Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Пастырь добрый
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 11.07.2020, 20:22 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Петров пост
Петров пост
15 июня - 11 июля
Петров пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Пастырь добрый

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Пастырь добрый

Гагарин Г. Г. "Добрый пастырь". Первая пол. XIX в.

Оценивая духовное руководство еврейским народом фарисеями и учеными книжниками - иудейскими богословами I века нашей эры, Иисус Христос рассказал притчу о добром пастыре (пастухе). Образы взяты из хорошо известной Его слушателям пастушеской жизни.

От того, каков пастух, зависит, в каком состоянии будут овцы и само стадо. На ночь восточные пастухи собирали вместе стада разных хозяев в какой-либо общий загон или двор. По очереди они охраняли этих овец в огороженном загоне, чтобы ни волк, ни вор не могли их похитить. Утром сторожа открывали двери загона, пастухи звали овец, и те, узнавая голос своего пастыря, устремлялись за ним. Если же кто-то перелезал к овцам через ограду, а не входил через дверь, было ясно, что это - вор. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде (извне), тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их (Ин. 10, 1-3).

Не только овцы знали своего пастыря, но и пастух знал по имени каждую овечку своего стада. Ведь забота о том, чтобы сберечь овец от хищников и воров, найти для них хорошее пастбище и многое другое, была направлена на то, чтобы здоровые и крепкие овцы приносили максимальную пользу своим хозяевам, то есть кормили и одевали их, принося шерсть и молоко. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им (Ин. 10, 4-6). Удивительно, что фарисеи, знатоки Священного Писания, не поняли этой притчи.

Псалмопевец Давид, возлагая все свое упование на Бога, называл Его своим Пастырем: Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези (пути) правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня (Пс. 22, 1-4).

В этих прекрасных поэтических словах Давид не стесняется сравнить себя с овцой. Ведь совершенно ясно, что сравнение человека с животным в такой форме не унижает человека, а выражает личностные отношения благодатной души и Бога.

Пророк Исаия в мессианском пророчестве возвещал о грядущем Спасителе мира: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40, 11). Слыша это пророчество о Спасителе-Пастыре, невольно возникает образ любящего нежного отца, с любовью прижимающего к сердцу свое любимое дитя.

Но в том же Ветхом Завете есть и грозные слова о недостойных пастырях. Так пророк Иеремия, свидетель падения Иудеи, разрушения Иерусалима и начала Вавилонского плена, писал о вождях иудейского народа: Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь (Иер. 23, 1-2).

Таким образом, Священное Писание Ветхого Завета неоднократно использовало образ пастыря и стада овец. Под овцами однозначно понимались люди - члены Божиего народа и Ветхозаветной Церкви. Образ пастыря мог относиться к Единому Троичному Богу, ко Второй Ипостаси Святой Троицы - Сыну Божиему, Мессии, Христу - и к вождям Божиего народа, в том числе и недостойным.

Фарисеям, не понявшим смысла притчи и забывшим ветхозаветные пророчества о пастырях, Иисус Христос в полном соответствии с Ветхозаветными Писаниями сказал: Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить (пастбище или всё самое необходимое для жизни) найдет (Ин. 10, 7-9).

Господь называет Себя дверью потому, что Он единственный истинный Посредник между Богом Отцом и людьми, единственный путь в основанное Им Божие Царство - двор овчий - как для пастырей, так и для пасомых. В это Царство Мессии невозможно войти, минуя Христа, - перелезть через ограду. Так поступали и поступают ложные пастыри, которые, прикрываясь красивыми словами о благе народа, преследуют собственную выгоду. Огороженный и охраняемый двор овчий - Царство Божие на земле, Христова Церковь. Пажить, хорошие пастбища - это, конечно, не только земной мир, но и Небесное Царство.

Наемники - негодные пастыри всех мастей, о которых еще пророк Иезекииль гневно возвещал: Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? (Иез. 34, 2).

Похищающий и губящий овец волк - диавол и его прислужники всех времен и народов. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 10-11).

Христос всем дарит жизнь. Он исцелял и исцеляет больных телом и душой. Именно через личную встречу со Христом и через вхождение в жизнь Его Церкви обновляются человеческие души. Ценой Своей жизни через Крест и Воскресение Господь победил диавола и разорил его царство. Со Своими верными учениками Спаситель будет вместе и в земной жизни, и после смерти: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Подлинные Христовы пастыри идут путем своего Божественного Учителя, не щадя своих сил, а если потребуется - то и самой жизни. Ради Христова достояния - верующих людей - эту истину подтвердило множество древних мучеников и мучеников нового времени.

А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах (Ин. 10, 12-13).

Наемники - это, во-первых, современная Христу еврейская иерархия: первосвященники, священники и другие храмовые и синагогальные служители. Во-вторых - лжепастыри всех времен, выполняющие свое служение формально, как профессиональную работу, а не как служение ради Христа. Сказав наемники про современных Спасителю фарисеев и книжников, Он оценил их разрушительную духовную деятельность. Господь называет их волками и ворами, разоряющими Божие наследие и ведущими народ Иудейский к страшной катастрофе: разрушению Иерусалима и выселению евреев из Палестины, как результату предательства своего Мессии и измены своему Богу.

А что говорит Господь о Себе? Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10, 14-15).

Спаситель лично знает каждую Свою словесную и разумную овечку. Это взаимное знание друг друга - пастыря и овец - должно быть подобно взаимному знанию Бога Отца и Бога Сына. Верою и сердцем люди ощущают и узнают своего Спасителя, потому что именно в Нем они находят удовлетворение всем своим духовных потребностей и исканий, мир душам, подлинное счастье.

Высшее проявление любви к потомкам Адама - добровольная отдача Своей жизни за них. Но жизнь Свою Господь отдает, чтобы люди приняли Его бесценный дар - Жизнь Вечную - и стали словесными овцами Его стада, членами Его Единой Церкви, людьми, идущими ко спасению. Именно отвечающих на Его любовь Христос называет "Своими". Но это не только Его современники - евреи, уверовавшие во Христа; есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16).

Услышать голос Христа можно через Евангельское слово, церковную проповедь, слова и наставления верующих друзей и близких, через примеры благочестивой жизни христиан. Этот голос Христов звучит и сейчас, призывая людей к ответу на любовь Спасителя мира. Всех живущих на земле Своих верных детей - членов Его Единой Церкви - и всех ранее живших, а ныне пребывающих в мире вечности, Богочеловек соединяет в единый живой организм - святую Христову Православную Церковь. Потому и возможны молитвы святым и молитвы за умерших, ведь мы все соединены в одну Семью через Иисуса Христа. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Воскресение Христово дает победу жизни не только человеческой природе Иисуса Христа, но и всему миру, всем, кто захочет эту победу принять.

Вознесшись в мир Небесной Славы в 40-й день после Воскресения, Господь не оставил Своего Пастырства в Единой Святой Православной Церкви.

Спаситель призывает христиан к пастырскому служению во все времена жизни Церкви Христовой на земле. Православные епископы - преемники служения пастырства Христова, таковыми были в I веке апостолы. Епископам в пастырском служении помогают священники. Образец пастырства - Сам Господь Иисус Христос.

Множество святых пастырей, как мирно закончивших земную жизнь, так и мученически, прославляет Церковь. Вот только несколько таких имен: святые святители Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Филипп, Ермоген, Тихон Московские и великое множество иных, которые теперь в Царстве Небесном молятся за народ православный.

Православная Церковь жива! И будем молить Бога, чтобы много достойных пастырей Господь призвал на служение людям в нашем Богоспасаемом Отечестве.


В Евангелии говорится, что апостол Фома не поверил свидетельству других учеников о том, что они видели Воскресшего Господа. Почему?
Статья протоиерея Бориса Балашова "Господь мой и Бог мой!"


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (05.05.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3735
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика