Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Свет миру (Мф. 5, 14-16; Мк. 4, 21; Лк. 8, 16; 11, 33)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 27.11.2021, 03:35 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Свет миру (Мф. 5, 14-16; Мк. 4, 21; Лк. 8, 16; 11, 33)

Автор: протоиерей Борис Балашов

Святой евангелист Иоанн в прологе своего Евангелия говорит, что в Сыне Божием была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4).

Обращаясь к Своим ученикам, Иисус Христос сказал: Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14-16).

Мы знаем, какое место занимает в нашей жизни солнечный свет. Он является необходимым условием для роста растений, из которых мы готовим себе пищу и одежду. Солнце согревает все живое, освещает наш мир, и мы видим его красоту.

Но только человеку из всего живого дано знать, что существует еще одно Солнце, гораздо более важное, чем светило нашей солнечной системы. Это Солнце дает жизнь нашему видимому солнцу, это Солнце Правды - Бог. Именно Бог является истинным Светом. Он силой Своей создал весь существующий мир (и духовный - невидимый, и телесный - видимый). Он создал гигантский солнечный шар, который посылает свою энергию на Землю. Бог есть Солнце Правды, Источник жизни, Бог святых...

Когда человек смотрит на свою жизнь, он пытается оценить себя. Иногда ему кажется, что все хорошо, все благополучно: и правильно поступал, и правильно жил. Но бывают такие моменты в жизни человека, когда Господь просвещает его сердце. Это может произойти во время молитвы, или при чтении Слова Божия, или в храме, или как-то иначе. Когда Господь касается нашего сердца, то мы видим, как много в нем темного, греховного, за что стыдно, от чего тяжело и скорбно, и что хотелось бы как-то поправить. И нам становится страшно за самих себя.

Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что это очень хорошее состояние души - когда человеку страшно увидеть себя в истинном свете. Почему же хорошее, если человеку плохо, если душа болит? Потому что он нашел причину болезней и видит, что нужно устранить, что исправить. Больной понял, какая у него болезнь, и теперь может начать лечиться. Божий Свет осветил темные закоулки души человека, и он увидел что-то важное в себе. А ведь обычно наше сердце закрыто от Света Этого Солнца.

Вот стекло в окне. Его назначение - пропускать свет в помещение. Оно может быть закопченным, грязным или закрашенным, и тогда свет не будет проникать внутрь или его будет слишком мало, чтобы хорошо видеть то, что находится в комнате. Так и с человеком. Когда его окошко в мир - его духовный глаз, то есть сердце, - затянуто паутиной, покрыто пылью земной суеты, ничто светлое не проникает внутрь. И в этом сумраке кажется, что все хорошо, что иначе и быть не может. А когда немного протрем окошко и пробьется в душу Свет, то станет видно, что творится в нашем сердце, и придем в ужас. Но это хорошо: мы увидели себя в истинном свете и теперь можем начать наводить порядок в собственной душе. И чем больше это окошечко в своем сердце мы расчищаем, тем лучше начинаем видеть в себе этот Свет, и тем глубже он проникает в нас.

Ночью отраженным солнечным светом светит луна. Если она полная и облака не закрывают небо, то в этом лунном, а по сути солнечном свете, многое делается достаточно хорошо видным.

Как можно днем, когда ярко светит солнце, осветить северную стену дома, находящуюся в тени? Любой мальчик легко ответит на этот вопрос: надо взять осколок зеркала и послать солнечный зайчик на темную стену.

Так и христиане должны жить в Божием Свете и отражать в меру своих сил свет Христовой любви на наш грешный обезбоженный мир. Наша жизнь и наши слова должны возвещать те истины, которые нам открывает Сам Бог и, в первую очередь, весть о бессмертной жизни Царства Небесного.

Этот Свет дает нам видеть наши поступки и жизненный путь такими, какие они есть на самом деле. Этот Свет отогревает в душе человека все доброе, светлое, которое как бы окоченело. Он попаляет всякую нечистоту в человеке. Это происходит в таинствах Крещения, Покаяния и, конечно, Причащения, когда мы приобщаемся Божественного Света. Но Господь сотворил человека не только для того, чтобы он в истинном Свете духовно согревался, но чтобы и сам нес этот Свет в мир.

Каждый из нас может подумать: "Что я могу сделать для мира, какие у меня возможности?" Но дело не в возможностях и способностях, а в том, какое у тебя сердце, какое отношение к Богу. Если ты даешь Богу войти в сердце, ты уже не один, а с Богом. И тогда тебе под силу очень многое, хотя бы был ты слаб и немощен. Чем больше человек старается выполнять волю Божию, Его заповеди, тем более он становится нужным Богу. Человек в этом свете не только лучше видит себя самого, но этот свет Божий распространяется и вокруг него, освещая тех, кто рядом с ним. Этот свет не видим глазами тела, но видим глазами души. Мы называем какого-либо человека светлым. При этом мы говорим не о его внешности, а о его внутреннем мире. Когда человек соединен со Христом, то вся его жизнь, его слова и даже лицо и глаза могут нести окружающим свет. Когда древних христиан вели на арену цирка, чтобы отдать их на растерзание львам или тиграм, язычники говорили о них: "Смотрите, как они любят друг друга". Даже мучители видели их любовь друг ко другу и к Богу, то есть они видели тот свет, который исходил из их сердец.

Тогда же, в первые века христианства, в одном городе была эпидемия, и люди умирали и падали прямо на улицах. Какие-то странные люди, которых называли христианами, ходили по городу, собирая трупы людей, чтобы предать их земле. Они делали это, несмотря на опасность самим заразиться, заболеть и умереть. Здесь мы видим отличное от языческого или безбожного мира отношение к человеческой жизни и к своему служению на земле. Нам, христианам, не следует выставлять напоказ свои добродетели, тем более, если их нет, а надо просто быть естественными и не скрывать дарованную нам благодать Божию - Его живое присутствие. Когда в доме зажигают свечу, ее ставят не под стол или под кровать, а на подсвечник, чтобы она светила всем в доме. Пусть там сейчас нет солнечного света, но светит свеча, и поэтому там уже нет тьмы.

Представьте себе храм. Зимним утром мы входим в него, чтобы совершить богослужение. В храме темно. Кто-то берет маленький огарочек свечи и зажигает его. Света огарочка пока не хватает, чтобы разогнать темноту в храме. Но вот зажигаются лампады, свечи, и в храме уже не темно. Уже видны стены храма, лики икон. И, может быть, в этом свете себя даже лучше видно, чем в ярком, солнечном. Потому что остаешься один на один с храмом, со святыми, с невидимой благодатью.

Так же и с человеком. Если засиял в душе Свет Небесный, хотя бы как маленькая свечечка, то и сам человек согреется, и других согреет. От него зажжется Свет в душах других людей. И люди вокруг в этом Свете, согретые его теплом, увидят в себе нечистоту душевную, и только тогда могут начать произрастать в сердце человеческом благодатные дары: мир, любовь, радость, долготерпение, вера, кротость, воздержание. Все это - дары духовного Света.

Как жить, чтобы этот Свет вошел в человека? Да просто быть таким, каким тебя хочет видеть Господь. Быть таким, чтобы Бог постоянно присутствовал в нашей жизни. И тогда мир вокруг нас станет иным, светлым.

Одна женщина пришла на новую работу, где оказалась единственной верующей среди сотрудников отдела. Она не проповедовала свою веру, потому что не умела красиво говорить, она просто жила по-христиански. Когда она через несколько лет ушла с этой работы, то там стали верующими почти все. Почему? Потому что она их согрела своей любовью, своей верой, раскрыла в них доброе и светлое.

Рядом с добрым, чистым, любящим человеком нам тепло и светло. Рядом с ним мы видим свои скверные дела, и нам становится стыдно и хочется поступать только хорошо. Рядом с ним стыдно вести себя плохо, потому что этот человек отразил на нас Божий Свет.

Господь говорил, указывая на гору, на которой находился небольшой город, что не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). Так и мы, христиане, у всех на виду, по нам будут судить о Боге. И либо мы поможем людям увидеть Бога, понять Его, признать, принять и ожить в Нем, либо совсем отвратим их от всего светлого и доброго.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15). Бог есть Свет, и Он хочет, чтобы каждый из нас был таким же, пусть и не сильным, но настоящим светом и сиял светом живой Христовой любви, светом Божией благодати, светом Вечной Жизни.

Люди в Церкви очищаются, обновляются, просвещаются. Но происходит это не механически. Не может начаться настоящая христианская жизнь, пока человек не обратился ко Христу, пока лучик Божий не согрел человеческое сердце. А чтобы этот Свет мог в нас войти, нужно много потрудиться над собой, нужно глубиной души воспринять евангельское слово и стараться его исполнять.

И, когда мы будем верны этому пути, мы сами станем светом, сами станем любовью. И соединимся с Богом и друг с другом и в этой, земной жизни, и в Вечной.

Из книги протоиерея Бориса Балашова
"Христос и мы"
"Христианская жизнь", Клин, 2007



Образ и подобиеОбраз и подобие
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В пятой главе Бытия сказано: "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт. 5, 1). Правда, в этом случае не упоминается образ Божий. Видимо, подобие Божие в данном случае объединяет оба эти понятия схожести с Богом. В первой же главе есть кажущееся противоречие в замысле о творении человека и его реализации. Человек замыслен быть сотворенным "по образу Нашему [и] по подобию Нашему". Когда же описывается уже сотворенный человек, то о нем сказано: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его". Удивительно, но ничего не сказано о подобии. Почему?



Два Завета
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В так называемых заповедях блаженства Иисус Христос показывает путь духовной жизни христианина: как человек должен жить, чтобы обрести радостную и блаженную жизнь Небесного Царства. Но этот жизненный путь человека нисколько не противоречит смыслу ветхозаветного закона: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (25.10.2015) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1408
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика