Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Свет, который в тебе...
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 27.01.2023, 11:31 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Свет, который в тебе...

Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг

Сегодня мы поговорим о следующем отрывке из Евангелия от Матфея: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 22–23).

Основным источником информации о мире для человека является зрение. Орган зрения – это глаз (око), который воспринимает всё видимое им с помощью света. Если света нет или если он слабый, то и зрение работает плохо – темновато всё получается и непонятно («ночью все кошки серые»). Если же глаз болен, плохо работает, эффект будет тот же: возникают искажения, человек видит не то, что есть на самом деле, и не так, как надо.

Ясно, однако, что Господь говорит нам не о физических проблемах зрения – этим занимается офтальмология, а о душе человека. Святитель Иоанн Златоуст так прямо и говорит: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души». Ум – светильник души. Посредством ума человек воспринимает и понимает как окружающие его внешние явления, так и самого себя – свой внутренний мир. Ум становится светильником, оценивающим и определяющим для души происходящие события и их весомость для осуществления поставленных целей. Это всё решает ум, исходящий из сердечных пожеланий, собственных предпочтений и выбранных устремлений.

Итак, будем читать эти евангельские стихи применительно к уму. Если ум («око») твой будет чист, то всё будет светло. То есть если он правильно работает, то ты всё будешь видеть и понимать так, как оно есть на самом деле, и обо всём будешь иметь правильное представление. Интересно, что в церковнославянском тексте так­же, как и в греческом оригинале, вместо «чисто» стоит слово «просто». Действительно, и в Священном Писании, и у святых отцов всё очень просто и одновременно для нашего нечистого ума весьма сложно. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). Но всё встает на свои места и делается простым и ясным в свете ума Христова. Если же ум («око») твой будет худой – плохой, неправильный, понимающий всё превратно, в соответствии со своими «понятиями», то весь объем твоей внутренней жизни будет темным, ошибочным, нечистым, обманчивым, соблазнительным. И сделанные из этого видения выводы и поставленные для решения задачи не приведут человека к желаемой цели. Потому что если слепой ум ведет слепое сердце, то оба упадут в яму (см. Мф. 15, 14).

Интересно, что в славянском тексте вместо «худо» (око) стоит «лукаво», а в греческом оригинале – «злое». Если око твое, то есть ум, будет злое, то всё у тебя будет темно. Вспомним другие слова Спасителя: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3, 19). Вот так: если ты творишь злые дела, то ум твой вследствие этого становится злым и перестает видеть и понимать всё так, как это есть на самом деле. Такой человек во тьме ходит и начинает любить эту тьму, и делает её местом своего обитания и самооправдания. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3, 20).

Что же это за свет, который тьма? Это лукавый свет нашего лукавого светильника – ума, в котором всё выглядит, как в дешевых декорациях – эффектно, но безжизненно. Это злой, ослепляющий «свет» тьмы. Человек, пребывающий во зле, теряет свою цель и не ищет главного – радости сердца и мира души. Падший Адам не умеет радоваться и не может любить, потому что не понимает этого – «не видит».

Но есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир (см. Ин. 1, 9). Он светит во тьме, и тьма его не может объять (см. Ин. 1, 5). В Нем есть жизнь, и жизнь есть свет человеков (см. Ин. 1, 4). Это Христос, говорящий нам: Я – свет миру (Ин. 8, 12), – пришедший к людям, сидящим во тьме и тени смертной и воссиявший светом великим (см. Мф. 4, 16), это Христос, Который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6)…

Каждый год в Великую Субботу в храме Воскресения в Иерусалиме происходит великое чудо – схождение Благодатного Огня на Гроб Господень. Греки называют его Святым Светом. Не будем подробно описывать это широко известное событие. Приведем лишь слова первого русского паломника, игумена Даниила, в начале ХII века посетившего Святую Землю и бывшего свидетелем схождения Благодатного огня: «Не может быть такой радости человеку, какая бывает христианину, увидевшему Свет Святый». Потому что «Святой Свет», свет фаворского Преображения – свидетельство и явление в нашем падшем мире того, что есть не пища и не питие, и уж, конечно, не одежда, чего ищут язычники (см. Мф. 6, 31–32), а праведность, и мир, и радость во Святом Духе, что есть Царствие Божие (см. Рим. 14, 17). И только будучи освященным этим Светом Истины, человек может видеть и обретать истинную жизнь, которая приводит его к жизни вечной и бессмертной – в Боге и Его любви. Ибо только такая жизнь есть истинное благо, и цель, и добро, и суть нашего существования.

Но если человек не хочет этого, если он желает утвердить свое «я», жить для себя и в этом найти свое самоудовлетворение (как правило, за счет других, в похоти плоти, похоти очей, и гордости житейской (см. 1 Ин. 2, 16)), то он только сгущает тьму своей жизни и заворачивается в нее, как в кокон, чтобы не видеть света, который обличает его эгоизм, и уходит от света во тьму. Увы, процесс этот заканчивается печально: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 13). Ибо в этой тьме нет ничего, что согревало бы душу и радовало её истинной радостью. Тьма – это духовная пустота, где нет ни жизни, ни смысла, потому что там нет Бога.

Протоиерей Аркадий
Штейнберг, настоятель
Преображенского храма
пос. Нудоль

Фото: Ирина Филиппова

Настоятель Преображенской церкви в пос. Нудоль протоиерей Аркадий ШтейнбергМир начинается с христиан. Беседа с настоятелем Преображенской церкви в пос. Нудоль протоиереем Аркадием Штейнбергом
Автор: Ирина Филиппова
Можно ли и нужно христианину участвовать в политической жизни страны?
Как правильно с духовной точки зрения нужно оценивать политические события, которые происходят в стране, в мире?
Беседа с настоятелем Преображенской церкви в пос. Нудоль протоиереем Аркадием Штейнбергом



Что такое покаяние?
Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
Ты начинаешь понимать, Кто твой настоящий Друг, Кто привел тебя сюда, взяв, как ребенка, за ручку, в это блаженное состояние, Своею благодатию. Потому что Он не хочет смерти грешника, вмерзшего, как мамонт, в вечную мерзлоту своего эгоизма, но чтобы ты обратился и был жив (Иез. 18, 23, 32). Потому что Он есть Любовь




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (03.12.2016) | Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
Просмотров: 1212
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2023 Яндекс.Метрика