Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Священномученик Серафим Чичагов – воин, отдавший свою жизнь за Христа
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 17.01.2019, 04:16 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события




Главная » Статьи » Как мы веруем

Священномученик Серафим Чичагов – воин, отдавший свою жизнь за Христа

Автор: Елена Кислова

Память – 11 декабря

Главный труд его жизни – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», в которой впервые было изложено житие преподобного Серафима Саровского. Прославление этого святого состоялось по его инициативе и при самом деятельном участии. Сохранилась икона прп. Серафима, молящегося на камне, написанная священником Серафимом Чичаговым. Она находится в храме пророка Илии, что в Обыденном переулке в Москве. Господь дал этому человеку много талантов: он был доблестным воином, являлся автором научных и исторических трудов, писал иконы, сочинял музыку, занимался медициной (разработал собственную систему оздоровления). И все свои таланты он посвятил служению Богу и Отечеству.

Леонид Михайлович Чичагов (09.01.1856 г.) принадлежал к древнему дворянскому роду. Среди его предков были прославленные адмиралы. Честь и служение Отечеству – вот что являлось главным в роду Чичаговых. Казалось, что и путь Леонида предопределен: закончив Пажеский корпус, он был зачислен в пажи к Высочайшему двору; получил образование в Михайловской артиллерийской академии. В составе 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады участвовал в русско-турецкой войне. За храбрость был отмечен многими наградами, в том числе за осаду и взятие Плевны получил саблю с дарственной надписью от императора. Его военная карьера складывалась блестяще, но он избрал другой путь.

С детства Леонид отличался необыкновенной религиозностью. Возможно, на это повлияло раннее сиротство. И будучи юношей, служа в Преображенском полку, он удивлял своих товарищей тем, что соблюдал все посты. Однако определяющей в его судьбе стала встреча в 1878 г в Санкт-Петербурге с великим пастырем – св. праведным Иоанном Кронштадтским. Именно по его совету позже он выберет путь священства. А пока молодой офицер женится на Наталии Дохтуровой, внучатой племяннице героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д. С. Дохтурова.

Брак был счастливым, но недолгим. После тяжелой болезни в 1895 г. скончалась жена, оставив четырех дочерей. Это стало настоящим потрясением для о. Леонида. Судьба словно испытывала его на прочность: не свернет ли с выбранного пути, устоит ли, выдержит… Семейную трагедию усугубил разрыв с привычной военно-аристократической средой. Нетрудно представить, какие пересуды и шок в высшем обществе вызвало решение блестящего молодого офицера стать священником. В то время в священники шли либо дети духовенства, либо разночинцы. Поэтому и кое-кто из нового окружения о. Леонида отнесся к нему с недоверием и даже с неприязнью. Можно только поражаться, какую силу воли и характера он должен был иметь, чтобы вынести все эти испытания.

Особая страница в судьбе Чичагова – Дивеево. С этим местом у него была какая-то мистическая связь. Он всегда глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Наверно, поэтому именно здесь на монастырском кладбище похоронил свою жену и мечтал упокоиться рядом. В один из приездов в Дивеево старица Пелагея Ивановна, помнившая преподобного, передала ему наказ: «Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». После этого о. Леонид начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». К моменту ее завершения он был уже архимандритом. Эту книгу он преподнес Николаю II и нашел в его лице единомышленника по вопросу открытия мощей преподобного Серафима. Но на этом труды Чичагова, связанные с прославлением преподобного не закончились. Он написал краткое житие Серафима Саровского, краткую Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, а также акафист Серафиму Саровскому, который мы слышим в храмах и поныне. В русской гимнографии он считается одной из вершин духовной поэзии. И вряд ли случайным является то, что при принятии монашества в Свято-Троицкой лавре Чичагов был пострижен в мантию с именем Серафим.

Митрополит Серафим трудился во многих епархиях, и везде его деятельность оставляла свой след. Так, владыка Серафим принял деятельное участие в подготовке синодального указа о восстановлении почитания великой подвижницы Русской Православной Церкви св. благоверной великой княгини Анны Кашинской. А в 1914 г. Был назначен архиепископом Тверским и Кашинским. Сегодня один из храмов в Тверской епархии освящен в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова.

Трудно даже проследить его путь. Но везде, куда его направлял Господь, он восстанавливал храмы и монастыри, защищал православие и монархию. Когда в марте 1917 г. после отречения государя Святейший Синод счел необходимым поддержать Временное правительство, он хотя и подчинился высшим церковной и государственной властям, не скрывал своего отрицательного отношения к тому, что происходило в его родном Отечестве: «Болею эти дни. От впечатления дебатов в Государственной Думе по церковным вопросам. Смотря на это с духовной стороны, прихожу в ужас. Вижу ясно, как лишенная благодати интеллигенция изображает большой дом умалишенных. Борется против Христа, отвергает Истину и ниспровергает собственное государство. Власти дозволяют. Председатель не останавливает говорящих, и толпа кричит: «Распни Россию!» Живя в такое время и занимая святительский пост, мы не имеем право искать уединенного духовного подвига... Скажу больше, это было бы предательством. Надо брать кресты и идти в толпу. Сильным и благодатным словом вразумлять озлобленных и совращенных, проповедующих насилие и смуты. Держа в одной руке крест, другой я бью в набат».

Яркий, талантливый архиерей мешал новым властям, объявившим войну Церкви. Его много раз его арестовывала, отправляли в ссылку. И даже старый и больной, видимо, одним своим существованием он представлял опасность. 30 ноября 1937 года владыку арестовали в последний раз. Из-за того что он тяжело болел и уже не вставал из дома его вынесли на носилках, а в тюрьму повезли на машине скорой помощи. И к месту казни его, истерзанного пытками, но так и не сломленного духом, палачи принесли на носилках. 11 декабря 1937 г. митрополита Серафима Чичагова расстреляли на Бутовском полигоне. Ему был 81 год. Спустя более 50 лет, 10 ноября 1988 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован. В 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как новомученик.

Составила Е. Кислова
Фото: chichagovs.narod.ru



Прославление преподобного Серафима СаровскогоПрославление преподобного Серафима Саровского
"Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" впервые была издана в 1896 г. и, попав во дворец, повлияла на решение вопроса о прославлении преподобного Серафима. По повелению императора Николая II и поручению Священного Синода в августе 1902 г. было проведено предварительное освидетельствование останков преподобного. При этом нетленных останков не обнаружилось, что однако не является препятствием к прославлению.



Бутовский полигонБутовский полигон
Автор: Протоиерей Кирилл Каледа
Бутово… У большинства москвичей это слово ассоциируется с огромным новым жилым районом, вынесенным за пределы московской кольцевой автодороги. И мало кто знает, что это слово стоит в одном ряду с такими словами, как Соловки, Колыма, Бухенвальд, Освенцим, так как в полукилометре от московских новостроек находится бывший полигон НКВД, где в 30-х - 40-х годах невинно пострадали и были погребены десятки тысяч наших соотечественников.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (11.12.2015) | Автор: Елена Кислова
Просмотров: 979
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика