Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Успение – итог преображения человека
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 22.01.2022, 11:27 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Успение – итог преображения человека

Автор: протоиерей Борис Балашов

Незадолго до Своей блаженной кончины Пресвятая Дева вернулась в Иерусалим, где жила в доме апостола Иоанна Богослова. Она часто посещала дорогие сердцу места, которые были связаны с последними днями земной жизни Её Божественного Сына, и усердно там молилась. Однажды во время такой молитвы Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил, который возвестил о Её скором переселении в вечный мир. Это должно было произойти через три дня.

Дева Мария сообщила о завершении Своего земного пути апостолу Иоанну и другим близким Ей людям. Накануне последнего дня пребывания на земле Матери Господа нашего Иисуса Христа произошло удивительное чудо. В праздничной стихире утрени об этом сказано так: «Апостолы, рассеянные по всему миру, были перенесены облаками по воздуху; как один человек стали они пред Пречистым Твоим Телом, над которым и совершили честное погребение, и мы, взывая к Тебе приветствием Гавриила, восклицаем: Радуйся, облагодатствованная Матерь безмужная, Господь с Тобою» (русский перевод).

Действием Святого Духа Бог чудесно собрал апостолов – проповедников евангельского учения – из разных отдаленных мест в Иерусалим для прощания с Матерью Спасителя мира. Сначала они с удивлением осматривали друг друга, но потом поняли причину их чудесного собрания. Они поведали Богородице о своих трудах и жизни Христовой Церкви в разных народах и землях. По Божьему промыслу к погребению Пречистой Девы опоздал только апостол Фома.

Событие Успения очень красиво передано в светильне праздника Успения: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманстей веси погребите Тело Мое: и Ты, Сыне и Боже Мой, прими дух Мой». В русском переводе: «Апостолы, собранные сюда с концов земли в Гефсиманском селении, погребите Тело Мое, и Ты, Сын и Бог Мой, прими дух Мой».

В богослужении праздника дается объяснение причины такого удивительного события. Апостолы были свидетелями чудес и земной жизни Иисуса Христа. Но для полноты знания и понимания дела спасения людей им надо было стать и свидетелями плодов преображения и освящения человека благодатью Святого Духа. Именно это они увидят в завершении земного пути Пресвятой Богородицы: «Очевидцам и служителям Слова (то есть Божиего Сына. – Прим. авт.) надлежало видеть и Успение Матери Его по плоти – это последнее над Нею таинство, чтобы они видели не только вознесение Спасителя от земли, но и были свидетелями переселения Родившей Его. Для этого они, отовсюду собравшись по Божьей воле, достигли Сиона (горы в Иерусалиме, на которой был построен ветхозаветный храм. – Прим. авт.) и провожали шествующую к Небу, высшую Херувимов; с ними вместе и мы поклонимся Ей как молящейся о наших душах» (стихира на литии в русском переводе).

Дева Мария Своей жизнью показала цель пришествия в мир Христа – спасение человека от греховного повреждения и уподобление человеческой личности Богу в духовном совершенстве. Смерть на время разлучает душу христианина с телом, но не с любящим нас Богом – Источником жизни. Пресвятая Богородица вместе со Своим Божественным Сыном преодолела смерть как последствие грехопадения людей. Она воскресла и обрела новое, прославленное тело, не подверженное страданию и старению, какое обретем и все мы, чада Православной Церкви, в день славного Второго Пришествия Христова.

Человек сотворен Богом для вечной радостной жизни соединенных воедино души и тела. Грех, вошедший в души людей, поработил их, разделил их с Богом и самих людей друг с другом. Смерть как следствие греха исказила всю природу человека – и духовную, и телесную, – лишив наследования вечной и бессмертной жизни.

В живой связи веры и любви с Богочеловеком Иисусом Христом люди восстанавливают светлое состояние своей души. Они обретают возможность обновления своего тела в райском, безгрешном состоянии, в каком и были созданы Творцом. Пресвятая Дева Мария являет Собой высочайший образец такого благодатного преображения в святости и богоуподоблении. В результате длительного подвига несения Своего креста, то есть Своего личного служения Богу и людям, Пресвятая Богородица достигла духовного состояния несравненно выше ангельского.

Её душа, расставаясь с земным телом, была с любовью принята в объятья Божественного Сына. Об этом так говорится в праздничном богослужении: «Изумлялись ангельские силы, видя своего Владыку на Сионе, принимающего руками Своими женскую душу, ибо Он пречисто Родившую Его, как подобало Сыну, призывал: иди, Честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом» (тропарь 9­й песни канона в русском переводе). «Необъяснимо Вселившийся в чрево Твое, Богородица, при воплощении, Он (Иисус Христос. – Прим. авт.), приняв всесвященнейший дух Твой, упокоил у Себя, как Сын, воздающий долг» (тропарь 8­й песни канона в русском переводе).

Смысл этих слов понятен: Пресвятая Дева носила Божиего Сына в Своем чреве при Его Воплощении, а теперь уже Сам Богочеловек, как бы возвращая Ей долг, с радостью принимает Её душу в Свои объятия, несёт на Своих руках.

И небесный ангельский мир, и люди на земле, познавшие Бога своей верой, повсеместно прославляют Успение Божией Матери: «При Твоем славном Успении, не познавшая брака Пресвятая Дева, радуются небеса и возвеселились ангельские силы; веселится и вся земля, воспевая надгробную песнь Тебе, Дева, как Матери Владыки всех, избавившей человеческий род от прародительского осуждения» (хвалитная стихира в русском переводе). Не в тайне и забвении, а светло и торжественно завершается земной путь Богородицы.

Ангелы как небесные жители, апостолы – представители земли, собранные вместе из разных мест, стали очевидцами важнейшего для всех поколений людей события – подведения итогов земной жизни преданного всем сердцем Богу человека, свято исполнившего Свое земное служение: «Сонм (множество. – Прим. авт.) богословов от концов земли и множество ангелов с высоты стеклись к Сиону по мановению, чтобы достойно послужить при Твоем погребении, Владычица» (тропарь 3­й песни канона в русском переводе).

Казалось бы, смерть любимого человека – всегда несчастье и скорбь, но не так у верующих людей, души которых принимаются в руки Божии. Встреча верной Богу души со своим Спасителем лицом к лицу – всегда радость. Так, при отпевании благочестивых людей в храме молящиеся ощущают удивительную радость, хотя, казалось бы, должно быть совсем на­оборот. Небесной радостью наполнились сердца апос­толов и иерусалимских христиан при погребении Матери Иисусовой! «Всесвященное Твое Успение, Всесвятая Дева Чистая, множество ангелов на небесах и мы, род человеческий, на земле прославляем, ибо Ты стала Матерью Творца всего, Христа Бога. Не прекращай, просим, молить Его за нас, на Тебя после Бога надежды возложивших, Богородица Всехвальная и брака не познавшая!» (вечерняя стихира в русском переводе).

«Успение Твое славят власти и престолы, начала и господства, силы и херувимы и величественные серафимы (перечислены ангельские чины. – Прим. авт.); земнородные же, ликуя, радуются о Божественной Твоей славе. Припадают цари с архангелами и воспевают: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий через Тебя миру великую милость».

Наша земная жизнь при всей её красоте и радости исполнена болезней, скорбей и несчастий. Но не так в Небесном Царстве, где нет греха и смерти. Человеку свойственно стремиться к вечному счастью и бесконечной радости. Это заложено в нашу душу Богом, потому что именно это наследует человек в вечном мире, если жил на земле по той любви, которая заповедана в Евангелии Божиим Сыном. Церковь обращается к Пресвятой Деве: «Смерть твоя, Чистая, была переходом к жизни вечной и лучшей; из кратковременной она переселила Тебя, Пречистая, к жизни истинно божественной и бесконечной, чтобы в радости созерцать Тебе Твоего Сына и Господа» (тропарь 4­й песни канона в русском переводе).

На одном московском кладбище я видел такую надпись на старинном надгробии: «Остановись, прохожий, помяни мой прах, я уже дома, а ты еще в гос­тях». На земле мы – в пути к вечности. Путь этот подчас очень труден и скорбен. Кто из близких поможет нам и поддержит?

Церковь отвечает нам на этот вопрос: первым и самым верным помощником и другом христианину на земном пути является Божия Матерь, Которой верующие во Христа усыновились на Голгофе. Смерть и тление преодолены Божией Матерью, потому что Она полноценно соединилась с Иисусом Христом в Своей земной жизни, а Её Пречистое Тело стало прекрасным храмом Божьим, в котором жил Бог.

Спаситель поставил великую цель всем уверовавшим в Него: стать храмом Духа Святого. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

«При рождении от Тебя Христа зачатие было без семени, при Успении Твоем – омертвение без тления; чудо с чудом соединилось» (седален по второй кафизме в русском переводе).

Победив Своим Воскресением тленность и поврежденность человеческой природы, Иисус Христос стал Родоначальником обновленного человечества, освящающегося и перерождающегося для святости и бессмертия в благодатной таинственной жизни Православной Церкви. Пречистая Дева Мария явилась для всех нас недосягаемым образцом благодатного преображения человека, рожденного смертными людьми. Не только Её святую душу Сын Божий принял в Свои объятия, но и нас в свое время примет, если мы сохраним Ему верность в любви. Но и Пречистое Тело Своей Матери Господь уже воскресил в обновленном состоянии, как воскресит и наши тела при Своем Втором Пришествии. Богородица первая из всех потомков Адама, зараженных последствиями грехопадения, полностью обновила Свою душу и тело богоугодной жизнью и действием благодати Божией. Теперь Она душой и телом живет в Небесном Царстве, продолжая осуществлять Свое материнское служение делу спасения Её усыновленных чад Святой Церкви Христовой.

По преданию Церкви, апостол Фома, по Божьему промыслу опоздавший к погребению, на третий день после Успения вошел в погребальную пещеру и не обнаружил там тела Пречистой Девы. На каменном ложе лежали только погребальные пелены Богоматери. Несколько позднее Она явилась апостолам и ученикам Христовым в Своем обновленном теле и обещала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Поэтому православные христиане, почитая Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа, прибегают к Ней за помощью на своем земном пути. Все те, кому дорог Её Сын и Христово Евангелие, дороги Ей как усыновленные дети, врученные Её попечению Иисусом Христом. «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу (жизни. – Прим. авт.), Мати сущи Живота (Сына Божиего, Источника жизни. – Прим. авт.), и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника).

 

 


Успение
Успение Пресвятой Богородицы

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (27.08.2021)
Просмотров: 222
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика