван Акимов, 59 лет, неграмотен". Об Одигитриевском приделе известно лишь то, что он был устроен до 1774 года.

В 1810 году село Голенищево принадлежало князю Александру Сергеевичу Волконскому († 1811 г.), двоюродному брату Настасьи Евграфовны, и его дочери Варваре (1785-1878).

В 1830 году Варвара Александровна переселилась сначала в сельцо Ельцово, потом в село Соголево - бывшую вотчину родителей. Там она построила маленький дом рядом с церковью и прожила в обществе старушек-приживалок до глубокой старости. В январе 1878 года к любимой двоюродной тётушке приезжал молодой Л.Н. Толстой, а 13 июня того же года она скончалась.

Хозяйкой Голенищево после Варвары Александровны стала княжна Марья Александровна. В 1863 году после ее смерти владельцем села стал ее брат Юрий Александрович.

В 1885 году в Никольскую церковь приезжала комиссия Московского Императорского археологического общества, чтобы дать отчёт о её состоянии. На вопрос, кем и когда она построена, отвечал молодой священник Руф Веселовский. Он сказал, что церковь была деревянная и ее будто бы перевезли в село Головково, где она ещё долго служила до построения каменной, а здесь была построена каменная, стольником князем Фёдором Михайловичем Волконским, в конце XVII или в начале XVIII веков. Иконы второго яруса иконостаса по преданию перешли из деревянного храма, а напрестольный серебряный вызолоченный крест пожертвован стольником И. Вердеревским в Никольскую церковь в 1678 году.

В 1910 году снова приезжала оценочная комиссия. Она описала состояние церкви и её архитектуру. По этим описаниям можно представить, как она выглядела.

Церковь основана на возвышенном месте в полверсте от деревни и на таком же расстоянии от реки Сестры. Сложена из кирпича, оштукатурена и окрашена жёлтой краской. Крыша на сводах церкви шатровая на два ската, покрыта железом и покрашена масляной зелёной краской. На церкви глава маленького размера, крест деревянный, восьмиконечный, обшитый железом и окрашен жёлтой краской. Церковь имеет вид креста, северная и южная стороны шире восточной и западной, т.к. в средней части храма в трапезной устроен придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. Длина церкви, считая колокольню, 31,3 м… Два иконостаса - один в главной церкви, другой в приделе. Фонарь на церкви круглый, покрашен синей краской.

Колокольня четырехугольной формы в 3 яруса, высотой 22,8 м. Колоколов - 6. На одном из них надпись: "1882 год 15 мая, лит в заводе Финляндского в Московскую губ. Клинского у. в село Голенищево к храму святителя и чудотворца Николая". На другом написано, что он пожертвован прихожанами и почётными гражданами Растеряевыми в 1884 году. На остальных четырех надписей нет.

Крест на колокольне вызолоченный, особых украшений не имеет. В стене колокольни, в средней части, имеется узкий проход наверх.

Церковь внутри имеет вид четырехугольной палаты, от которой алтарь отделён стеной с тремя пролётами-полукружиями. Притвор отделён от трапезной части глухой стеной с полукруглым пролётом (дверью). Пол плиточный. Престолы из дуба. Жертвенник в одном полукружии алтаря с престолом.

Солея - каменная, амвон сделан из белого камня. Клиросы четырехугольные около стен храма и никаких украшений не имеют.

Стены расписаны живописным письмом, но не все. Во втором ярусе иконостаса иконы старого русского письма, а когда и кем написаны, неизвестно. Иконы Рождества Христова, Входа Господня в Иерусалим, Тайной Вечери и Усекновения главы Иоанна Предтечи обновлялись. Из книг - Цветная Триодь и Октоих, напечатанные в царствование Алексея Михайловича.

Особенно замечательных вещей нет, кроме богатого по искусству отливки или чеканки серебряного Евангелия (XIX столетия), пожертвованного князем Юрием Александровичем Волконским, и картины, писанной на полотне, "Ведение Иисуса Христа на Крест" из картинной галереи Апраскина, пожертвованной генерал-майором Слободским.

Вокруг храма - ажурная железная ограда, а за оградой - церковно-причтовые дома с дворами, сараями и амбарами.

После революции церковь постигла участь большинства клинских храмов.

В 30-е годы печи в храме не топили, т.к. дрова не заготавливали. Только по большим праздникам топили голландскую печь. Детей крестили в домах, в кадках.

С 1934 по 1935 год в церкви служил священномученик протоиерей Иоанн Тарасов. В 1935 году он был переведен в Одигитриевскую церковь в селе Воронино. 26 октября 1937 года арестован, осужден и 8 декабря расстрелян на Бутовском полигоне. Причислен к лику новомучеников.

В 1936 году в церкви служил преподобномученик Гавриил Гур. 29 сентября 1937 года он был арестован, а 19 ноября 1937 года расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику новомучеников. Память его 19 ноября по н.ст.

В феврале 1941 года власти приняли решение о закрытии и сносе храма. В 1946 году ещё стояли руины церкви и пустая колокольня. В бывшем доме священника устроили школу. В 1947 году колокольню свалили подкопом. Кирпичи разбирали пленные немцы. Через несколько лет разобрали здание школы, дорогие надгробия с кладбища забрали, простые столкнули бульдозером в овраг. Деревья рядом с храмом выкорчевали, пруд засыпали. Больше ничего уже не напоминало о том, что здесь когда-то был храм свт. Николая Чудотворца.

Старейший житель деревни Давыдково Павел Дмитриевич Шмагин хорошо помнит Никольскую церковь. Его отец служил в ней певчим и видел в окладе одной иконы записку, что в 1939 году церкви исполнилось 390 лет. Это значит, что храм здесь был уже в 1549 году!

Сейчас там, где когда-то стоял храм святителя Николая Чудотворца, местные жители установили постамент с крестом, с иконой Николая Угодника, и обнесли его металлической оградкой.


В летнее время здесь служит молебны священник Андрей Маценов.

Фотографии из сборника "Клин православный"

Клинские храмы: взгляд в глубину вековКлинские храмы: взгляд в глубину веков
Авторы: Ю. П. Большаков, Н. А. Большакова
До революции в Клинском уезде было 68 приходов. Центр благочиния находился в Троицком соборе. А до того, как собор появился, эту роль выполняла Успенская церковь, что на ул. Папивина. Она являлась главным храмом Успенского монастыря - древнейшего очага нашей культуры. Не случайно и улица, и переулок на бывшей его территории называются Школьными: именно здесь, при монастыре, появилась в Клину первая школа - церковно-приходская, первая богадельня и больница


Собор новомучеников и исповедников КлинскихУроки истории: подвиг новомучеников и современная Россия
Автор: Ирина Филиппова
По данным Клинского общества жертв политических репрессий, за период после октябрьского переворота 1917 г. среди репрессированных было 840 человек уроженцев и жителей Клина и Клинского района. Из них - 39 священно- и церковнослужителей и 48 монахинь, пострадавших за веру Христову.
С игуменом Тихоном (Полянским), настоятелем Троицкой церкви с. Захарово беседует Ирина Филиппова


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: Pravklin (19.12.2012) | Автор: Михаил Молотников
Просмотров: 3182
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика