Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Святочный рассказ в русской и зарубежной литературе
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 14.05.2021, 01:01 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковь и общество

Святочный рассказ в русской и зарубежной литературе

Автор: Наталья Маценова, Ирина Филипова

Тема праздника Рождества Христова в русской и мировой культуре

Рождество Христово можно назвать поистине переломным моментом в истории человечества. В этом событии осуществилась тайна воплощения Бесконечного Бога. Иисус Христос пришел в наш мир не в сиянии славы, а беспомощным Младенцем, рожденным в небогатой семье, в загоне для скота. И настолько чудесным стало это событие, с такой силой оно отозвалось в человеческих сердцах, что пробудило потребность творить, нести через время радость от пришествия в мир Господа Иисуса Христа. И в ближайших публикациях мы хотим рассказать о том, как воплотилась тема Рождества Христова в шедеврах мирового искусства в литературе, музыке, живописи и кинематографе.

И. Филиппова

Святочный рассказ в русской и зарубежной литературе

Само определение рассказа - "святочный" - указывает на истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера - десять дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления.

Первые рассказы с рождественской тематикой появляются в России в середине XIX века после того, как были переведены на русский язык знаменитые "Рождественские повести" (1843-1848 гг.) Чарльза Диккенса. Именно Диккенс считается родоначальником жанра, хотя он не был первым автором рождественских рассказов. (Э.Т.А. Гофман написал сказку "Щелкунчик и Мышиный король" в 1816 году.) Получив название "святочных повестей" (у Диккенса - "Рождественские книги"), они сразу же завоевали русского читателя. "Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок за очагом" и др. - в России эти повести пользовались огромным успехом и многократно переиздавались как во взрослых, так и в детских изданиях.

У шведской писательницы Сельмы Лагерлеф (вспомним ее эпопею "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции") есть несколько чудесных рассказов, посвященных Рождеству: "Святая ночь", "Видение императора" и "Роза Христа", вошедшие в сборник "Сказания о Христе". Эти сказания, навеянные христианскими преданиями, являются в сущности авторскими сказками.

Стоит вспомнить и сказки Г.Х. Андерсена - "Маленькая продавщица спичек", или иначе "Девочка со спичками", "Ель" и, конечно же, "Снежная Королева": все это сказки о Рождестве. Одна из самых печальных - "Девочка со спичками": трагичная история о погибающей от холода маленькой девочке, пытающейся согреться минутным теплом спичечного огонька; она погибает от зимнего холода, но он не страшнее холода людских сердец, у которых не нашлось тепла даже со спичечную головку. Господь невидимо облегчает страдания ребенка и забирает девочку к Себе, туда, где для всех несчастных довольно тепла и Любви, где всегда так же светло и радостно, как бывает в Рождество.

В России святочные рассказы стали привычным рождественским подарком для читателей XIX века, они печатались в специальных альманахах, сборниках и даже газетах.

Наибольший интерес читателей вызывали, конечно же, рассказы, под которыми нередко стояли подписи крупнейших писателей - Н.С. Лескова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева и др. Эти рассказы входили в репертуар домашнего праздничного чтения, и их всегда объединяло одно - попытка смягчить людские сердца. Как правило, рассказы имели счастливые концовки: встреча находящихся в долгой разлуке любящих друг друга людей, чудесное спасение от неминуемой гибели, выздоровление смертельно больного человека (чаще всего ребенка), примирение врагов, чудесное преображение безнравственного человека, прощение обид - вот ведущие мотивы, лежащие в основе святочных рассказов.

Наряду с благополучным концом (рождественским чудом) встречаются тексты, имеющие и трагическую развязку. Но трагедия в таких рассказах - не закономерность, а вопиющая несправедливость, свидетельство несоответствия общественных, человеческих отношений вечным идеалам. Таков смысл хрестоматийного рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Смерь ребенка в рождественскую ночь - преступление, причиной которого стало чудовищное равнодушие взрослых. Доброту, маму, елку - все, что нужно для счастья, мальчик, ставший ангелом, получает на небе, у Самого Христа.

Н.С. Лесков считается непревзойденным мастером данного жанра. Все его святочные рассказы, можно сказать, взяты из жизни. "Христос в гостях у мужика", "Зверь", "Жемчужное ожерелье", "Пугало", "Неразменный рубль" - каждый имеет свой мотив и назидательное воздействие и каждый из них является литературным шедевром.

К сожалению, большая часть рассмотренных произведений не изучается в школьной программе. А вот хрестоматийный рассказ А.П. Чехова "Ванька", давным-давно в ней закрепившийся, никогда не рассматривался как святочный, хотя именно таковым он был задуман и написан Чеховым. При поверхностном прочтении этого чеховского шедевра кажется совершенно очевидной итоговая неудача затеи Ваньки: Константину Макарычу, конечно, никогда не получить жалобное письмо сироты-внука. Но ведь перед нами художественное произведение, написанное в жанре святочного рассказа. А в этой художественной реальности невозможное чудо как раз и может произойти. Его описанием и завершается рассказ: дедушка не только получает письмо, но и, "свесив босые ноги" с печки, "читает письмо кухаркам". Таким образом, рождественская "встреча" дедушки и внука состоялась в единственно возможном для нее поэтическом пространстве произведения.

К началу XX столетия происходит упадок жанра. Истинной причиной тому было оскудение веры во всех слоях населения, утрата связи с Богом. Революционные теории проникли в умы и сердца людей, и там уже не оставалось места чудесам. После 1917 года праздник Рождества быстро уходит из жизни молодой советской республики вместе с торжественными богослужениями, подарками, чудесами и даже елкой. Только к середине 30-х годов елка вернулась в дома людей, став новогодней. В этот трагический период А.П. Гайдар пишет повесть "Чук и Гек" - лучшую советскую идиллию, связанную со святочной традицией (мотив встречи бывших в долгой разлуке близких людей). Редкая для того времени сентиментальность и доброта произведения напомнили читателям о высших человеческих ценностях - любви, детях, семейном счастье, уюте домашнего очага. "Чук и Гек" перекликается в этом с повестью Диккенса "Сверчок за очагом".

В наше время вместе с возрождением Православия, возвращением празднования Рождества Христова мы можем наблюдать и возрождение жанра святочного рассказа. Они снова печатаются на страницах православных журналов и газет (журналы "Фома", "Виноград", "Нескучный сад"); проводятся конкурсы рождественских сказок среди детей и молодежи. Эти святочные рассказы, может быть, не так изящны и талантливы, как когда-то, но радостно, что у людей появилось желание их писать. Значит, нам еще нужны чудеса, а главное - нужны вера, надежда и, конечно же, любовь.

Материал подготовила Н. Маценова,
преподаватель Православной классической гимназии "София"

Фото: Наталья Куликова

Традиции празднования Рождества ХристоваТрадиции празднования Рождества Христова
Автор: Ирина Филиппова
Празднование Рождества у разных христианских конфессий различается. В чем состоит это отличие?
В нашей стране сложились и такие традиции: в праздник петь колядки, встречать ряженых, на Святки - гадать. Насколько все это может быть связано с праздником Рождества?
Как, на Ваш взгляд, должен православный человек встречать Рождество?



Традиции празднования СвятокТрадиции празднования Святок
Автор: диакон Иоанн Иванов
Христианская традиция празднования Святок известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества, прославляя Христа и Его Рождение. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех, в том числе и у бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. В современном мире эта традиция, к сожалению, практически утеряна.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (09.01.2015) | Автор: Наталья Маценова, Ирина Филипова
Просмотров: 5587
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика