Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Смысл Голгофы
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 05.07.2020, 19:09 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Петров пост
Петров пост
15 июня - 11 июля
Петров пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Смысл Голгофы

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Нестеров М.В. Несение креста

Нестеров М.В. Несение креста. 1912

Бог сотворил мир прекрасным и совершенным. Поэтому стремление к этому миру и тоска по нему свойственна каждому человеку. Но в настоящем своем виде мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Мир стал злым, изуродованным не сам по себе, а по действию диавольской силы.

Христианам часто задают вопрос: "Если зло существует и Бог все это видит и допускает, то какой же это Бог?" Можно задать аналогичные вопросы: в такой-то семье много зла - куда смотрит отец? В таком-то государстве много зла - куда смотрит власть?

Однако, каждому ясно, что искоренить зло в семье или обществе не так-то просто. И дети, и граждане бывают своевольны и злы. И одним запрещением результата не достигнешь. Нужно воспитание и терпение. А вот когда речь идет о Боге, говорят: почему Бог до сих пор терпит зло?

Зло - это не только войны или порабощение человека человеком. Зло рождается внутри человеческой души в виде зависти, тщеславия, блуда, ненависти и т. д. и проникает во все человеческие отношения, даже сугубо личные, интимные. Отсюда, из тайников человеческой души, поднимаются волны зла и, умножаясь, порождают великие катастрофы.

Что же должен делать Бог для пресечения зла? Должен ли Он пресекать любую злую мысль в человеческой душе в самом ее зародыше или вмешиваться только тогда, когда человек готов совершить преступление?

Но во что превратился бы человек, если бы он сам не мог бы ничего помыслить и ничего пожелать и ко всякому пожеланию его, и ко всякой мысли его принуждал Бог? Это был бы человек, лишенный свободной мысли, свободного желания и принудительно обязанный быть добродетельным. И может ли такой человек, лишенный свободы, мыслить и чувствовать, быть способным к любви? Ведь любовь - дар свободного сердца. Это был бы уже не человек, а заводная кукла или машина.

Бог даровал человеку свободу и не хочет отнимать ее у человека, не хочет парализовывать его волю, пусть даже злую.

Но для чего же Бог дал человеку свободу, если он может использовать ее во зло?

Свобода дана человеку как необходимое условие для духовного роста и счастья. В райском состоянии человек был полноценно счастлив. Гармоничны были его отношения с Создателем, со всем окружающим миром. Но в результате грехопадения сломалось и исказилось все: и в душе человека, и вне его. Мир, изгнавший из себя Бога, потерявший крепкую связь со своим Творцом, страдает от своей ущербности и неполноты бытия.

Но есть ли у человека возможность быть действительно счастливым, непричастным злу? Когда мы смотрим на свою жизнь и на жизнь окружающих нас людей, кажется, что это невозможно. Однако, такая возможность у человека есть.

Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). И человек создан Творцом по Его образу. Бог хочет, чтобы человек дорос и до подобия Ему (см. Быт. 1, 26). Бог есть полнота жизни, любви, мудрости. Бог есть вся полнота бытия.

Смысл нашей жизни именно в полноте жизни. Счастье, блаженство заключается в обладании этой полнотой жизни. Мир страдает именно потому, что не вмещает в себя жизни Божественной, оттого, что он оторван от самого Источника Жизни. Что же делает Господь для нас?

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Принимая человеческую природу во чреве Девы Марии, Сын Божий берет на Себя последствия человеческого греха и идет на то, чтобы приобщиться всей глубине страдания душевного и телесного, чтобы приняв в Себя всю пустоту и уродство обезбоженного бытия, погрузиться в самую глубину человеческих страданий, пройти через них, вынести их и наполнить весь этот человеческий ад Своим светом, Своей жизнью, Своим Воскресением.

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит об Иисусе Христе: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 4-5).

Сын Божий принял человеческую природу во всей ее полноте. По словам святого Иринея Лионского, жившего во II веке, "невозможно было, чтобы человек, который раз был побежден и погиб через непослушание, сам воссоздал себя… И если бы человек во Иисусе Христе не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо посредником Бога и людей надлежало, через Свое родство с Тем и другими, привести обоих к дружбе и согласию и представить человека Богу, а людям открыть Бога".

Люди, которым Иисус Христос постоянно оказывал благодеяния, отреклись от Него и требовали Его смерти. Один из двенадцати учеников - Иуда, - не получив от своего Учителя никаких материальных выгод и отдаленных перспектив на них, за небольшую плату - тридцать сребренников (это цена раба в то время) - предал Иисуса Христа.

Римский чиновник Понтий Пилат из-за собственной трусости, вопреки римским законам, осуждает Христа на мучительную казнь. Даже близкий друг - Петр - и тот в трудную минуту смалодушничал и отрекся от Христа. Издевательства и пытки, несение креста и мучительная казнь на кресте с пробитыми гвоздями руками и ногами. Каждый вдох на кресте отдавался мучительной болью в окровавленных руках и ногах. Глумление и издевательства над Умирающим праздной и бездумной толпы…

Разве Он этого не знал заранее? Разве Он не понимал, что в течение двух тысячелетий истории после Его смерти и Воскресения только явное меньшинство людей ответит на Его жертвенную, горячую любовь, а большинство сделает вежливый реверанс в Его сторону, а то и просто равнодушно пройдет мимо?

Спаситель мог бы в песок стереть всех Своих мучителей одним Своим словом, но Он никому никогда не делал зла и не сделает. Перед арестом в Гефсиманском саду Богочеловек молился Небесному Отцу: Если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет… Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить… Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их… Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них… (Лк. 22, 42; Ин. 17, 4, 6, 20, 26).

Нестеров М.В. Распятие

Нестеров М.В. Распятие. 1908

Иисус Христос испил всю чашу человеческих страданий до самого конца, сойдя Своей Душой после смерти тела до самых адских глубин. И вот тогда Он все озарил и осветил светом Своего Божества. Тьма не может вынести света, так как не имеет собственного бытия. В самом аду жаждущие света души поспешили ко Христу, приняли Его Благую Весть, согрелись Его любовью и вышли с Ним из ада и адского состояния. Кто не захотел встречи со Христом в аду, тем Бог дал возможность убежать от света в адские глубины вечной тоски.

Христос и в наше время стучится в души людей, в которых царит духовная пустота, безысходность и ад. В самой глубине человеческой души Бог готов к встрече с человеком. Спаситель прошел через Голгофу к Воскресению, через Крест к Вечной Жизни. Человек болен грехом и страдает от этого. Это страдание преодолимо вместе с Богочеловеком, когда человек добровольно впускает Христа в свою душу и вместе с Ним начинает борьбу со злом и грехом. Грех и смерть сами не сдадутся. Человеку приходится воевать с самим собой, изуродованным злом, за себя, обновленного вечной жизнью и Богом. Эта жестокая битва, где диавол с Богом борется, а поле боя - человеческое сердце (Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы").

Воин на фронте терпит трудности и страдания, но идет к победе. Так же и в земной жизни страдания приходят в нашу жизнь без нашего зова. И если через них мы к Богу и бессмертию не идем, то они становятся бессмысленными и адскими. Если же человек в духовной битве с помощью Божией движется к духовной победе и к Царству Небесному, то его страдания имеют великий смысл, они, как огонь, очищают душу от греховной зараженности и смертности. Если страдания ведут к битве за Вечность, они очистительные. Но, собственно, спасают не сами страдания, а мужественное прохождение через них.

Если у человека аппендицит, то необходима болезненная операция, чтобы удалить воспалившийся орган, иначе погибнет весь организм. В больнице человека ведут через болезненную операцию к выздоровлению. То же и в деле спасения человеческой души: через собственную "голгофу" - подвиг своей жизни ради Христа - к полной и окончательной победе жизни, к Светлому Христову Воскресению в нас.

Кажется, человек от этой битвы изнемог, больше нет сил, но, спускаясь в своей душе в глубину безысходности, воззвав к Спасителю, он Его находит. И ад через личный подвиг вместе с Господом становится раем.

В жизни хороши только те пути, хоть и очень трудные, которые ведут к бессмертию. Страдания в этом подвиге становятся святыми. Если жизненный путь ведет только к могиле, то страдания становятся бессмысленными и адскими.

Христос Воскрес, чтобы вместе с Ним для Вечной Жизни воскресли и мы. Аминь



О семи речениях Христовых со Креста рассказывается в письме святителя Николая Сербского к своим духовным чадам


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (18.04.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2698
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика