Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Звучание нашего города
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 04.11.2024, 06:01 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Жизнь благочиния

Звучание нашего города

Автор: Елена Кислова

Детский хор "Мандрагора" в Скорбященском храме. Художественный руководитель - заслуженный работник культуры Российской Федерации Е. Б. Уманская

- 2015 год проходит в Клину под знаком музыки: в мае состоялся первый Международный музыкальный фестиваль им. Чайковского, который был посвящен 175-летию со дня рождения композитора и собрал исполнителей первой величины. И вот в ноябре новое масштабное событие - хоровой фестиваль духовной музыки. Он откроется праздничным богослужением в Преображенском храме с. Спас-Заулок. О том, что интересного ждет клинчан, мы попросили рассказать начальника Управления культуры Клинского муниципального района Е.Б. Уманскую.

- В прошлом году нам разработали брендинг Клина, т.е. показали путь, по которому можно развивать своеобразие и неповторимость нашего города, и не только в плане туристической привлекательности. Эта политика рассчитана в большей степени на жителей города, на позиционировании у клинчан чувства комфортности, удовлетворенности, чтобы меньше конфликтов было даже в быту. Мы ставим для себя цель образовывать людей. На это направлены разные мероприятия: Международный музыкальный фестиваль, Фестиваль цветов Подмосковья, который также прошел под знаком П.И.Чайковского, концертный сезон в парке "Сестрорецком" и Майдановском парке, художественные и литературные чтения (в России проходит Год литературы); и, безусловно, одно из главных событий - празднование 70-летия великой Победы.

- Елена Борисовна, кто стал инициатором проведения хорового фестиваля духовной музыки в Клину?

- Можно сказать, что эта инициатива принадлежит клинчанам, а руководство района ее поддержало. Когда Глава района посещала храмы, и священники, и прихожане, и люди далекие от веры высказывали пожелание, чтобы у нас в городе проходил хоровой фестиваль. И Алена Дмитриевна поручила мне и настоятелю Преображенского храма с. Спас-Заулок протоиерею Владимиру Кильчевскому продумать программу. Я предложила провести фестиваль в ноябре, т.к. 4 ноября - в день празднования Казанской иконы Божией Матери - совмещаются две грани: собственно церковная и общенародная светская.

- Концертными площадками фестиваля станут и храмы: не отпугнет ли это людей невоцерковленных?

- Вряд ли. Музыканты ХХ века вернули духовную музыку в концертные залы, а теперь мы хотим показать, что православный храм - это далеко не только сооружение религиозного предназначения и памятник архитектуры. У меня такой опыт уже был лет 25 назад, когда отмечали 150 лет со дня рождения Чайковского. К нам приехал Первый Синодальный хор и в Успенском храме на ул. Папивина исполнил "Литургию" П. И. Чайковского. Я помню, как потом батюшка переживал: такой коллектив, такая духовная музыка, а мы не смогли широко оповестить клинчан, и народу было не так много. Мне бы хотелось, чтобы наши храмы возвращали поневоле утраченные традиции и с помощью духовной музыки всё более содействовали освящению и очищению человеческих душ. Сейчас мало кто об этом знает, но ведь в древности церковная служба, в частности Литургия, могла проходить даже при инструментальном сопровождении.

- Какую задачу вы как начальник Управления культуры ставите перед собой и что ждете от этого фестиваля?

- Я хочу, чтобы в нашем городе жили умные, образованные, интересные люди. Понимаете, в последнее время государство ищет, на мой взгляд, как бы партнеров для решения такой важной задачи как укрепление самосознания, привитие любви к отечеству, к тому месту, где ты живешь. И в данной ситуации наша цель - показать людям, что Православная религия - это часть духовной жизни общества, а еще это большой труд множества наших соотечественников. Кстати, это было очень заметно на музыкальном фестивале им. Чайковского: когда в зале в первом отделении звучала "Литургия" Чайковского, а во втором - "Литургия" Рахманинова, я видела сосредоточенность людей, чувствовала необыкновенный сгусток энергии, который был направлен не на развлечение, а на работу мысли, ума. Во-первых, два разных композитора, во-вторых, были представлены сочинения как бы одного уровня, которые исполняются в церкви во время богослужения. Однако, если ты невоцерковленный человек, ты слушаешь музыку и не понимаешь, почему это звучит именно так, что означают эти слова, в связи с чем такая последовательность…

В свое время мне повезло: я была свидетелем памятного исторического концерта, когда государственный хор и студенческий хор Москвы, которым руководил Борис Стевлин, по-моему, в конце 90-х впервые исполнили "Литургию" Чайковского, а затем "Литургию" Рахманинова. Это был "взрыв", потому что в концертной практике в советское время церковная музыка со словами не пелась! Пелись на слог, букву, т.е. были вокализы. Почему? Потому что духовная и культурная жизнь Православной Церкви официально была под запретом. В то время я не была воцерковлена, но в силу профессии много исполняла духовной музыки и все время задавала вопросы своему преподавателю: "Почему музыка Бортнянского совсем не вяжется со словами?" На что она мне отвечала: "Лена, перестань задавать вопросы, они приведут тебя не в то учреждение". Я только потом узнала: чтобы сохранить духовную музыку, в советское время поэты писали светские тексты, и они не всегда стыковались с музыкальной мыслью. А я это почувствовала чисто по природе. Но и в то время все понимали: музыка, которую написали Чайковский, Рахманинов, Бортнянский, Березовский, Кастальский, - это высочайшего уровня музыкальный материал, который предназначался именно для богослужения в церкви. И люди наслаждались этой музыкой.

Поэтому нам бы хотелось, чтобы традиция проведения хоровых фестивалей духовной музыки не только укрепила авторитет светской власти и показала значимость русской православной духовной традиции, но самое главное - мы стараемся донести, что только в соединении этих двух начал можно проводить мероприятия, которые будут влиять на ум и на душу человека.

Задача большая, очень важная и ответственная. Поэтому себе я желаю, чтобы хватило сил и здоровья, чтобы это все состоялось и было проведено на очень высоком уровне. Я очень переживаю, потому что это первый опыт проведения подобного фестиваля в Подмосковье. Программа уже известна, и мои коллеги из Московской области, из Твери проявляют к ней большой интерес.

- Действительно, программа фестиваля очень разнообразна, особенно по составу участников. Чем вы руководствовались при ее составлении?

- Прежде всего, хотелось подчеркнуть своеобразие и неповторимость Клина, который должен звучать, и звучание должно быть мажорным! За полгода до фестиваля были обговорены условия участия известных профессиональных коллективов, потому что именно они придают высокий статус мероприятию. Затем параллельно возникло предложение включить хоры Клинского благочиния, а чуть позже - пригласить церковные хоры из Подмосковья, в том числе хор храма прп. Ефросинии Московской, который будет петь 1 ноября в Успенском храме с. Демьяново. В Троицком соборе пройдет концерт духовной музыки с участием Воскресенского муниципального хора. Знаете, я не люблю слово "самодеятельный", потому что эти творческие коллективы отличаются только тем, что не зарабатывают деньги, а по качеству звучания иногда не уступают профессионалам. В Преображенском храме с. Спас-Заулок 3 ноября будет звучать старинная музыка в исполнении Московского камерного оркестра "Musica Viva" (художественный руководитель и дирижёр народный артист Российской Федерации Александр Рудин) и Образцового детского хора "Мандрагора" (художественный руководитель заслуженный работник культуры Российской Федерации Е. Б. Уманская. - Прим. авт.). Мы представим духовное сочинение итальянского композитора Джованни Перголези "Стабат Матер", в переводе - "Стояла Мать скорбящая": это плач Божией Матери по распятому на Кресте Иисусу. Музыка, которая любима публикой в течение двух веков, будет впервые звучать в Клину в оригинале, т.е. в сопровождении оркестра.

В качестве концертных площадок мы используем храмы, учреждения культуры, концертный зал дома-музея П.И. Чайковского. 6 ноября, в день памяти композитора, программа будет особенно насыщенной: в выставочном зале состоится семинар для хормейстеров Московской области и Клинского района; в Высоковске - концерт русского хора им.А.Свешникова, в Клину - концерт в Троицком соборе с участием муниципального хора г.Воскресенска. Мы постараемся, чтобы большое количество людей смогли посетить концерты и получить удовольствие. Конечно, услышим замечания, наверное, их будет много. Но я думаю, что музыка все сгладит.

В рамках фестиваля мы используем разную форму: собственно концерты, два дня у нас фестиваль лучших хоров Подмосковья, выступления профессиональных коллективов, мастер-классы для хормейстеров. А завершит фестиваль выступление одного из ведущих коллективов нашей страны - Большого Детского Хора им. Виктора Попова. На сцене концертного зала прозвучит "Детский альбом" Чайковского, который был написан для инструмента, т.е. первая пьеса будет звучать в инструментальном изложении, а затем в хоровом. Представляете?! Будет интересно послушать и сравнить, т.к. Чайковский - большой симфонист и необыкновенный мелодист. А во втором отделении прозвучат популярные детские песни Шаинского, Пахмутовой. Репертуар у коллектива огромный.

Если будет хорошая погода, под занавес фестиваля мы хотим показать сводный хор работников культуры Клинского района. В этом году у нас уже такой опыт был: в мае в период празднования Дней славянской культуры и письменности во время нашего выступления в парке "Сестрорецкий" зрители пели вместе с нами. Я думаю, мы продолжаем певческие традиции, которые были и в советское время, и сейчас. Они тоже являются основополагающими для этого фестиваля.

- А петь у нас любят. Не зря Федор Шаляпин сказал: "Я так горд за свой певческий русский народ!"

- Да, наш народ петь любит и умеет.

- Какие музыкальные, культурные традиции, существующие в нашем районе, на ваш взгляд, позволяют нам проводить мероприятия такого уровня? Ведь для этого требуется не только опыт работы со звездами мирового масштаба, достойные и технически оснащенные сценические площадки, но еще и зритель, способный воспринимать серьезную музыку?

- Я уверена, на наш город огромное влияние оказывает, конечно, имя Чайковского. Мы должны понимать, что наша неповторимость, наше своеобразие в том, что в городе жил Чайковский и что после его смерти, благодаря деятельности родных и близких композитора, был основан мемориальный музей. Музей оказывал и продолжает оказывать большое влияние на жизнь города. В советское время развивалась такая форма работа с аудиторией как народные университеты, которые вела Ирина Константиновна Архипова. Основная их цель - просветительская работа. И они оказали огромное влияние на жителей нашего города, ведь в концертном зале дома-музея выступали звезды мировой величины: артисты Большого театра, оркестр им. Осипова, Большой симфонический оркестр. И сегодня музей продолжает работать в том же направлении. Поэтому, я считаю, наша задача - сохранить эту традицию. Мы пришли к пониманию, что в городе должны быть фестивали разные по своему назначению, по содержанию, для разной целевой аудитории. Важно сохранить саму форму фестиваля как явления уникального и неповторимого.

Елена Кислова

Фото: Татьяна Балашова

Хор Мандрагора в храме иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость г. Клина"Пою Богу моему": Хор "Мандрагора"
Автор: Елена Кислова
Детский хор "Мандрагора", созданный на базе хорового отделения ДШИ им. П. И. Чайковского, победитель и призер многих конкурсов, в том числе и международных, отметил 15-тилетие. Репертуар этого коллектива обширен и постоянно обновляется, но в нем непременно присутствует духовная музыка. О хоре, его успехах и планах на будущее рассказывает его руководитель - заслуженный работник культуры России Е. Б. Уманская.



Пойте Богу нашему, пойте"Пойте Богу нашему, пойте"
Автор: Ирина Филиппова
Бог создал человека способным творить, подарил ему различные таланты: стихотворца и писателя, художника и музыканта. Для чего? В первую очередь, для того, чтобы человек мог прославлять Творца и замысел Его о мире. Но чаще всего мы сталкиваемся с проявлениями человеческих талантов вне этой заповеди. Современный человек вряд ли услышит теперь музыку, наполненную духовностью, скорее наоборот, мир наполнен какофонией греха. Поэтому поистине бесценным может оказаться опыт проведения музыкальных фестивалей, подобных тому, который прошел в выставочном зале МДЦ "Стекольный" г. Клина.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: Pravklin (02.11.2015) | Автор: Елена Кислова
Просмотров: 2049
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика