Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 20:57 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Автор: Михаил Молотников

Фото: www.stsl.ru

Будущий архимандрит Кирилл (Павлов) родился 8 сентября 1919 года в Рязанской губернии в набожной крестьянской семье и был назван Иоанном. С 12 лет жил у неверующего брата и под влиянием безбожной среды отошел от религии. После окончания Касимовского индустриального техникума работал технологом на металлургическом комбинате в городе Катав-Ивановске. В 1939 году юноша был призван в армию. Сражался с врагами во время Великой Отечественной войны.

В 1943 году среди развалин дома разрушенного Сталинграда Иван нашел Евангелие. Позже он вспоминал: «Стал читать и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Я нашёл для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось это Евангелие со мной всё время… Я шёл с ним и не боялся. Никогда. Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся».

Сразу после армии Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, затем окончил духовную академию. В 1954 году принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с именем Кирилл. Был назначен казначеем Лавры, а с 1965 года – духовником монашеской братии. Это служение архимандрит Кирилл нес больше тридцати лет, став также духовником трех патриархов – Алексия Первого, Пимена и Алексия Второго.

О. Кирилл – автор многочисленных проповедей и поучений. Ежегодно он отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями и наставлениями. Во флигеле Патриаршей резиденции в Переделкино, где старец провел последние годы жизни, сотни паломников со всех концов страны ежедневно ожидали встречи с ним, и каждый такой прием длился до полуночи.

В декабре 2003 года о. Кирилл перенёс инсульт, который лишил его возможности двигаться и общаться с внешним миром. Скончался один из самых почитаемых русских старцев вечером 20 февраля 2017 года в Переделкино.

из поучений архимандрита кирилла (павлова)

О посте

Пост – дело святое, потому что он обуздывает страсти, живущие в нашем теле. Пост есть средство к стяжанию святости, ибо как невоздержание открывает дверь разврату помыслов и дел, так и воздержание сообщает мыслям свет, чувствам – чистоту, духу – свободу и крепость.

Пост не нужно ограничивать одним только воздержанием от пищи, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, воздержись от нанесения ближнему обид, воздержись от раздражения, от несмысленной скорби, от страха, гнева и т.д.

Без искреннего всесердечного примирения благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава. Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какой-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного.

Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела: пост везде приличен и во всякое время. Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Постом изгоняются нескромные речи, и песни, и насмешки.

Помимо усердия ко внешнему, телесному говению, воздержанию, необходимо обратить внимание на свое внутреннее состояние, на искоренение всякого порока в нашей душе, чтобы нам в себе распять всякое самолюбие, превозношение, тщеславие, эгоизм, гордость и стараться приобрести снисхождение, милосердие, любовь к ближнему. Без этого и наше говение не принесет нам успеха.

О памяти смертной

Первый час земной жизни есть уже ступень, приближающая нас к смерти. Прошел день, и мы более приблизились к своей смерти, а прошел год, и мы еще ближе подошли к пределу своей жизни. Время сейчас бежит с ужасающей быстротой, мелькают не только часы, но и дни, и месяцы, и годы. Ты спишь, душа, а смерть незаметно приближается к тебе быстрыми шагами. Ведь ты таким образом теряешь драгоценное время, потребное тебе для твоего исправления!

О покаянии

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши!» Посмотри, как ждут твоего пробуждения твой Создатель и Искупитель Господь Иисус Христос, твоя Путеводительница, Небесная Мать, Преблагословенная Богородица, твой Ангел-Хранитель и все святые. Они говорят тебе: «Подними, бедная душа, свой взор от земли на Небо; востани от греховного сна! Тебе ли сейчас спать, когда о тебе проявляют такую нежную заботу твои искренние друзья и хотят тебя, слабую и больную, врачевать молитвами и Таинствами, тогда как враг твой усыпляет и старается погубить тебя!»

Большинство людей ходят в храм со словом «дай». «Дай здоровье, Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей». Очень мало кто приходит в храм со словами: «Прости, Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл Тебя». К сожалению, большинство людей этих слов так и не произносят. Ходя долгие годы в храмы, они не понимают, что в храм должен приходить кающийся грешник, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу, что он в храме находится.

Грех затмевает очи души нашей – ум, совесть, сердце – и ослепляет их до такой степени, что человек, видя, не видит, слыша, не слышит и не разумеет.

Сокрушаясь о грехах, мы не должны неумеренно предаваться скорби, потому что и неумеренная печаль о грехах становится гибельной. Не должно доходить до отчаяния от представления множества и великости грехов своих: отчаяние есть дело сатанинское, может свести нас в самую бездну зла, поселить в душе ад прежде, нежели низведет ее в ад. Сколько бы грехов ни было и как бы они ни были тяжки, милосердия у Бога еще более. Хотя бы грехи наши равнялись грехам всего мира, и тогда отчаиваться не надо, потому что Спаситель наш есть Агнец Божий, вземлющий грехи всего мира.

О любви и милосердии

Мы должны любить друг друга потому, что любовь к ближним имеет высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что Бог есть Любовь. Бог во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности же к нам, людям, которых Он так любит, что Сына Своего Единородного послал в мир, да живы будем Им (см.: Ин. 3, 16). Любовь есть источник и совокупность всех иных добродетелей, а потому она и выше всех добродетелей.

Если не слышишь чужого стона, не помогут ни посты, ни поклоны...

Господь бывает немилостив к нам, если мы сами немилостивы. Он не прощает согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним согрешений их против нас. Может ли человек раздражительный и мстительный быть в Царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святе? Достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесного сердце жестокое и безжалостное к своему брату? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Суд без милости не оказавшему милости… (Иак.2:13), – нам нужно это и помнить, и исполнять. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12:21), – тогда и Господь помилует тебя не только в этом веке, но и в будущей жизни. Ибо только милостивые помилованы будут.

Не тот милостив, кто много милости дает; тот милостив, кто никого не обидит.

О смирении

Если мы желаем быть истинными христианами, то должны всеми силами стараться возбудить в себе дух христианского смирения и стремления служить ближним. Чтобы мы полюбили смирение и не думали, что оно может унизить нас, а напротив, понимали, что служит оно к нашему возвышению, мы должны всегда помнить, что гордость ненавистна и Господу, и ближним нашим, в то время как смирение привлекает благоволение и Божие, и людей и ему прямо обещана от Господа награда.

Общие наставления

Храни себя в смирении, это первое, затем – в мире душевном, это второе, а третье – в рассуждении. Живи осторожно, мудро, во всяком благочестии и чистоте.

Людям важна внешность, а Богу – правдивость и честность.

Если мы хотим посмотреть на солнце, то мы должны свой взор обратить к небу. Так, если мы хотим познать путь жизни своей, мы должны обратиться ко Христу. Нигде мы не найдем такого ясного, такого полного ответа на все запросы нашего духа кроме как в Евангелии, в учении Того, Кто сказал: Аз есмь путь и Истина и Жизнь (Ин. 14, 6).

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком.

Чистое сердце лишь чистые песни поёт. А грязное сердце везде себе грязь найдёт...

О гордыне

Дух явной или тайной гордыни и тщеславия обладает нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко о других...

Возвышая, восхваляя себя и унижая, презирая ближних, станем ли мы со смирением служить им? Отсюда в семье и обществе вместо любви, согласия и взаимных услуг царят взаимная неуступчивость, взаимное недоброжелательство, зависть и ненависть друг к другу, ссоры, распри, раздоры.

О молитве за усопших

Усопшие наши сродники, перешедшие в иную жизнь, хотя и в вере скончавшиеся и не в ожесточенном зле, тем не менее, еще не совершенны в добрых делах, и души таковых христиан могут находиться в аду, и глубоко раскаиваться в грехах земной жизни, и стремиться ко благу, к которому иногда были равнодушны на земле. Но собственными силами они не могут освободиться от уз ада. Христос — разрушитель ада — имеет власть отверзать и закрывать врата ада, поэтому живым членам Церкви остается молить Господа о помиловании их. Святые отцы утверждают, что до всеобщего суда Божия участь умерших по молитвам Церкви может ‚быть изменена. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас.

Призвание женщины

На долю женщины выпадает поприще небольшое по пространству, но весьма великое по влиянию. И способности женщины в семейном кругу гораздо значительнее способностей мужчины. Каждодневно в семье женщина обнаруживает всю доблесть своей души, здесь проявляются такие высокие ее дарования, качества, которые присущи только ей одной. Мужчина этих качеств не имеет. И эти качества даны Творцом только женщине, а именно: практический взгляд на вещи, способность проникать в сердца людей неизвестными путями для мужчины, ее ежеминутное пребывание везде, если не телом, то душой, ее проницательность, острота ее ума, постоянные пружины управления всем домом, ее способность сочувствовать всякому горю, ее нежность, мягкость, сочувствие, аккуратность в работе, даже аккуратность во всякой мелочи, ее проворство в рукоделии, способность утешать утомленных душой, проникать в сердца, открывать, пробуждать уснувшую совесть — все эти способности присущи именно женскому полу. И если такова природа женщины, то, естественно, оно говорит о том, что ее призвание — в любви... Любить и жертвовать собою во имя любви — это потребность ее души, это закон ее существования.

О молитве

«...Больше молитв, мои дорогие, больше. Мало молимся. Чаще беседуйте с Господом. Тяжело сейчас и тяжесть нарастает. Просите Божией помощи».

Об осуждении

Привычка осуждать ближних весьма распространена среди всех людей. Трудно найти человека, который бы как следует владел своим языком. Говорил бы то, что нужно говорить, и молчал о том, о чем нужно молчать. Чуть что-нибудь услышит о ближнем, так и начинает судить и перетолковывать на разные лады. Благо было бы, если бы говорили только справедливо, но обязательно еще и от себя прибавят. Один прибавит, другой прибавит и мало-помалу нарастает целая куча неправды в жизни. Поэтому, если на первый взгляд и кажется, что этот грех малозначителен, на самом деле он с собой приносит величайшее зло человеческому обществу, и его поэтому надо всеми силами избегать. Что означает привычка осуждать, судить ближнего? Эта охота, удовольствие, с которым распространяют только дурные, а не хорошие слухи о своих знакомых? – Не что иное, как то, что эти люди имеют недоброе сердце. Они рады видеть других – какие они дурные, рады и тому, что слушатели их сочувствуют им в этом.

О поучении в слове Божием

Только учение Христово утоляет жажду нашей души и исполняет ее радостью и любовью. Тело человека, как бы оно ни было здорово и крепко, нуждается в пище и без пищи слабеет и разрушается. И сад, как бы он ни был благоустроен и плодороден, без воды засыхает и пустеет. Так и душа благочестивого христианина: чтобы была она жива, необходимо ей прилежно поучаться в слове Божием.



Крест ХристовКрест Христов
Автор: Схиархимандрит Кирилл (Павлов)
Крест Христов напоминает нам о Горнем нашем Отечестве, куда вход в течение тысячелетий был закрыт, но наконец, с явлением Креста Господня, отверзся



Неделя Крестопоклонная
Из Великопостных проповедей Патриарха Московского и всея Руси Кирилла




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (23.03.2017) | Автор: Михаил Молотников
Просмотров: 2007
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz