Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Аутизм: что это такое и как помочь ребенку?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 04.02.2023, 22:18 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Здоровье душевное и телесное

Аутизм: что это такое и как помочь ребенку?

Автор: Антонина Лазорцева

Об этом заболевании ещё 20-25 лет назад говорили как об очень редком. Помню, при изучении курса дефектологии в отношении него преподаватель сказал: "Мы не будем уделять этому диагнозу много внимания, потому что если за свою практическую деятельность вам встретится 1-2 случая, то и это будет слишком много, и вообще это маловероятно". И действительно, до начала 2000-х годов так оно и было. Однако впоследствии количество детей с этой патологией стало стремительно увеличиваться, и эта тенденция сохраняется и по сей день.

Аутизм: что это такое и как помочь ребенку?

Что же это за заболевание? Аутизм, ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство - вот его названия. В последние годы аутистические расстройства стали объединять под аббревиатурой РАС - расстройства аутистического спектра. Среди аутистических расстройств есть строго аутизм (Каннера, Аспергера, Ретта, атипичный), а также аутистическое поведение.

При самом беглом обзоре открытых источников в Интернете вы узнаете, что еще в 2000 году считалось: распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6 000 000 аутистов. Только в центральной России более 200 000 детей с диагнозом РДА (это учитывая тот факт, что официальной статистики заболевания нет, и большая часть детей имеет диагнозы "Умственное отставание" или "Детская шизофрения"). У большинства детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды.

Проблема приняла такие глобальные масштабы, что в 2008 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. - С. С. Мнухин. Это тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причинах появления аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Поведение детей с аутизмом отличается ярко выраженной стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и часто деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.). Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики. Специалисты знают, что при одинаковом диагнозе подход к каждому ребёнку, страдающему таким заболеванием, должен быть строго индивидуален. Методы, эффективные в одном случае, могут дать прямо противоположный результат в другом.

Очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть. Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени) нередко делают из такого ребенка своеобразную "умную ненужность": школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает "обучения жизни". Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.

Коррекционная работа с любым ребенком, а с больным - тем более, будет успешнее, если ее проводить комплексно, группой специалистов - психиатром, неврологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребенку, педагоги и психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним, сообщать врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребенка, чтобы он при необходимости корректировал курс лечения.

Педагоги и психологи совместными усилиями добиваются общей цели: помочь ребенку адаптироваться к детскому саду или школе. Вместе они вырабатывают индивидуальную программу развития ребенка. Педагог ставит конкретные образовательные задачи, а психолог, опираясь на общие закономерности развития детей, помогает решать возникающие проблемы. В любом случае комплексная помощь детям и взрослым с аутизмом должна включать психологическое сопровождение всех членов семьи.

С аутизмом связано много мифов - например, что люди, страдающие аутизмом, в большинстве своём обладают выдающимися способностями в отдельных областях. Но далеко не каждый человек, больной аутизмом, имеет какой-либо необыкновенный даром или является гением, например, в области математики или музыки: это обычные люди - такие же, как все остальные, но с аутизмом.

Существует миф о том, что люди, страдающие от аутизма, не обладают никакими эмоциями. Но это неверно: они испытывают чувства счастья, любви, грусти так же, как и все остальные. И то, что они не могут выразить свои чувства тем же способом, каким их выражают здоровые люди, не означает, что у них нет никаких эмоций вообще. Они тоже умеют чувствовать, только по-своему.

Детей, больных аутизмом, необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает работу всей семьи, а также специалистов. Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и критерием должно служить то, насколько это лечение подходит как для самого ребенка, так и для его семьи.

Важно помнить: аутизм - состояние, которое требует постоянного коррекционного воздействия. Программа коррекции может меняться при развитии индивидуума. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на полное исцеление.

Помните: аутизм нельзя вылечить! Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

В нашем городе семьи, в которых есть дети с аутизмом, могут получить помощь в отделении психолого-педагогической помощи реабилитационного центра "Радуга", расположенном по адресу: г. Клин, ул. Толстого, д. 2; тел. 2-82-51, 2-15-33.

Директор Клинского реабилитационного центра "Радуга"
для детей и подростков с ограниченными возможностями
А. А. Лазорцева

Фото: Анастасии Балашовой

Параллельные миры: ребенок - инвалидПараллельные миры…
Автор: Ирина Филиппова
Рождение ребенка с отклонениями помогает пересмотреть взгляды на жизнь, заставляет задуматься: для чего ты живешь, что ты передашь дальше. Ведь ни для кого не секрет, что любые честолюбивые родительские замыслы связаны с ребенком. Бывает, ребенок еще не родился, а мама уже думает: я его туда-то и туда-то отдам, и на скрипочке играть будет, и на сцене выступать. И вдруг, раз - рождается ребенок с синдромом Дауна, и конец всем честолюбивым замыслам…



Как помочь ребенку преодолеть стеснительностьКак помочь ребенку преодолеть стеснительность?
Автор: Татьяна Шишова
Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Здоровье душевное и телесное | Добавил: Pravklin (02.04.2013) | Автор: Антонина Лазорцева
Просмотров: 5364
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2023 Яндекс.Метрика