Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Свет, который в тебе...
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 11.12.2017, 20:03 | RSS
 
Форма входа


Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Свет, который в тебе...

Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг

Сегодня мы поговорим о следующем отрывке из Евангелия от Матфея: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 22–23).

Основным источником информации о мире для человека является зрение. Орган зрения – это глаз (око), который воспринимает всё видимое им с помощью света. Если света нет или если он слабый, то и зрение работает плохо – темновато всё получается и непонятно («ночью все кошки серые»). Если же глаз болен, плохо работает, эффект будет тот же: возникают искажения, человек видит не то, что есть на самом деле, и не так, как надо.

Ясно, однако, что Господь говорит нам не о физических проблемах зрения – этим занимается офтальмология, а о душе человека. Святитель Иоанн Златоуст так прямо и говорит: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души». Ум – светильник души. Посредством ума человек воспринимает и понимает как окружающие его внешние явления, так и самого себя – свой внутренний мир. Ум становится светильником, оценивающим и определяющим для души происходящие события и их весомость для осуществления поставленных целей. Это всё решает ум, исходящий из сердечных пожеланий, собственных предпочтений и выбранных устремлений.

Итак, будем читать эти евангельские стихи применительно к уму. Если ум («око») твой будет чист, то всё будет светло. То есть если он правильно работает, то ты всё будешь видеть и понимать так, как оно есть на самом деле, и обо всём будешь иметь правильное представление. Интересно, что в церковнославянском тексте так­же, как и в греческом оригинале, вместо «чисто» стоит слово «просто». Действительно, и в Священном Писании, и у святых отцов всё очень просто и одновременно для нашего нечистого ума весьма сложно. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). Но всё встает на свои места и делается простым и ясным в свете ума Христова. Если же ум («око») твой будет худой – плохой, неправильный, понимающий всё превратно, в соответствии со своими «понятиями», то весь объем твоей внутренней жизни будет темным, ошибочным, нечистым, обманчивым, соблазнительным. И сделанные из этого видения выводы и поставленные для решения задачи не приведут человека к желаемой цели. Потому что если слепой ум ведет слепое сердце, то оба упадут в яму (см. Мф. 15, 14).

Интересно, что в славянском тексте вместо «худо» (око) стоит «лукаво», а в греческом оригинале – «злое». Если око твое, то есть ум, будет злое, то всё у тебя будет темно. Вспомним другие слова Спасителя: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3, 19). Вот так: если ты творишь злые дела, то ум твой вследствие этого становится злым и перестает видеть и понимать всё так, как это есть на самом деле. Такой человек во тьме ходит и начинает любить эту тьму, и делает её местом своего обитания и самооправдания. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3, 20).

Что же это за свет, который тьма? Это лукавый свет нашего лукавого светильника – ума, в котором всё выглядит, как в дешевых декорациях – эффектно, но безжизненно. Это злой, ослепляющий «свет» тьмы. Человек, пребывающий во зле, теряет свою цель и не ищет главного – радости сердца и мира души. Падший Адам не умеет радоваться и не может любить, потому что не понимает этого – «не видит».

Но есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир (см. Ин. 1, 9). Он светит во тьме, и тьма его не может объять (см. Ин. 1, 5). В Нем есть жизнь, и жизнь есть свет человеков (см. Ин. 1, 4). Это Христос, говорящий нам: Я – свет миру (Ин. 8, 12), – пришедший к людям, сидящим во тьме и тени смертной и воссиявший светом великим (см. Мф. 4, 16), это Христос, Который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6)…

Каждый год в Великую Субботу в храме Воскресения в Иерусалиме происходит великое чудо – схождение Благодатного Огня на Гроб Господень. Греки называют его Святым Светом. Не будем подробно описывать это широко известное событие. Приведем лишь слова первого русского паломника, игумена Даниила, в начале ХII века посетившего Святую Землю и бывшего свидетелем схождения Благодатного огня: «Не может быть такой радости человеку, какая бывает христианину, увидевшему Свет Святый». Потому что «Святой Свет», свет фаворского Преображения – свидетельство и явление в нашем падшем мире того, что есть не пища и не питие, и уж, конечно, не одежда, чего ищут язычники (см. Мф. 6, 31–32), а праведность, и мир, и радость во Святом Духе, что есть Царствие Божие (см. Рим. 14, 17). И только будучи освященным этим Светом Истины, человек может видеть и обретать истинную жизнь, которая приводит его к жизни вечной и бессмертной – в Боге и Его любви. Ибо только такая жизнь есть истинное благо, и цель, и добро, и суть нашего существования.

Но если человек не хочет этого, если он желает утвердить свое «я», жить для себя и в этом найти свое самоудовлетворение (как правило, за счет других, в похоти плоти, похоти очей, и гордости житейской (см. 1 Ин. 2, 16)), то он только сгущает тьму своей жизни и заворачивается в нее, как в кокон, чтобы не видеть света, который обличает его эгоизм, и уходит от света во тьму. Увы, процесс этот заканчивается печально: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 13). Ибо в этой тьме нет ничего, что согревало бы душу и радовало её истинной радостью. Тьма – это духовная пустота, где нет ни жизни, ни смысла, потому что там нет Бога.

Протоиерей Аркадий
Штейнберг, настоятель
Преображенского храма
пос. Нудоль

Фото: Ирина Филиппова

Настоятель Преображенской церкви в пос. Нудоль протоиерей Аркадий ШтейнбергМир начинается с христиан. Беседа с настоятелем Преображенской церкви в пос. Нудоль протоиереем Аркадием Штейнбергом
Автор: Ирина Филиппова
Можно ли и нужно христианину участвовать в политической жизни страны?
Как правильно с духовной точки зрения нужно оценивать политические события, которые происходят в стране, в мире?
Беседа с настоятелем Преображенской церкви в пос. Нудоль протоиереем Аркадием Штейнбергом



Что такое покаяние?
Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
Ты начинаешь понимать, Кто твой настоящий Друг, Кто привел тебя сюда, взяв, как ребенка, за ручку, в это блаженное состояние, Своею благодатию. Потому что Он не хочет смерти грешника, вмерзшего, как мамонт, в вечную мерзлоту своего эгоизма, но чтобы ты обратился и был жив (Иез. 18, 23, 32). Потому что Он есть Любовь




Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: pravklin (03.12.2016) | Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
Просмотров: 299
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика