Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

«Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный!»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 25.04.2024, 10:38 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

«Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный!»

В Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святого Григория Паламы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во второе воскресенье Великого поста, мы особо чтим память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.

На первый взгляд кажется, что спор, который он вёл с западным христианином Варлаамом Калабрийским о вере, благодати, – как бы ни о чём. Вроде бы, всё понятно, о чём здесь спорить? Мы совершаем своё спасение благодатью Божией – некоей силой, которую Бог нам даёт. Конечно, это происходит в борьбе с искушениями, и человеку приходится много трудиться, ведь без усилий с его стороны Бог не поможет (как помогать, если ты сам ничего не делаешь?).

Монах Варлаам, с которым спорил Григорий Палама, отстаивая традиционное церковное понимание этого вопроса, утверждал, что благодать – это творение, то есть часть из всего сотворённого Богом при создании мира, а её действие помогает людям. Григорий же говорил: нет, благодать Господь не творил, она есть проявление Его Самого, Его сила, Его энергия, как, например, солнечный свет, который не существует отдельно от солнца, а является действием солнца. И нельзя сказать, что солнце было раньше, а свет от него – позднее.

На чём такое мнение основывается? Вспомним событие Преображения Господня. Когда Христос со Своими учениками был на горе Фавор, Он преобразился пред ними. И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2) Или, как сказал другой евангелист: блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9:3).

Была ночь, когда апостолы пробудились ото сна и увидели, что всё залито этим дивным светом, хотя у подножия горы никто этого сияния не заметил. Им было удивительно, несказанно хорошо в этом свете, как никогда в жизни.

Все знают, как бывает приятно погреться на солнце, – но откуда такая всепоглощающая радость? Церковь в тропаре праздника Преображения осмысляет это так: Господь просиял Своей силой, её действие было хорошо видно ученикам, и они вместили эту силу Божию настолько, насколько их души оказались способными её принять. При этом добавляется: да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный.

Наш мир возник более десяти миллиардов лет назад и когда-то перестанет существовать, потому что он не вечен. А свет Божий Церковь называет присносущным, то есть всегда существующим. Но ведь всегда существовал только Бог! Поэтому эта Божественная сила – не что иное как действие энергии Самого Бога.

Так в чём же разница взглядов на благодать, о чём спорят Григорий Палама и Варлаам Калабрийский? Когда человек старается исполнять волю Божью: борется со страстями, делает добрые дела, молится, старается жить по Евангелию – он действует с помощью благодати – силы Божией. Но дело в том, что если благодать – нечто сотворенное Богом, то человек, хотя и может получить от Бога прекрасные дары, становится для Него не больше чем другом, потому что непосредственная личная связь с Господом ничем сотворённым установлена быть не может. А вот если Сам Господь действует на человека, если человек способен в своё сердце принимать энергию Самого Бога, значит, он и принимает в себя Самого Бога, сродняется с Ним.

В чем заключается суть спора Григория Паламы с Варлаамом: мы можем быть просто хорошими друзьями Богу или же стать Ему родными, больше чем детьми? После Тайной вечери Христос говорит: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:1–5). На языке Ветхого Завета познать – значит соединиться. Например: Адам познал Еву, жену свою, и она родила ему сына (см. Быт. 4:1). Соединение – это познание внутреннее, глубинное, духовное сроднение.

Я могу узнать что-то о человеке, взяв его личное дело и прочитав биографию, но познать его я смогу, лишь, когда буду жить с ним вместе, общаться в семейном кругу, учиться понимать его, уживаться и сродняться с ним. Тогда я увижу его совершенно иначе.

Вот такие разные задачи ставятся в православии и католичестве, взгляды которого и отстаивал Варлаам. Стать другом Божьим – это хорошо. А стать сыном или дочерью Бога и даже более того, соединиться с Ним воедино – совсем другое, это принципиально разные вещи.

Подобные мысли есть и в наших молитвах. В Последовании ко Святому Причащению проходит мысль, что мы становимся общниками (причастниками) Божества Христова, становимся более чем Его детьми.

Явление Божией Матери Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому сопровождалось удивительным светом, который рождал ощущение какого-то потрясающего счастья – это и есть присутствие Божие, действие Божие.

Какую задачу ставит перед нами Христос? Не просто что-то делать или не делать чего-то под угрозой наказания. Нет! Надо жить так, чтобы сердце стало храмом Божьим, вымести сор из души и позвать туда Самого Христа, чтобы с Ним сродниться, чтобы Он был и в душе, и в теле, и во всей нашей жизни – вот о чём говорится в Евангелии! Когда делаем плохое, мы превращаем в грязный сарай свое тело и душу – то, что должно быть храмом Божьим. Когда же боремся со своими грехами, этот грязный сарай  может превратиться в прекрасный храм Божий.

Христианство – не просто исполнение заповедей Божьих, это путь к сроднению и соединению с Богом. Мы должны жить вместе с Ним. Наша личность должна стать единым целым с Господом. Поэтому Григорий Палама так настойчиво отстаивает традиционную позицию Православной Церкви.

Все мы немощные и слабые, но разве Бог этого не знает? Христос пришел, чтобы исцелить наши души, создал для этого Свою Православную Церковь. Но, чтобы вылечить душу от греховной болезни, человек должен понять, что болен, жаждать исцеления и просить у Врача, Которым является Христос, этого Царства благодати Божией, которая наполнит сердце.

В Церкви единицы тех, кто ещё в детстве пришёл к вере. Большинство составляют люди, которые что-то в жизни искали, но разочаровались и стали понимать, что шли не туда. Они пришли к Богу, и Бог их принял. Разве родители не примут своё дитя, которое ошибалось, натворило бед и вернулось в отчий дом?

Не так давно мы читали притчу о блудном сыне. О чём мечтал этот юноша, когда понял, что заблудился в жизни? Он желал стать хотя бы работником в доме своего отца. А Христос объясняет, что сын не может быть работником в Божьем доме, он может быть только сыном, членом семьи. Это и есть наш христианский путь, наша основная задача. Благодать Божия – это Сам Бог, Который стучится в наше сердце и хочет быть с нами, чтобы мы шли с Ним по жизни! Господь хочет, чтобы мы как великие подвижники и апостолы были полностью озарены и пропитаны Божественным Светом и в Нём духовно и явственно увидели Самого Христа.

Бог, Который недоступен для нас в Своей сущности (или природе), открывает Себя в энергиях (благодати). Так Фаворский Свет, просиявший в Преображении, обращен к людям и доступен к восприятию, но он не является сотворённым, а есть действие и проявление Самого Бога. Поэтому целью жизни христианина является обожение, то есть соединение и сроднение с Богом.

 


Услышать ответ
Мысли святых о посте

 

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (02.04.2021)
Просмотров: 558
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика