Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Прощеное воскресенье
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 27.04.2024, 06:41 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Прощеное воскресенье

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Настоятель храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, протоиерей Борис Балашов - Прощеное воскресенье

Настоятель храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", протоиерей Борис Балашов

Мы, люди, существа, созданные по образу Божию, имеем бесценный дар от Господа - жизнь тела и души. Мы знаем, что в состоянии мира согрешившего жизнь тела не вечна, оно умирает. Знаем и то, что душа в нашем мире подвержена скорбям, болезням, а иногда даже и такому состоянию, которое мы называем духовной смертью. Все мы хотим жить, в нас заложено это стремление от Бога. Но жить вечно, жить всегда - это та потребность, которая есть в нашем сердце, и она относится не только к жизни тела, но, конечно же, и к жизни души. Когда наше тело болеет - нам плохо, потому что болезнь уродует нашу жизнь, приносит скорби, и мы стремимся вылечиться, прикладывая для этого большие усилия. Этому помогает медицина. Телесная болезнь может быть очень опасной, потому что она может привести к смерти нашего организма.

Еще большие скорби и страдания причиняет человеку болезнь души. Ее причина заключена в том, что мы и те люди, среди которых мы живем, - все больны грехом. И чем больше усиливается в нас грех, который мы допускаем сами по своим страстям, по своим стремлениям к какой-либо выгоде, может быть, по своей слабости или лени, тем более тяжким грузом грехи лежат на нашей душе и на нашей совести. Нам тяжело их нести. Но это не внешний груз, а та болезнь, которой поражена наша душа. Мы не можем и по этой жизни идти правильно, и обрести жизнь вечную с тяжким грузом своих грехов.

Жизнь вечная - это жизнь, где победило Христово Воскресение. Это жизнь, куда не может войти грех, зло и всякая духовная грязь. И только входя в сердце человека, вечная жизнь несет подлинную радость, истинное счастье и открывает перед нами океан безбрежной Божией любви и бесконечной жизни вместе с Богом в радости и духовной чистоте.

Но как же к этой духовной чистоте прийти? Врачи могут лечить тело. Но ни один земной врач не может лечить грех человеческой души. Есть единственный Врач - Иисус Христос, Врачеватель наших душ и тел. Он готов лечить наши души. Когда мы согрешили перед кем-то из людей, мы идем к этому человеку, ощущая тяжесть на душе, признаемся в своем грехе и просим прощения. И нам становится легче, потому что, в определенной степени, часть греха снимается тем, что мы признались в нем, искренне попросили прощения и нас простили. Однако полного исцеления от этого греха все-таки не произойдет. Почему? Согрешая против человека как образа Божия, мы этим согрешаем и против Того, Чей это образ, то есть против Бога. Поэтому, согрешив против человека, надо просить прощения и у того человека, против которого мы согрешили, и у Бога, перед Которым и против Которого мы тоже этим согрешили. Но прощение от Бога не есть внешнее действие по отношению к нам. Прощение, которое мы получаем от Бога, это не забвение Богом наших грехов, а их исцеление и уничтожение из нашего сердца и нашей жизни.

Мы, православные христиане, сейчас направляем свой путь к встрече Пасхи Христовой, чтобы радость этого Воскресения и свет вечной жизни заполнили наше сердце, ворвались в нашу душу и сделали нашу жизнь иной, более светлой и радостной, чтобы мы на какое-то время прикоснулись к этой бушующей и всепобеждающей радости Воскресения Христова, чтобы ее теплом согреть наши души, чтобы мы хоть на один шажок в этом году стали ближе к бессмертию и радости Царства Небесного.

Пост перед Пасхой - это время собирания духовных сил и труда для очищения нашей души, необходимого для того, чтобы Господь смог войти в наше сердце со Своим светом и со Своей радостью.

Если человек честен по отношению к себе, он понимает, что грехов у него много. Как же быть? Мы хотим, чтобы Бог их нам простил. Но на каких же условиях Он готов это делать? В Евангелии есть ясные и четкие слова Сына Божиего Иисуса Христа: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). В молитве "Отче наш", которой нас научил Иисус Христос, нам сказано об условии, при котором мы можем получать от Бога прощение: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим.

Долги наши перед Богом - это то, что мы должны были бы сделать, а не сделали, либо то, что сделали плохого, оставшись должниками перед Богом и перед людьми. Эти долги тяготят нас и являются преградами на жизненном пути. Даже если мы не ощущаем их тяжести, то остается бесконечное расстояние между нами и Богом. Не подпускают нас к Богу грехи. Они являются преградой к встрече с Ним. Если мы хотим, чтобы Бог простил наши грехи, то должны выполнить одно условие. Оно и легкое, и трудное. Легкое - потому, что предельно ясно, - что надо сказать: "Господи, прости меня! У меня есть основания Тебя так просить, я сделал, как Ты сказал". Трудное - потому, что очень тяжело простить других и их грехи, совершенные против нас лично. А еще гораздо труднее простить те грехи, которые сделаны не против нас, а против наших близких или против того дела, которое мы любим. И тем не менее, Христос говорит: "Как мы прощаем, так и нам простится".

Громадный труд стоит перед нами. Чтобы отправиться в путь поста, очищения души, испрашивая у Бога прощение наших грехов и начиная духовный труд для победы над грехами, надо сначала простить другим. Простить - это не просто сказать: "Прощаю!". Простить - это значит восстановить те отношения с людьми, которые у нас были раньше, либо изгладить те преграды, которые возникли у нас в отношениях с этими людьми вследствие их неправильных действий. Иногда нам возражают: "Ну как же, эти люди продолжают делать плохо, а мы их прощаем?!" Да потому, что незачем нам этот грех держать в нашем сердце и нашей жизни. Поэтому победа, которую мы совершим в нашем сердце, простив грехи другим, открывает путь к другой победе, чтобы Господь очистил и простил наши грехи.

Последний день перед Великим постом называется Прощеным воскресеньем. Прощеным -потому, что на пути к Пасхе, надо сначала простить все грехи другим и самим испросить прощения у тех, перед кем мы виноваты.

Церковь всегда говорит нам, что нужно очень четко отделять человека от его грехов. Мы должны ненавидеть грех, но любить человека. Но как? Вспомним свое детство. Ведь у каждого из нас были плохие поступки в детстве и при этом, несмотря на них, мама и другие близкие нас любили. И часто именно эта любовь спасала нас от зла и помогала вернуться на правильный путь. Так же и Бог любит нас даже тогда, когда мы согрешаем. Но, конечно, по-разному строит Свои отношения с теми, кто Ему верен в любви и с теми, кто Его любовь предает. Так и любящая мать любит и послушных детей, и очень непослушных, поступающих плохо. Одни ее радуют, другие огорчают. Но и тем, и другим она хочет спасения и радости в жизни, хотя с разными детьми, в зависимости от их поведения, по-разному будет строить свои отношения.

Простив грехи другим людям и сами испросив прощения, мы как бы производим предварительную уборку мусора в комнате нашей души для того, чтобы можно было позвать туда Господа, чтобы Он после того, как мы грязь из нашей души выметем, исцелил бы нашу душу. Потому что Бог спасает нас не без нас. И вот, прощая другим грехи и испрашивая прощения себе самим, мы помогаем Богу очищать наши собственные души от грехов. Бог, видя наше стремление очиститься, Сам будет лечить наши души от греховных болезней.

Для чего это нужно? А, вообще, для чего нужно человеку быть здоровым? Чтобы жить полноценно, радостно и дольше. Для чего человеку нужно лечить свою душу? Чтобы жить радостно, полноценно, жить вечно и чтобы побеждать греховную заразу в своей жизни, в своей семье и вокруг, для того, чтобы зло не победило нас. Когда с нами Бог, мы могучи и сильны Его силой и Его любовью. Вместе с Богом все возможно. Вместе с Богом возможно победить грехи, обрести вечную, радостную жизнь. Вместе с Богом возможно вымолить и очистить души наших близких или, по крайней мере, содействовать этому. Оттого, как мы в нашей душе побеждаем зло, во многом зависит жизнь не только наших семей, но и всего нашего общества. Победа Христа в одном сердце и любви Христовой в одной жизни - уже великая победа, которая важна для всех. Чем в большем количестве людей победит Христова любовь, тем светлее и радостнее будет всем людям. Когда с нами Бог и мы с Ним, на земле радостнее и светлее жить. Да и жить мы будем для бессмертия!

Фото: Геннадий Алексеев

Статьи по теме:
Начало Великого поста
Прощеное воскресенье (в начало страницы)
В Прощеное Воскресенье


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (01.03.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2607 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Наталия Гусева  
0
А мое первое прощенное воскресенье никогда не забывается. Это был просто ШОК! ВСЕ батюшки перед КАЖДЫМ прихожанином- на колени, земной поклон. Я еще почти никого в Приходе не знала. Но перед началом настоятель так хорошо все объяснил - он попросил прощения за неловкий взгляд, за нечаянно сказанное слово, обидевшее кого-либо. Разве у вас так не бывало - кажется, что человек тебя обидел, а потом выяснится, что он не правильно сформулировал, ты неправильно понял. Вот за это и просят прощения.
А уж те, кто тесно общается одним Приходом - тут как без обид? И как себя вчера ломала чтобы подойти и сказать ПРОСТИ. И какие слезы - и у них, и у себя! И потом - у нас в прошлый пост убили помогающего в Сестричестве. И то прощенное - было нашим последним прощением. Этот обычай пошел от древних отцов, которые, прощаясь, уходили на пост в пустыню, откуда могли не вернуться. И оч хорошо, что в нашей суете мы можем сказать ПРОСТИ, почитать канон покаянный и войти в пост. Никогда не замечали, что Великий пост начинается легче? Может, потому что начинается правильно - с прощения и покаяния?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика