Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Заметка об иконографии пророка Илии. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 29.03.2024, 12:29 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Заметка об иконографии пророка Илии. Часть 1

Автор: Епископ Николай Погребняк

Во плоти ангел, пророков основание,
Вторый Предтеча пришествия Христова,
Илия славный.
(Тропарь пророку Илии)


Иконография пророка Илии

Пророк Илия.
Иконы иконостаса собора Рождества Богоматери новгородского Антониева монастыря. 1560 г.

Нет на Руси ветхозаветного пророка, более чтимого, чем пророк Божий Илия - об этом свидетельствует и большое количество посвященных ему храмов, и множество замечательных икон, и то, с каким торжеством 20 июля/2 августа праздновался день его памяти. Чем же так покорил грозный Илия-пророк сердца православных русских людей? Было бы наивным полагать, что лишь суеверный страх перед "разъезжающим по небу на огненной колеснице Илией-громовником" явился причиной народной любви к пророку Божию, ведь тысячелетние почитание его на Русской земле свидетельствует о том, что из всех святых Ветхого Завета он - не только самый известный, но и любимый. Эта общенародная любовь к нему нашла воплощение и в замечательных памятниках церковного искусства.

Приступая к разговору о пророке Божием Илии, прежде всего хотелось бы привести слова апостола Павла о сути апостольского служения: ...Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3). Заметим, что эти слова очень актуальны сегодня: к сожалению, в наше время в "околоцерковной" литературе появляются сомнительного происхождения пророчества, которые не только не отвечают приведенным словам первоверховного апостола, но, наоборот, запугивают, повергают в растерянность и уныние. Между тем, Священное Писание как Нового, так и Ветхого Завета неоднократно утверждает, что многое и великое, данное нам через закон, пророков и прочих писателей (Сир., предисловие), имеет своей целью домостроительство благодати Божией (Еф. 3:2-6) - наше спасение: к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков (1 Пет. 1:10).

Пророки... Как правило, появление этих боговдохновенных проповедников в Ветхом Завете связано с серьезными потрясениями в религиозной жизни богоизбранного народа - различным отступлением от веры. Древнееврейским словом "нави" называли не только предсказателя будущего - смысл его можно передать как призванный [Богом] посланник. На греческий язык его перевели как профитис - тот, кто говорит от другого лица, вестник. Ветхим Заветом усвоены для пророков также такие именования, как человек Божий, прозорливец, провидец (1 Цар. 9:7-9; Ам. 7:12). Дар пророчества характеризуется совершенно особым, неповторимым опытом Откровения, когда Слово Божие, властно звучавшее в душе пророка, требовало возвещать волю Божию людям; при этом пророк вынужден был подчас поступать вопреки своей воле, вступать в противоречия с господствующим общественным мнением, быть постоянно готовым на долготерпение и злострадания (Мак. 5:10). Пророки не испытывали сомнения в божественном происхождении своих речений и возвещали волю Божию именно от лица Божия: пророческие речи начинались словами: "Ко амар Яхве" - тако глаголет Господь.

Главным в содержании пророческих речений и деяний, при всем их разнообразии, было одно: призвать народ вернуться к Богу и верить в Него одного. При этом повиноваться воле Божией народ может только добровольно: страх Божий можно иметь только по любви к Нему Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! (3 Цар. 17:1) - слова пророка Божия, вошедшего в историю своей пламенной любовью к Богу. Илия (евр. Элийягу) вполне оправдывал в земной жизни свое имя: Яхве - Бог мой. Этот пламенный пророк восстановил союз избранного народа с Богом Живым, и за великую ревность по законе взят даже не небо (1 Мак. 2:58) огненным вихрем на колеснице с огненными конями (Сир. 48:9).

Илия Фесвитянин - так именовался он по своему происхождению из небольшого Галаадского городка Фесви - человек Божий, ревностный поборник веры во Единого Бога, грозный обличитель идолопоклонства и всякого нечестия, не оставил после себя книжного слова. В Библии нет составленных им самим книг, но о нем говорится немало, а Священное Предание (богослужебные тексты и памятники иконописи) не только рассказывает о важнейших эпизодах его жития, но и открывает возможность реального общения с этим пророком - общением таким же живым, какое возникает при чтении пророческих книг Ветхого Завета. Кроме того, двадцативековой опыт молитвенного обращения Церкви Христовой к пророку Илии засвидетельствовал неисчислимое количество случаев его благодатной помощи; подтверждение тому - стоящие по всей земле храмы и монастыри, ему посвященные.

Пророческое служение Илии относится ко времени царя Ахава и началось тогда, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного самодержца, финикиянка Иезавель, решила установить в Израиле разнузданные языческие культы Ваала и Астарты. Всех ревнителей благочестия из страны изгнали, а при дворе учредили многочисленный штат жрецов: четыреста пятьдесят пророков студных, служивших Ваалу, и четыреста пророков дубравных (3 Цар. 18:19), которые были жрецами Астарты. [2]

Грозным мстителем за попрание святыни стал Илия Фесвитянин, совершивший много чудес, которые должны были вразумить нечестивого царя. Нечестие царя достигло крайней степени, и пророк - босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках - явился в Самарию, в царский дворец, и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигнет трехлетний голод: Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержителе, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих (малая вечерня, стихира на стиховне). Но Ахав не раскаялся, и противостояние между царем и пророком закончилось торжеством человека Божия. На горе Кармил (Кармель) во время жертвоприношения, устроенного с целью убедиться в сравнительном могуществе Яхве и Ваала, языческие жрецы потерпели полное поражение и собственноручно были избиты Илией: Пророче и предтече благодати, божественный Илие, Ахава нечестиваго царя ты, яко законопреступника обличив, студныя священники яко непреподобны погубил еси (канон, песнь 1) [12].

На одной из древнейших наших икон, изображающей Илию пророка в пустыне (Псков, XIII в., ныне - в Государственной Третьяковской галерее, ГТГ), победе пророка над языческими жрецами посвящено несколько житийных клейм [1]. На одном из них изображен кланяющийся пророку Илии слуга царя Ахава Авдий (как говорит о нем Писание, человек весьма богобоязненный) - он сообщает пророку, что царь его ищет. На следующем клейме Илия обличает нечестивого Ахава, а затем следуют сюжеты с неудавшимся жертвоприношением языческих жрецов и богоугодной жертвой Илии, а в заключение -Илия, закалывающий языческих жрецов. Средник иконы - пророк в пустыне, внимающий гласу Божию, что не в трусе Господь, и не во огни Господь, но в гласе хлада тонка - тамо Господь (3 Цар. 19:11-12). Это утешение Божие - явление в дуновении тихого ветерка - произошло на горе Хорив, когда разъяренная Иезавель поклялась убить пророка, и он, чудесно питаемый ангелом (о чем рассказывает одно из клейм), спасался от смерти в пустыне:

Преславно божественною ты воображенною силою облекся, пищею четыредесятогодневною, Илие чудный, долгий шествовал еси путь; темже в Хориве глаголал еси: благословен Бог отец наших.

Хлад кроток показа и тонок - Господа - тебе, Илие, по Бозе ревнующу Вседержителю, не дух бурен, ни трус, ни огнь страшаяй; темже Иисусу кроткому пел еси: благословен еси, Боже отец наших (канон, песнь 7).

В числе известнейших изображений описанного здесь момента из жизни пророка Божия - композиция "Илья пророк в пустыне", помещенная в росписи 1199 г. в алтаре церкви Спаса на Нередице [8].

Примечательны слова Божии о том, что среди падшего и развращенного Израиля Он оставил Себе семь тысяч верных мужей, не преклонивших колен перед Ваалом. По повелению Божию Илия вновь возвращается в землю Израильскую. Здесь, близ Иордана, у селения Авел-Мехолы, Илия и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою... (3 Цар. 19:19-20)

Особо отметим несколько излюбленных иконописцами основанных на Священном Писании моментов жития пророка Божия, постоянно изображаемых на иконах. Прежде всего, это сюжеты, связанные с пребыванием пророка в доме Сарептской вдовы: Светильниче невечерний... напитал еси вдовицу елеем и муки малою горстию, и сына ея молитвою воскресил еси (стихира на малой вечерни). В упомянутой Псковской иконе из села Выбуты сразу три клейма: встреча пророка с вдовицей, Илия за трапезой в ее доме и воскрешение умершего сына вдовицы.

Последний эпизод всегда служил основанием для молитвенных обращений к пророку Божию о помощи в различных болезнях и недугах; в стихирах на стиховне это нашло отражение: ...Честный во пророцех великий Илие, празднующих твоими молитвами, от бед избавляй и скорбей, и лютых нахождений; да всегда тебе, преславный пророче, христоименитии людие, почитаем и ублажаем.

Пророче, проповедниче Христов... коемуждо болящу присно предстоишь, в Вышних служа, вселенную благословлявши; всюду прославляешь, проси очищения душам нашим Свое благодатное служение людям Илия пророк передал и своему ученику и преемнику Елисею - об этом свидетельствует тропарь: свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати.

Обратим внимание на подчеркнутое в каноне действие пророка, преобразовательно указывающее на его почитание Бога - Святой Троицы: Назнаменова славу Троическую яве дуновением тричисленным, матери детища жива дарова (песнь 4).

Еще один распространенный на Руси иконописный сюжет - Илия пророк, питаемый вороном в пустыне у потока Хорафа, что против Иордана (3 Цар. 17:3-7). Особено часто встречается этот сюжет на иконах XVI в., но хотелось бы остановиться на более поздней, конца XVIII в., иконе, происходящей из-под Вереи (ныне - в ГТГ). На среднике - Илия пророк сидит, опираясь на посох, возле пещеры у потока Хорафа; он повернулся к ворону, принесшему ему пищу. На клеймах - их двадцать! - все важные эпизоды жития пророка: рождество пророка; Ангелы, повивающие его огненными пеленами и "дающие ему ясти пламя" (это - сюжет из Похвального слова пророку Илии: предание о том, что мать Илии еще до его рождения видела, как некие мужи в белых ризах имя ему творяху и огнем повиваху и огнь даяху ему ясти); еще одно клеймо -предсказание философа о пророческом даре Илии. Следующая группа клейм относится уже к началу пророческого служения Илии: это явление Господа Саваофа, обличение нечестивого царя Ахава и предсказание трехлетней засухи. Сарептской вдовице посвящены клейма: встреча Илии с вдовицей у городских ворот, беседа Илии с вдовицей; Илия приходит в дом, где лежит ее больной сын; Илия воскрешает умершего отрока. На следующих клеймах - подробный рассказ о состязании с жрецами Ваала и их наказании, молитва Илии о дожде, обличение Ахава. Встреча Илии с Елисеем рассмотрена также очень подробно: это и помазание Илией Елисея на пророческое служение, и благословение пашущего Елисея, и переход пророками по суху реки Иордан. Завершает композицию огненное восхождение пророка Илии [1].

В почитании пророка Илии есть еще один важный аспект, отмеченный в тропаре, где он именуется вторым Предтечей пришествия Христова. Иоанн Креститель, пришедший в духе и силе Илии (Лк. 1:17) очень часто изображается вместе с пророком: так, Илия и Предтеча помещены в росписи Феофана Грека 1378 г. в барабане церкви Спаса Преображения в Новгороде [2].

Илия воспринимался на Руси и как прообраз монашеского подвига; в его образе подчеркивались качества, созвучные монашеским нравственным идеалам, поэтому нередко его изображали вместе с великими преподобными отцами, - примером может служить небольшая двусторонняя икона из Новгородского Софийского собора (ГТГ), где Илия изображен вместе с преподобными Пименом Великим и Моисеем Мурином [19]. В пророческом ряду иконостасов наличие иконы пророка Илии было практически повсеместным.

В православном сознании, - и это очевидно подтверждается Священным Преданием, как литургическим, так и иконографическим, - пророческое служение есть всегда напоминание о страхе Божием, призыв к покаянию, призыв к стяжанию Божественной любви.

Поясним это на примере богослужения праздника - стихир на Господи, воззвах (малой вечерни). Наказанный за отступление от Бога царь Израильский Ахав пытается переложить свою вину на пророка Божия: Нечестивый царь не терпя твоего обличения, тебе, божественный пророче, глаголет: Ты ли еси томя и развращая Израиля? Ты же рекл еси: не аз, о царю, но ты и дом отца твоего: понеже Бога твоего, сотворшего тя, оставил еси, и чуждыя ввел еси. Но молитвами, Христе, Твоего пророка, от таковыя прелести избави нас, и спаси души наша (малая вечерня, стихира на Господи, воззвах). Примечательно, что эта стихира поется со стихом: Яко утвердися милость Его на нас, - даже нечестивого Ахава стремится пророк вернуть через покаяние в область Божественной любви. Милость Божия способна коснуться жестокого сердца нечестивого царя - вспомним, как это было после убийства Навуфея: Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни... (3 Цар.21:27-29). Стихира на стиховне (на Слава) говорит об этом так: Божественный пророче, ты молитвою твоею огнь с небесе свел еси, и царя уверил еси глаголати: воистинну Един Бог, иже Илиею проповедаемый. Чем можно стяжать любовь Божию? Реальными делами милосердия. Милость человеку Божию оказала Сарептская вдовица, и не оставил ее Господь: Божественный пророче, ты вдовицу с сыном препитал еси, и молитвою горсть муки и чванец масла умножив, по глаголу Господню, горсть муки и чванец масла не умалися (малая вечерня, стихира на стиховне).

Нужно подчеркнуть, что в богослужении красной нитью проходит мысль о том, что непримиримый к врагам Божиим, "студным пророкам", пророк Илия был милосерден и милостив к людям: Божественный пророче, ты молитвою и милованием паки небеса отверзаеши (стихира на малой вечерне); Радуйтеся, [Илие и Елисее], заступницы теплии, и предстатели и врачеве душ и телес Христолюбивых людей (стихиры на Господи, воззвах); кореносекатель явился еси злобы (канон, песнь 4).

Пророка Божия прославили своими песнопениями преподобный Ефрем Сирин, составивший написанное седмистопными стихами Слово на день праздника; святитель Герман, патриарх Константинопольский, написавший одну из стихир; преподобный Иоанн Дамаскин - автор канона со стихирами; преподобные Георгий, епископ Никомидийский, и Иосиф - составители помещенных в греческих минеях канонов.

Если достоверно известны посвященные пророку песнопения, относящиеся уже к IV в., то самые ранние сохранившиеся его изображения - это, конечно, византийские мозаичные иконы Преображения Господня. В конхе Равеннской церкви священномученика Аполлинария, построенной в середине VI в. (вскоре после завоевания Равенны византийским полководцем Велисарием), есть необычное изображение Преображения Господня: вместо Спасителя в центре композиции помещен Крест, а возле него в облаках парят пророки Моисей и Илия; к этому же времени относится и изображение пророка Илии в мозаичном Преображении монастыря ев Екатерины на Синае [8]. Из древнейших икон, изображающих самого пророка, известна икона XII в. из того же Екатерининского монастыря.

Песнописцы и художники брали за основу для своих творений не только Священное Писание (история жизни и деятельности пророка Божия изложена в 3 Цар. 17-19 и 4 Цар. 1-2), но и древние апокрифы - на них, несомненно, опирались писавшие в IV в. святитель Епифаний Кипрский и "персидский мудрец" Афраат, мученик Сирийской церкви. На апокрифических текстах основано и содержащееся в старых минеях Похвальное слово пророку Илии - оно приписывается равноапостольному Клименту Охридскому. В Древней Руси поздние апокрифические сказания о пророке Илии были распространены достаточно широко [о них см.: 16], но содержащиеся в них совершенно фантастические, а подчас и еретические моменты на иконографию пророка повлияли мало; не забудем, что пророк Илия был непримиримым ко всякого рода идолопоклонству.

В церковном отношении к пророку Божию, ревностному борцу с языческим зловерием, делался акцент не только на эту сторону его служения, но и на благодатную помощь его людям. Составленный в начале XVII в. чиновник Новгородского Софийского собора зафиксировал древнее последование с крестным ходом, совершавшимся в неделю по Ильине дне в Новгороде. После молебна с чтением канонов о бездождии (или о безведрии - по обстоятельствам) совершался чин малого освящения воды. Крестный ход из Софийского собора во главе с архиепископом направлялся по Ильине улице в Знаменскую церковь, а затем с выносной чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы к Волхову. Здесь архиерей садился в насад (большую ладью) и плыл вниз по течению реки, а затем посуху возвращался на Ильину улицу к Знаменской церкви. В XVIII в. древние чинопоследования уже вышли из употребления, но содержащаяся и в современном требнике молитва в бездождие начинается призыванием заступничества пророка Илии Фесвитянина, ревности ради [к Богу] дождю удержатся по велевшему, и паки молитвою дождь плодоносный ей даровавшего.

Продолжение статьи

Источник: www.mepar.ru
Фото: www.obraz.org

Книга в иконографии
Иконография детства Спасителя


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (02.08.2012) | Автор: Епископ Николай Погребняк
Просмотров: 3934
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика