Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Выбор великого князя Владимира
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 26.10.2021, 10:37 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Выбор великого князя Владимира

Автор: протоиерей Борис Балашов

Лебедев Клавдий Васильевич. "Крещение киевлян"

Еще древние греческие историки констатировали тот факт, что не существовало ни одного народа, у которого бы не было религии.

Само слово "религия" происходит от латинского глагола, который означает восстановление разорванной связи. История религий ясно показывает, что люди всегда стремились к восстановлению разрушенной грехом связи с небесным миром. В наиболее древних религиях, сведения о которых сохранились в письменных источниках, ясно прослеживаются следы монотеизма - единобожия. В первую очередь это можно сказать о религиях древнего Египта и древней Индии, а также в древнейших формах религиозных воззрений греков и римлян. Однако постепенно древние языческие и естественные религии обрастали множеством мифов, которые шли вразрез с исторической памятью народов о Едином Боге, сотворившем мир.

Люди все более своим умом пытались осмыслять свою жизнь и смерть, свое назначение в этом мире и значение духовного мира для себя. Так возникали самые разнообразные формы религиозных представлений, которые становились слишком различными не только у разных народов, но и у родственных племен, говоривших на одном языке. Эти религиозные взгляды, рождавшиеся в человеческих умах, мы называем естественными или языческими, т.к. они имеют чисто земное происхождение, т.к. возникали силой человеческой фантазии.

Язычниками были и древние славянские племена, занимавшие большие территории Средней, Восточной и Южной Европы. Но поскольку религиозная мифология, имея схожие черты, все же значительно различалась в разных славянских племенах, им очень было трудно находить пути к объединению и образованию государств, которые были уже необходимы для выживания как экономического, так и политического.

Очень ясно необходимость религиозного объединения славянских племен понимал Великий Киевский князь Владимир. Он предпринимал усилия укрепить национальное язычество, ставил на славянских землях множество идолов и устраивал места для религиозного поклонения и жертвоприношений. Причем стали приноситься даже и человеческие жертвы.

Еще более ревностно пошли таким путем полабские (балтийские) славяне, которые были многочисленны и занимали большие пространства. Они пытались реформировать и укрепить национальное язычество, активно борясь с проповедью христианства, уничтожая храмы и монастыри. Но в своем стремлении хвататься за языческие корни они только перессорились друг с другом, ведя междоусобные войны. Им так и не удалось объединиться, т.к. не было единой крепкой основы, которая могла бы стать объединяющей силой. Итог их борьбы за отеческое язычество оказался плачевным - они почти все были уничтожены или ассимилированы. От них осталось несколько десятков тысяч лужицких сербов, проживающих в восточной части Германии. Только некоторые племена балтийских славян, поселившихся на псковских и новгородских землях, сохранили свое бытие, т.к. объединились с восточнославянскими племенами, а впоследствии на основе православной веры вошли в единый русский народ. Но это будет позднее.

В Киеве князь Владимир, пытаясь укреплять славянское язычество, заходил в тупик. Языческая религия древних славян был обращена исключительно к земной жизни. Боги были нужны для того, что-бы у них что-то попросить нужного для хозяйства или для войны. Эта религия не в состоянии была дать ответ на такие важные вопросы: зачем живет человек? Что такое смерть? Что с человеком будет после смерти? Какой смысл в жизни? - Только есть, пить, рожать, хоронить близких и умирать? И это все?

Владимир был умный и активный человек. В язычестве он вел разгульный образ жизни, но убедился, что всё, доступное ему, не дает никакого смысла человеческой жизни и оставляет в душе зияющую пустоту.

Начался мучительный поиск смысла жизни и истинной веры, поскольку Владимир после многих лет стараний возвысить язычество и укрепить его в народе пришел к выводу о бесплодности этого пути.

Русь общалась с разными народами и государствами. Великий князь пристально присматривался к религиям других народов и анализировал, что та или иная религия дает лично для человека, всего народа и государства. При этом далеко не надо было ходить, чтобы посмотреть плоды православной веры. И родная бабушка великого князя Ольга была христианкой. В столичном Киеве и некоторых других городах уже были православные храмы и были христиане из местного славянского населения. Их было мало, но они резко отличались от язычником образом жизни и какой-то внутренней тихой радостью. Было видно, что живя на земле, они жили чем-то еще и видели что-то за порогом смерти, чего не видел и не понимал князь Владимир.

В житии великого князя нашли отражение религиозные искания Владимира. Он интересовался верованиями мусульман, евреев, западных христиан. Но особенно тронули его душу беседы с проповедниками восточных христиан, присланных Константинопольских патриархом. Владимиру удалось понять величайшую Божию любовь, которая раскрылась в этом мире через Иисуса Христа, Его проповедь, страдания, Крестную смерть и Воскресение. Великий князь понял, что смысл жизни состоит в том, что-бы жить вечно. Но эта вечность человеческой личности зависит от того, как человек живет на земле. Спасает человека для вечной радости добродетельная жизнь по Божиим заповедям, открытым нам в Евангелии, а не богатство и высокое положение в обществе. Крещение же дает возможность стать родным Богу, усыновиться Ему по вере в Иисуса Христа.

Личный выбор был сделан, свое влияние оказал и пример его родной бабушки великой княгини Ольги. После этого он созывает своих бояр и старейшин, и рассказывает им о беседах с представителями разных религий. Особенно его поразили слова греческих проповедников: они "говорят, что наступит иной век и иная жизнь, и после смерти все люди воскреснут, и если кто что доброе в этом веке сделал, то в будущем будет радоваться, живя бессмертной жизнью, а грешники будут вечно мучиться".

Свой выбор князь сделал, но этот выбор должен стать и выбором его народа. Он посылает уважаемых и доверенных ему людей в разные страны: посмотрите, как там с Богом общаются, каково их богослужение? Каковы их взаимоотношения с Богом?

Русских послов потрясло православное богослужение в храме святой Софии в Константинополе, потрясло величием и духовной красотой. Уже много повидавшие послы ощутили в греческом православном богослужении отражение Небесной красоты, явную связь с миром небесным, добрым, светлым и красивым. Теперь был сделан не личный только выбор, а выбор и наиболее мудрых и уважаемых его помощников по управлению государством. Этот выбор предопределил более чем тысячелетнюю историю русских, украинцев, белорусов и многих других народов, живущих по соседству с нами. Искреннее принятие православной веры преобразили душу и жизнь великого князя Владимира и всего русского народа. Произошел расцвет культуры, искусства, образования в течение нескольких десятилетий. Культура Киевской Руси стала значительно выше народов Западной Европы за крайне короткий исторический период.

Христианизация восточных славян за редкими исключениями проводилась мирно и постепенно в течение трех столетий. На основе православной веры и православных духовных ценностей сложился русский народ, в состав которого вошли славянские, финские и иные племена, составив постепенно крепкое духовное и культурное единство русской нации, в которую фактически входили и многие иные народы с сохранением своего родного языка и своей культуры в христианизированном состоянии. И по сей день этот стержень православной веры и культуры объединяет с русским народом многие иные народы не только на великом пространстве Российского государства, но и за ее пределами. В это культурное пространство вошли и иные народы с сохранением иных религиозных верований и национально-культурных традиций.

Наследие святого князя Владимира сохранило цельность Великой России и ее тесные культурные связи с другими народами и странами, соединенные общей историей. Это религиозное и культурное наследие только и может быть основанием для крепости Российского государства и населяющих его народов.

Все попытки уничтожить или заменить фундамент культурообразующей православной религии в нашей стране неизбежно поведут к духовному разобщению людей и расколу страны. За примерами ходить далеко не надо.

Фото: artsait.ru

Равноапостольный князь Владимир
Автор: митрополит Сурожский Антоний
Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа – как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.



Православие как основа древнерусской исторической мысли
Автор: священник Сергий Кулемзин
Одним из наиболее значительных последствий Крещения Руси, значение которого сложно переоценить, стало зарождение национального исторического самосознания. Ярче всего это самосознание проявилось в первых памятниках древнерусской письменности – «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона и «Повести временных лет», явивших собой пример самобытной исторической мысли, в основу которой легло православие.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (28.07.2015) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2115
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика