Автор: Наталья Коржакова
День и вся жизнь
«…Велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси и монахов множество собрав. Тем, яко апостолом и пустынножителем равночестно чтуще тя, прилежно припадающе вопием: моли всех Бога за землю нашу и за вся люди, почитающия память твою.»
Эти слова знает каждый православный человек, живущий на Кольской земле – тропарь преподобному Трифону, небесному покровителю и защитнику нашей суровой родины. А «велия обитель Нераздельной Троицы» – это монастырь, созданный им в 1533году на берегу реки Печенга.
Монастырь преподобного Трифона, стоящий на северных рубежах России, всегда был символом ее силы, величия и могущества. Разные события сотрясали монастырские стены – жесточайшее разорение и величайшее возрождение, уничтожение храмов и святынь и ни с чем не сравнимый подвиг 116 мучеников. Но какие бы тяжелые испытания не переживал монастырь, как бы низко он не падал, всегда в трудные для России периоды возрождался из небытия. Так было и в 16 веке, так было и в 19 веке, так случилось и в конце 20 века.
Завет преподобного Трифона, оставленный своим духовным чадам, а в их лице и всем нам: «Не ослабевайте, братия, упованием на Бога. Не оставить Он жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновит Свою обитель» – ограждает монастырь от злых сил и помогает существовать.
Печенгский монастырь – древний монастырь, ему более 400-сот лет. «Река вечности» – без преувеличения можно назвать такой период. Но как любая река состоит из капель, так и любая вечность состоит их кратких моментов – лет, месяцев, дней…
В 1916 году в Архангельской типографии увидела свет книга под названием «Записки очевидца». Автор ее – Дмитрий Ануфриев, насельник Трифоно-Печенгского монастыря. В 1890 году приехал он на Печенгу вместе с вновь назначенным настоятелем монастыря отцом Ионафаном. Долгие двадцать пять лет жили они бок о бок. «Исторический» настоятель создавал «особую цивилизацию», возрождая монастырь (такую характеристику дадут впоследствии современники трудам архимандрита Ионафана), а Дмитрий Андреевич Ануфриев каждый день вел записи, скрупулезно фиксируя жизнь монастыря, создавая его историю – страницу за страницей, событие за событием, день за днем. Дни бывали разные, события тоже, но история созидалась. Он был летописцем монастыря и именно благодаря его труду мы знаем много о том, какие люди, события и явления случались на Печенге.
Конец XX века… Возрождение Православия в долгое время безбожной России. Впервые в Мурманске появился правящий архиерей, Владыка Симон, как глава новой самостоятельной епархии – Мурманской и Мончегорской. Монастыря преподобного Трифона в то время, разумеется, не существовало. Но потребность в возобновлении обители на Печенге была совершенно очевидна. И Божьим промыслом 2 октября 1997 года в чудом сохранившемся монастырском храме Рождества Христова возродилась монашеская жизнь.
С того дня прошло более 15 лет. А дней – более 5тысяч. Сколько же событий свершилось за это время! Как много потеряно, забыто, упущено! Но не нужно грустить о потерянном. Нужно помнить о существующем. И стараться сберечь.
Попробуем посмотреть на жизнь обители Преподобного Трифона образца 2013 года сквозь призму одного из дней. Ведь как в капле воды отражается весь мир, так и в одном дне отражается вся жизнь.
18 апреля 2013 года. Поселок Луостари. Свято-Троицкий храм Трифонов Печенгского мужского монастыря. 6 часов утра. Утренняя монастырская служба…
Все, вроде, как обычно: как вчера, как позавчера, как год назад, как сто лет назад. Так, хочется верить, будет и завтра, и через сто лет.
Мир живет, радуется, огорчается. Заботы, суета, «житейское попечение». Кто-то приходит в этот мир. Кто-то, наоборот, покидает его. Жизнь, одним словом. Но это жизнь «мира». Мы же говорим о монастыре, о людях, которые добровольно ушли из этого мира и посвятили жизнь Богу. Но не надо думать, что, уйдя из мира, они забыли о нем. Нет, как раз, наоборот.
Вот как говорят святые отцы о монашеском предназначении:
- Монах молитвенник за весь мир и в этом его главное дело!
- Монах размышляет о несчастье человечества, его сердце уязвляется болью, и он непрестанно сердечно молится о мире…
- Монах уходит далеко от мира не потому, что он ненавидит мир, но потому что он любит его. Живя вдали от мира, монах своей молитвой поможет ему в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь божественным вмешательством.
Молитва, разговор с Богом, – вот главное делание монахов. Молитва бывает келейная, это когда каждый обращается к Господу наедине с самим собою. Но гораздо важнее общая молитва, когда вся братия монастыря молится в храме.
«О свышнем мире и спасении душ наших…»
«О мире всего мира…»
«О Богохранимой стране нашей…»
«О граде сем, всяком граде и живущих в них…»
«О плавающих, путешествующих…»
«О недугующих, страждущих и о спасении их…»
В этот день, 18 апреля, такая общая молитва продолжалась семь с половиной часов (!), с 6 утра по половины второго дня. Ведь этот день, даже на фоне очень строгого монастырского Великопостного Устава, отмечается особо жестким молитвенным правилом: читается полностью Покаянный Канон Андрея Критского и к нему добавлено чтение Жития св. Марии Египетской. А потом Божественная Литургия. Получается более семи часов непрестанной молитвы. И все это в совершенно пустом храме – НИ ОДНОГО ПРИХОЖАНИНА НЕ БЫЛО!
Глаза в глаза – неподвижен взгляд!
Бог и монах друг пред другом стоят…
Нет прихожан, нет на клиросе певчих-
Пред Божьим Престолом молитвы и свечи.
Критерием истины, мерой всех зол
Является этот священный Престол.
Нас всех защищает, как щит, как броня
Помилуй мя, Боже! Помилуй мя! |
Какой же это великий труд, такое богослужение! Даже чисто физически. К концу службы лица монахов были буквально черны от усталости. Я уж не говорю о том, какова была сила душевной работы каждого инока. Покаяние, плач о своих грехах, особенно когда перед глазами незримо стоит образ великой грешницы и величайшей же праведницы Марии Египетской. Ее жизненный путь переворачивает все представления о возможностях слабого человека, дает каждому надежду на спасение.
Четверг пятой седьмицы Великого Поста – традиционное долгое богослужение в память Марии Египетской, и название у службы «Марьино стояние». Как правило, в приходских храмах «Марьино стояние» совершается в среду вечером, а уже Божественная Литургия традиционно утром. Все ж хоть немного, но полегче. В монастыре же все по крайне жесткому уставу.
Надо отметить, что 2013 год для Трифоно-Печенгского монастыря совершенно особый. В Свято-Троицком храме поселка Луостари все – в первый раз. Когда мы вспоминали о начале монашеской жизни в 1997 году, монастырь существовал совсем в другом храме. Тот храм был в поселке Печенга, лет ему было практически сто, и, прослужив монахам верой и правдой десять лет, 1 декабря 2007 года он сгорел. Безусловно, это была трагедия для братии.
Но совершенно очевиден Божий промысел в этом событии. Именно пожар 2007 года вынудил начать грандиозное строительство монастыря совсем в другом месте – в поселке Луостари, месте упокоения преподобного Трифона.
Ровно через пять лет после пожара и через два с половиной года после начала стройки на этом месте вырос великолепный сказочно-красивый монастырский комплекс. Дух захватывает, когда входишь на территорию обители: резные башни венчают мощные деревянные стены крепости, колокола и кресты храма устремились вверх к Богу. И над всем этим величавая сопка Спасительная, немой свидетель монастырской истории.
Главный монастырский храм освящен был в честь Святой Троицы Владыкой Симоном 13 декабря 2012 года. И именно с этого дня началась совершенно новая жизнь в совершенно новых условиях. Поэтому-то и все – в первый раз. В первый раз – Рождество Христово в Луостари, первый раз праздник Богоявления и Крещения в Луостари, первый Великий Пост в Луостари.
Кстати, нелишне будет напомнить, что «Луостари» в переводе с финского и есть «монастырь»)
Вот и «Марьино Стояние» в Луостари тоже первый раз.
Начало статьи
Окончание статьи
Фото: Наталья Вересова
Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1 Автор: Игумен Тихон Полянский История малых монастырей России по сей день остается недостаточно изученной. Как отечественная, так и зарубежная историография использует в основном материалы наиболее крупных обителей. В то же время мелкие и средние монастыри остаются практически вне сферы научного интереса историков. Это частично объясняется отсутствием источниковой базы - архивы многих из средних и малых монастырей не сохранились, тогда как фонды Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и Соловецкого монастырей дошли до нас в значительной степени сохранности. Но ведь именно малые монастыри численно преобладали в России, определяя своеобразный духовный ландшафт средневековой уездной провинции
Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2 Автор: Игумен Тихон Полянский Одним из центральных событий церковно-государственной истории XVIII в. стала реформа 1764 г., в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. По штатам 1764 г. из 953 великорусских монастырей закрыто более половины - оставлено было только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|