Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Заметка об иконографии пророка Илии. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 28.04.2024, 10:48 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Заметка об иконографии пророка Илии. Часть 2

Автор: Епископ Николай Погребняк

Иконография пророка Илии

Илья Пророк с житием и огненным восхождением.
Начало XVIII в. Палехские письма.

Почитание Илии-пророка на Руси было повсеместным. В месяцесловах XI - первой половины XIV в. своего рода "литургическое ядро" состоит из 80 праздников, кроме двунадесятых сюда входят дни памяти наиболее чтимых святых. Этот круг праздников, заимствованный из богослужебной практики Византии, со второй половины XIV века с постепенным распространением Иерусалимского Савваитского устава претерпевает некоторые изменения, но память пророка Илии в его составе всегда присутствует. Она встречается практически во всех месяцесловах XI-XV вв., в большинстве богослужебных Евангелий, Апостолов, а также обиходников и часословов [11].

Пламенной ревностью по Бозе и благодатным заступничеством пророк Илия стяжал себе любовь Православной Руси: ему было посвящено множество храмов; впрочем, посвященные ему церкви начали строить на Руси еще до ее крещения. Лаврентьевская летопись дважды упоминает о существовании "святаго Илие соборной церкве" уже при князе Игоре, т.е. не позднее 945 г. [7], а равноапостольная Ольга поставила Ильинскую церковь на своей родине, близ Пскова. Уже в XI в. Ильинский монастырь был в Чернигове, а Новгородские летописи неоднократно упоминают заложенную в середине XII в. святителем Нифонтом церковь Илии пророка "на Холме".

Нередко Ильинские храмы строились в память о чудесной помощи пророка (например, от огненного запаления) по обету, за один день, - так в конце XVI в. был возведен в Москве деревянный храм Илии Обыденного, через столетие замененный на ныне существующий каменный. В Московской епархии более двух десятков храмов, посвященных пророку Илии; два из них - в Сергиевом Посаде и Можайске - пережили годы безбожия и не закрывались. Остальные были возвращены Церкви в течение последнего десятилетия и ныне восстанавливаются.

Икона пророка Илии была в каждом русском храме; хочется рассказать об одной из них - она находится в Нижегородском государственном художественном музее. При описании этой иконы невозможно удержаться от эпитета "потрясающая". Эта - "Огненное восхождение пророка Илии", созданное в конце XIV в. в Ростове Великом, - гениальный ответ русских мастеров на творения Феофана Грека. Написана она на доске, сильно вытянутой по вертикали: даже пропорции доски подчеркивают устремленность всей композиции в небо. Доска тонкая, кажется, что иконописец, выбирая, ее простукивал, подбирал по тону, как для музыкального инструмента. А почему бы и нет - ведь знал же иконописец слова написанного иеромонахом Пахомием канона (егоже краегранесие: Пою хвалу великому Илии): Орган явился еси ударяемь божественным бряцалом, пророче пречудный, Всеведца Бога воспевая, отмщение праведно всем дающа по делом их (песнь 1). Эта "хвала великому Илии" в иконописном варианте получилась весьма убедительной. Композиция очень лаконична; даже житийные клейма (к сожалению, сохранились они не все) содержат лишь самое главное, без чего просто нельзя обойтись: если это рождение будущего пророка Божия, то рядом с лежащей на ложе матерью пророка изображены лишь повивающие младенца Илию огненными пеленами ангелы - и больше никого. В клеймах представлены все важнейшие моменты жития пророка, нашедшие отражение в богослужебных текстах, паремиях, прологах, синаксарях. Вот пророк молится Богу, и в горячей молитве приподнимается над землей (вспомним, так горячо молился и наш Преподобный Серафим)...

Гениальность автора Нижегородской иконы особенно проявляется в пропорциях и композиции средника: три уровня (хочется сказать - регистра) построены в прямой перспективе и несколько асимметрично, ось композиции не совпадает с осью доски, а слегка сдвинута влево, отчего у зрителя возникает ощущение движения; чувствуется, как огромный огненный шар с находящейся в нем огненной колесницей катится, увлекая в небеса пророка Божия. На небесныя круги огненною колесницею вознеслся еси, ныне твою совершающим память верно, назирая яко света близ сый, свет мысленный нам давай (песнь 9). К сожалению, этой удивительной иконы не видел князь Евгений Трубецкой, посвятивший иконографии пророка Илии свои вдохновенные строки [20].

Нижний регистр средника - огромная (почти половину пространства занимает!) земля, которую покидает Фесвитянин. Собственно, это просто зеленовато-коричневый позем - пророк уже не видит на этой земле ничего, он весь устремлен в обители небесные, это и вся фигура его ясно выражает - стоя на огненной колеснице, он вытянулся весь вверх (кажется, что на цыпочки поднялся), он устремился туда, где в окружении ангелов держит Царица Небесная Своего Предвечного Сына, Спаса Эммануила: Иже прежде солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшего, из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная Всечистая, Тя, Богородице, величаем (ирмос 9 песни).

Но вернемся на землю: подумаем, почему иконописец нашел возможным столь большую часть средника оставить незанятой. По-видимому, это приглашение молящимся стать тайнозрителями огненного восхождения пророка, в восторге воскликнуть вместе с Елисеем: Отче, отче, колесница Израилева и конница его! (4 Цар. 2:12) Об этом и в каноне говорится: Видети желающий Илии чудес огнедохновенную силу, огнезрачнаго и честнаго языка, духа крепость, по достоянию собрахомся (песнь 1). Ведь это та самая земля (пуста, непроходна и безводна - Пс. 62:2), где томится человеческая душа и где по молитве пророка Божия были явлены чудеса милости Божией. Обратимся вновь к Похвальному слову: Ревнуя поревновах по Господе Вседержителе, и вшед на гору, помолися, будет дождь да ради, и абие отверзе хляби небесныя на землю, и прозябе земля ращение всякого плода...

По предстательству пророка Божия Илии Господь силен восстановить разрушенную грехом гармонию тварного мира. Но в очень большой степени это зависит от молящихся пред иконами пророка людей - от всех нас! - молящихся с покаянием, к которому призывал пламенеющий любовью к Богу Его пророк. Пророк, именуемый Церковью Вторым Предтечей пришествия Христова. И тысячелетний опыт молитвенного общения нашей Церкви с этим огнепальным, грозным, но милостивым пророком показывает, что преображенные благодатью Божией души человеческие, по слову другого великого пророка Ветхого Завета, могут возвеселиться, словно пустыня и сухая земля, возрадоваться, как страна необитаемая, расцвести, как нарцисс. И тогда возрожденная человеческая душа великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; Он придет и спасет вас... (Ис. 35:1-4). Но это спасение осуществляется уже в Церкви, Воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом, ветхозаветным Предтечей Которого и был пророк Божий Илия.

Новейший период истории нашей Церкви явил миру сонм мучеников и исповедников, обладавших ревностью Илииною и глубоко чтивших пророка Божия, молившихся ему и получавших от него благодатную помощью. Об этом свидетельствовал святитель Афанасий (Сахаров), почти тридцать лет сам проведший в узах, изгнании и горьких работах, и составивший особый тропарь пророку Илии.

Источники и литература:
1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. ГТГ. 2 тт. М., 1963.
2. Вздорное Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.
3. Голубцов А. Чиновник новгородского Софийского собора// Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1899, кн.2.
4. Амитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. I. Киев, 1895.
5. Иконы Твери, Новгорода, Пскова ХУ-ХУ1 вв. Каталог собрания ЦМиАР. М., 2000.
6. Князев Алексей, протоиерей. Пророки//Вестник РСХД. №103-106, 118, 119. Париж, 1972, 1976.
7. Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001.
8. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973.
9. Лившиц Л.И. Заметки о стиле житийной иконы "Илия Пророк" из села Выбуты близ Пскова первой половины - середины XIII в. - Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997.
10. Лопухин А.П. Ветхозаветные пророки// Христианское чтение, 1876, I.
11. Лосева О.В. Русские месяцесловы XIV-XV вв. М., 2001.
12. Макашина Т.С. Ильин день и Илья-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян. -Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.
13. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.
14. Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова XIII-XVI вв. М., 1971.
15. Реформатская М.А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы "Илия Пророк" из села Выбуты. - Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997.
16. Рождественская М.В. Апокрифы об Илье-пророке. - Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI -первая половина XIV в. Д., 1987.
17. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 1995.
18. Сказание о жизни и чудесах святого славного пророка Божия Илии. М., 1859.
19. Смирнова Э.С., Лаурина В К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982.
20. Трубецкой Евгений, кн. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965.
21. Reau L. Iconographie de L'art chretien/ VI-III. Paris, 1955-1959.
22. Reau L. L'iconographie du Prophete Elie. - "Elie le prophete selon les ecritures et les traditions chretiennes", I. Les etudes carmeliteines ches Desclee de Brouwer, 1956.

Начало статьи

Источник: www.mepar.ru
Фото: www.obraz.org

Победа в памятниках православной иконографии
Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (03.08.2012) | Автор: Епископ Николай Погребняк
Просмотров: 3239
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика