Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Святой, постигший тайну Божественной любви (18 июля – память прп. Сергия Радонежского)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 29.01.2022, 06:44 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Святой, постигший тайну Божественной любви (18 июля – память прп. Сергия Радонежского)

Автор: Ирина Филиппова

Интервью с протоиереем Борисом Балашовым, настоятелем Скорбященской церкви г. Клина и Сергиевского храма дер. Мисирево.

– В чем уникальность преподобного Сергия Радонежского как святого?

– Уникальность преподобного Сергия Радонежского состоит в первую очередь в том, что он удивительно глубоко прочувствовал тайну Бога, тайну Пресвятой Троицы и Троической любви. Совершенная любовь всегда троична. Любовь двух людей друг к другу все-таки носит эгоистический характер – я тебе, ты мне. И только тогда, когда любовь изливается во вне, например, когда у родителей появляется ребенок, тогда и родительская любовь приобретает иной характер: она становится бескорыстной, глубокой. А тайна этой любви – в тайне Святой Троицы: любовь глубокая, потрясающая любовь трех Лиц Пресвятой Троицы. И именно христианство раскрыло тайну Бога как тайну Божественной любви – такой любви, которая должна и может раскрыться в сердцах людей, преобразить их в той степени, в какой они могут её вместить в себя. Постичь тайну Пресвятой Троицы – значит возрасти в той любви, которая питается любовью Божией. Тогда человеческая любовь становится по-настоящему глубокой и полноценной и не иссякает с годами. Преподобный Сергий глубоко понял эту тайну. Видимо, с детства он как-то прочувствовал это своим сердцем, и Господь дал ему дар такой любви.

Будучи ребенком, отрок Варфоломей (такое имя дали прп. Сергию его родители) усердно просил у Бога дар книжного разумения, потому что он был неспособным к учению – старательно занимался, но братья успевали, а он не мог даже научиться читать. Но дело-то не в том, что у мальчика трудно шла учёба, а в том, что учились тогда по священным книгам: Часослову, Псалтири, Евангелию. Варфоломей же не мог сам читать божественные книги – братья могли, а он нет. Это было скорбью его души, которую он постоянно изливал в молитве. И Бог дал ему решение этой проблемы – отрок получил дар книжного чтения. Он стал очень усердно заниматься, познавать откровение Божие и Божий мир, потому что в каждом воробышке, в каждой букашке видна Премудрость Божия, в каждом цветочке можно увидеть отражение Божественной красоты и Божественной Мудрости. Преподобному это открылось. Он поставил целью своей жизни жить так, чтобы всем своим сердцем и всей жизнью ответить на Божию любовь.

Всегда бывают в жизни однолюбы, которые один раз полюбили и навсегда этой любовью заполнили свое сердце. Так произошло и с отроком Варфоломеем, будущим преподобным Сергием (с этим именем его постригли в монашество).

На Руси было тяжкое время татарского разорения. Это разорение коснулось не только хозяйственной и политической, но и духовно-нравственной жизни народа. Люди в духовном смысле обасурманились, их отношения, в том числе и семейные, стали другими, более жесткими. Русские невольно впитывали в себя систему ценностей и отношений завоевателей – известно, что плохие сообщества развращают людей.

Преподобный стремился найти такое место, где смог бы отдаться Божественной любви, жить ею. И нашел такое место, но не в монастыре, а в глухом лесу. И стал там жить.

Иногда говорят, что монахи – эгоисты, думающие лишь о себе: уединяются, уходят от людей. Нет, они уходят, чтобы вернуться к людям своей любовью. Чтобы в единении с Богом, посредством молитвы и физического труда, возрастая в любви к Господу, возрасти в любви к человеку.

И вот святой один в лесу, келейку срубил, церквушку построил. Были страшные искушения и трудности. Но поскольку он жил этой любовью к Богу, она согревала его сердце. Вольно или невольно другие люди открывали для себя эту тайну. Слышали, что где-то здесь рядом есть человек, живущий не так, как они, сердце которого наполнено Божественной любовью. Преподобный к людям, которые приходили с бедой, с тяжелой проблемой, относился как к братьям, согревал своей любовью, готов был отдать последний кусок хлеба, в смирении и кротости принимая всех.

И вот люди, как мотыльки на огонек, стали слетаться к преподобному Сергию. Сначала приходили те, кто хотели жить с ним в монашеской общине. Он старался никого не брать, но люди все равно тянулись туда, и он был вынужден в ответ на неотступные просьбы разрешать селиться рядом с собой. Так возник небольшой монастырь. А когда эта монашеская свечка загорелась, то люди, которые стали жить рядом с преподобным, начали учиться у него христианской жизни и святой любви, – такому отношению к Богу, которое рождало совершенно иное отношение к человеку. И в недалеком будущем ученики преподобного Сергия разойдутся по Русской земле, и сами станут центрами духовной жизни в разных местах.

Но дело не только в этом. Проникнувшись этой Божественной любовью, Сергий Радонежский стремился к тому, чтобы в этой любви люди были едины, как един Бог Троица. Кстати, день Куликовской битвы некоторые историки считают той датой, когда родилась новая Россия. Тогда разделенные люди, не общающиеся друг с другом княжества и племена, славянские и не славянские, объединились вместе для борьбы с врагом – вместе воевали, вместе погибали на поле битвы. С Крестом Христовым и согретые любовью Божией, люди почувствовали, что они могут быть едиными, то есть поняли, что они не новгородцы, псковичи или москвичи, а единый православный народ. Сергий положил начало духовного объединения людей, населявших Россию, которая тогда была раздроблена. С другой стороны, началось и политическое объединение, которому он очень содействовал. Так что действительно, Сергий Радонежский явился той осью, вокруг которой стала объединяться Россия.

Спросят: где сердце России? Сердце ее – это Троице-Сергиева лавра. А где центр лавры? Это Троицкий собор, где лежат мощи преподобного Сергия. Помню, когда я был совсем молодым и открыл для себя Церковь, неоднократно ездил в Троице-Сергиеву лавру помолиться у мощей преподобного Сергия Радонежского. И если кто-то, пусть даже с незрелой верой, приезжал туда, то уходил уже с обогащенным сердцем. Там очень чувствовалось присутствие любви преподобного Сергия и благодать, воздействовавшая на сердца и соединявшая людей вокруг Христа. Эта объединяющая людей вокруг Христа сила, которую подает преподобный Сергий, никогда не иссякала и продолжает действовать и сейчас. Сердце Троице-Сергиевой лавры бьется и посылает токи во все точки России. Сколько ее монахов стало архиереями, сколько выучившихся там стали пастырями и разошлись в различные уголки страны! И я там получил богословское образование, и многие другие наши священники. Этот источник благодатной жизни и по сей день согревает сердца верующих и ищущих Бога людей.

– Как появился храм в деревне Мисирево и почему он был назван в честь преподобного Сергия Радонежского?

– На Клинской земле 11 лет назад было три престола, посвященных преподобному, – в Вознесенском храме дер. Тархово, в Смоленской церкви с. Воронино и в Димитриевской церкви с. Донхово-Аксеново. В Мисирево была небольшая группа верующих, которая много лет пыталась добиться какого-то помещения для молитвы, но это не удавалось. Ко мне обращались за помощью, я пытался содействовать, но ничего не получалось. И вот 11 лет назад, 18 июля, я поехал по приглашению протоиерея Бориса Рожкова в Вознесенский храм дер. Тархово на праздник преподобного Сергия – послужить. Хорошо помолились, и вечером, вернувшись в Клин, я зашел в Мисирево в сельсовет к тогдашнему главе администрации и говорю ему: «Ну отдайте нам этот клуб, который стоит весь разваленный и никому не нужный». А он отвечает: «Да бери!» Пошли, посмотрели: туда даже войти было трудно – пола не было. Потом это решение стало оформляться, администрация района поддержала, и буквально через несколько дней мы получили ключи от этого здания и стали собирать средства на восстановление теперь уже храма. За несколько месяцев церковь привели в порядок, чтобы можно было хотя бы служить.

21 сентября на Рождество Богородицы состоялась первая служба. А фактическое решение о передаче храма как раз было принято 18 июля в день памяти Сергия Радонежского. И раз в этот день нам решили передать помещение для молитвы, то ни у кого не возникло вопросов, как новый храм назвать, кому посвятить – конечно, преподобному Сергию.

И опять мы видим силу молитв преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время проблема наших поселений – разобщенность людей: и коренных жителей, и недавно приехавших туда жить. При встрече соседи здороваются, на этом часто общение и заканчивается. Это раньше жители улицы все хорошо знали друг друга, сейчас этого нет, друг от друга отгораживаемся глухими заборами. В храм пришли люди, в первую очередь местные жители, которые сплотились в одно целое. Сложилась община, небольшая, но дружная. Потом сюда же примкнули люди, которые переехали жить в сельскую местность из городов, а потом пришли живущие в Москве или Зеленограде, но имеющие здесь точки опоры – дачи либо родственников. И вот в результате община сейчас объединяет и местных жителей, и дачников в одно целое. Они знают друг друга, здороваются, приходят друг к другу, общаются. И даже в зимний период, когда дачного сезона нет, эти дачники регулярно приезжают на службы. Для них наш приход стал родной семьей. Приход является объединяющей силой для людей, которые потянулись к Богу. Они общаются с другими прихожанами, помогают и поддерживают друг друга в трудную минуту. Постепенно приход возрастает – это заметно по тому, что на обычные службы стало приходить в два раза больше народа. Объединение людей вокруг Христа в приходе реально происходит. В сельском приходе это видно довольно ярко, гораздо сильнее, чем в городском, где людям труднее знакомиться и общаться.

Но самое главное, что люди из духовной разбитости постепенно начинают находить себя в Боге, это происходит прямо на глазах. Кто-то потерял в жизни смысл, у кого-то личная катастрофа, иной оказался в жизненном тупике, и, идя в храм, они находят здесь в Боге поддержку, а в прихожанах друзей. И меняются на глазах. Причем нельзя сказать, что в приходе только бабушки – нет, есть люди разного возраста: и среднего, и пожилые, и молодежь, и дети. Так что наш приход – это теплое семейное место, где люди согреваются и укрепляются для своей дальнейшей жизни.

Беседовала И. Филиппова

Фото: www.obraz.org

Преподобный Сергий РадонежскиПреподобный Сергий Радонежский
Автор: митрополит Сурожский Антоний
Из всех русских святых он кажется самым далеким, окутанным самым глубоким созерцательным молчанием. А вместе с тем он удивительно близок: он близок тем, что, предстоя неразделенным сердцем, неразделенной мыслью перед лицом Господним, он возносит молитвы о всех нас, и порой чувствуется, с какой силой возвращается к нам благодать, испрошенная его молитвой.



Свято-Сергиевская церковь д. Мисирёво КлинСвято-Сергиевская церковь д. Мисирёво
В Смутное время село и церковь запустели. Хотя Мисирёво упоминается и в позднейших переписях как село и вотчина Иосифова монастыря, о церкви более не говорится. По запустении храма на его месте поставили часовню. Она была возобновлена в 1869 году и приписана к Казанской церкви с. Фроловское. В советское время часовня была разрушена.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (16.07.2014) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 1963
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика