Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Аутизм: что это такое и как помочь ребенку?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 18.08.2019, 06:21 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Успенский пост
Успенский пост
Успенский пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Здоровье душевное и телесное

Аутизм: что это такое и как помочь ребенку?

Автор: Антонина Лазорцева

Об этом заболевании ещё 20-25 лет назад говорили как об очень редком. Помню, при изучении курса дефектологии в отношении него преподаватель сказал: "Мы не будем уделять этому диагнозу много внимания, потому что если за свою практическую деятельность вам встретится 1-2 случая, то и это будет слишком много, и вообще это маловероятно". И действительно, до начала 2000-х годов так оно и было. Однако впоследствии количество детей с этой патологией стало стремительно увеличиваться, и эта тенденция сохраняется и по сей день.

Аутизм: что это такое и как помочь ребенку?

Что же это за заболевание? Аутизм, ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство - вот его названия. В последние годы аутистические расстройства стали объединять под аббревиатурой РАС - расстройства аутистического спектра. Среди аутистических расстройств есть строго аутизм (Каннера, Аспергера, Ретта, атипичный), а также аутистическое поведение.

При самом беглом обзоре открытых источников в Интернете вы узнаете, что еще в 2000 году считалось: распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6 000 000 аутистов. Только в центральной России более 200 000 детей с диагнозом РДА (это учитывая тот факт, что официальной статистики заболевания нет, и большая часть детей имеет диагнозы "Умственное отставание" или "Детская шизофрения"). У большинства детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды.

Проблема приняла такие глобальные масштабы, что в 2008 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. - С. С. Мнухин. Это тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причинах появления аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Поведение детей с аутизмом отличается ярко выраженной стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и часто деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.). Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики. Специалисты знают, что при одинаковом диагнозе подход к каждому ребёнку, страдающему таким заболеванием, должен быть строго индивидуален. Методы, эффективные в одном случае, могут дать прямо противоположный результат в другом.

Очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть. Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени) нередко делают из такого ребенка своеобразную "умную ненужность": школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает "обучения жизни". Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.

Коррекционная работа с любым ребенком, а с больным - тем более, будет успешнее, если ее проводить комплексно, группой специалистов - психиатром, неврологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребенку, педагоги и психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним, сообщать врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребенка, чтобы он при необходимости корректировал курс лечения.

Педагоги и психологи совместными усилиями добиваются общей цели: помочь ребенку адаптироваться к детскому саду или школе. Вместе они вырабатывают индивидуальную программу развития ребенка. Педагог ставит конкретные образовательные задачи, а психолог, опираясь на общие закономерности развития детей, помогает решать возникающие проблемы. В любом случае комплексная помощь детям и взрослым с аутизмом должна включать психологическое сопровождение всех членов семьи.

С аутизмом связано много мифов - например, что люди, страдающие аутизмом, в большинстве своём обладают выдающимися способностями в отдельных областях. Но далеко не каждый человек, больной аутизмом, имеет какой-либо необыкновенный даром или является гением, например, в области математики или музыки: это обычные люди - такие же, как все остальные, но с аутизмом.

Существует миф о том, что люди, страдающие от аутизма, не обладают никакими эмоциями. Но это неверно: они испытывают чувства счастья, любви, грусти так же, как и все остальные. И то, что они не могут выразить свои чувства тем же способом, каким их выражают здоровые люди, не означает, что у них нет никаких эмоций вообще. Они тоже умеют чувствовать, только по-своему.

Детей, больных аутизмом, необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает работу всей семьи, а также специалистов. Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и критерием должно служить то, насколько это лечение подходит как для самого ребенка, так и для его семьи.

Важно помнить: аутизм - состояние, которое требует постоянного коррекционного воздействия. Программа коррекции может меняться при развитии индивидуума. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на полное исцеление.

Помните: аутизм нельзя вылечить! Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

В нашем городе семьи, в которых есть дети с аутизмом, могут получить помощь в отделении психолого-педагогической помощи реабилитационного центра "Радуга", расположенном по адресу: г. Клин, ул. Толстого, д. 2; тел. 2-82-51, 2-15-33.

Директор Клинского реабилитационного центра "Радуга"
для детей и подростков с ограниченными возможностями
А. А. Лазорцева

Фото: Анастасии Балашовой

Параллельные миры: ребенок - инвалидПараллельные миры…
Автор: Ирина Филиппова
Рождение ребенка с отклонениями помогает пересмотреть взгляды на жизнь, заставляет задуматься: для чего ты живешь, что ты передашь дальше. Ведь ни для кого не секрет, что любые честолюбивые родительские замыслы связаны с ребенком. Бывает, ребенок еще не родился, а мама уже думает: я его туда-то и туда-то отдам, и на скрипочке играть будет, и на сцене выступать. И вдруг, раз - рождается ребенок с синдромом Дауна, и конец всем честолюбивым замыслам…



Как помочь ребенку преодолеть стеснительностьКак помочь ребенку преодолеть стеснительность?
Автор: Татьяна Шишова
Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Здоровье душевное и телесное | Добавил: pravklin (02.04.2013) | Автор: Антонина Лазорцева
Просмотров: 4421
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика