Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Взыскавшая Бога и Творца всяческих"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 20.04.2024, 05:08 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковные праздники

"Взыскавшая Бога и Творца всяческих"

Авторы: Лариса Маршева, Иоанн Щербенко

24 июля Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Предлагаем читателям богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

Святая равноапостольная Ольга


Равноапостольная Ольга – бабушка Крестителя земли Русской, святого равноапостольного князя Владимира – важная личность в распространении Православия на Руси. Ее Крещение в 957-м году было ознаменовано пророческими словами Патриарха Феофилакта, крестившего ее:

«Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»[1].

В Крещении княгиня Ольга получила имя святой равноапостольной Елены (в переводе с древнегреческого «факел»[2]), матери римского Императора Константина I, которая в 326-м году в Иерусалиме обрела Животворящий Крест Господень и во многом послужила развитию христианства в Римской империи[3].
Все житие княгини Ольги проникнуто великой мудростью, которой она руководствовалась в течение всей своей жизни. Первая ее встреча с будущим супругом, Киевским князем Игорем, правление Русью после его кончины, принятие христианства и многие другие моменты ее жизни свидетельствуют об этом. Преподобный Нестор Летописец повествует:

«Блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа»[4].

Прикоснуться православному христианину к истории святых, живших столетия назад, позволяет богослужение, которое включает в себя гимнографические тексты, посвященные конкретному святому или празднику.
В частности, тропарь равноапостольной княгине Ольге описывает особенности ее подвига, повествует о самых ярких событиях из жизни, прославляет ее святость и житие в сжатой форме, а кондак делает акцент на молитвенном прославлении святой.
Церковнославянский текст песнопений таков:

Тропарь:

«Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная».

Кондак:

«Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление»[5].
В русском переводе тексты звучат следующим образом:

Тропарь:

«Крыльями Богопознания окрылив свой ум, взлетела ты выше видимого творения, взыскав Бога и Творца всего и, Его обретя, новое рождение получила в Крещении, наслаждаясь Древа Жизни, нетленной вовеки пребываешь, Ольга всегда прославляемая».

Кондак:

«Воспоем сегодня Благодетеля всех Бога, прославившего в России Ольгу Богомудрую, да по молитвам ее подаст душам нашим прощение грехов».

Крылья Богопознания

С первых слов делается акцент на самой главной цели в жизни человека – Богоразумии: Крилами богоразумия вперивши твой ум.
Церковнославянское крило соответствует русскому крыло[6]. Для православной гимнографии это важный образ. Он основан на псалмах царя Давида: «Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под сенью крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8). А преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо»[7]. Крыльями веры и Богопознания окрылив свой ум, равноапостольная княгиня Ольга устремилась к самому главному в жизни человека – к Богу.
Стремление к Богу возможно проявить или реализовать лишь посредством Его откровения о Самом Себе человеку. В православном догматическом богословии выделяется два понятия познания Бога: естественное и сверхъестественное Богопознание.
Естественное откровение преподается Самим Богом и воспринимается человеком естественным образом, через исследование мира, хода истории и личного опыта. Совершенно другой вид познания Бога – сверхъестественное. Оно возможно только в личном опыте духовной жизни[8].
Святая княгиня Ольга восприняла естественное Богопознание благодаря великой мудрости, которую она проявляла в течение всей своей жизни, ограждая и укрепляя русский народ, а также лелея ростки православной веры. В конце жизни княгиня Ольга засвидетельствовала это последними словами своему сыну князю Святославу Игоревичу, которые отразились в вечности:

«Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне»[9].

И при жизни равноапостольная княгиня была удостоена сверхъестественного Богопознания. Святая Ольга, как пророчествовал о ней Патриарх Феофилакт, возлюбила Свет – Господа Иисуса Христа.

Выше видимого творения

В тропаре святая Ольга воспевается и так:

«Возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих».

В глаголе возлетела еси имеется приставка воз-, которая используется при образовании глаголов и обозначает движение или действие вверх. Этим автор показывает величие стремления к Богопознанию святой и указывает на то, что она не просто взлетела вверх, но превыше, то есть взлетела в предельной степени высоты.
На этом автор не останавливается и говорит: поиски Бога – это бесконечный процесс, у которого нет финала. Достигнув предельной степени тварного бытия, равноапостольная княгиня Ольга, как и все святые, продолжает идти путем бесконечного Богопознания.

Рождение в Крещении

Равноапостольная была призвана искать Бога – по-церковнославянски взыскати Бога[10]. Княгиня Ольга в своем стремлении к Творцу всего мироздания, постепенно познавая Его, обрела Его в Таинстве Крещении.
И она находит Его – Того, Кого так долго искала, после чего приступает к таинству Крещения. Крещение для христианина является первым церковным Таинством, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе»[11].
Принятие таинства Крещения было необходимо княгине Ольге, поскольку без него она бы не смогла продолжить поиск истины. Без Крещения невозможно ни сделаться частью Тела Христова – Церкви, ни участвовать в других таинствах. Сам Господь указывает на необходимость и спасительность Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Наслаждение от Древа Жизни

Неспроста особое внимание в тропаре автор уделяет Древу Жизни – Кресту Господню. Равноапостольная Царица Елена, чье имя в Крещении приняла княгиня Ольга, в 326-м году в Иерусалиме, около Голгофы, обрела Животворящий Крест Господень. Константинопольский Патриарх Феофилакт, крестивший княгиню Ольгу в 957-м году, благословил новокрещеную Крестом.
В православной традиции Честной и Животворящий Крест, на котором был распят Господь, принято называть Живоносным, что в переводе с церковнославянского обозначает «носящий в себе жизнь»[12]. Крест Господень Церковь не только именует носящим в себе жизнь, но и чтит как прообраз райского древа жизни. Крест отворяет заключенный рай и вводит в него благоразумного разбойника, который уверовал в Спасителя. Такую же возможность после Крестной Смерти и Светлого Воскресения Иисуса Христа имеет каждый человек.
Тропарь заканчивается фразой: Нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная. Нетление – противопоставление тлению. Тление – подверженность человека таким страдательным состояниям, как жажда, голод, физическая усталость, боль[13]. Нетленное состояние, в котором человек не испытывает физической усталости, боли, голода и жажды, достигается в Царствии Небесном.
Святая Ольга называется приснославной, то есть достойной вечного прославления[14]. Она пребывает в Царствии Небесном нетленной во веки.

Благодетель всех – Бог

Довольно малый по размеру, но весьма содержательный кондак равноапостольной Ольге начинается с традиционного призыва воспевать Бога: Воспоем днесь Благодетеля всех Бога.
Воспевание, церковное хвалебное пение – все это молитва. Именно ее посредством человек через хвалебные, просительные или благодарственные прошения обращается к Богу за помощью, и если просимое у Бога будет в пользу ему, Господь подаст все необходимое и полезное для спасения человека.
Центральное место в кондаке, так же как и в тропаре, отводится Богомудрию – той самой мудрости в Боге[15], Богопознанию, к которому стремилась и которое проявляла в течение своей жизни равноапостольная княгиня.
Завершается кондак традиционным молитвенным вопрошанием о прощении грехов по молитвам святой равноапостольной княгини Ольги, пред Престолом Божиим стоящей и молящейся за всю землю Русскую: Да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.

***

Тропарь и кондак равноапостольной княгине Ольге обращают наше внимание на самое главное в жизни человека – на Богопознание – и призывают каждого, крилами богоразумия вперивши ум, возлететь превыше видимыя твари, взыскать Бога и Творца всяческих.
 

 

Источник: pravoslavie.ru


Первая христианская княгиня на Руси
Равноапостольная княгиня Российская Ольга

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: jula (24.07.2021)
Просмотров: 579
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика