Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Икона Божией Матери Курская-Коренная. Из истории иконографии
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 10.12.2024, 01:47 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Икона Божией Матери Курская-Коренная. Из истории иконографии

Автор: епископ Балашихинский Николай

Икона Пресвятой Богородицы "Знамение", именуемая Курской-Коренной, относится к иконографическому типу "Оранта" и представляет собой образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками с Младенцем Христом - Еммануилом в круглом медальоне на Ее груди.

Одной из древнейших сохранившихся икон этого типа является византийский образ VI в. Богоматери Никопеи, находившийся в числе других почитаемых святынь во Влахернском храме Константинополя. На этой иконе Богоматерь держит изображение Христа перед грудью на круглом щите.

Кроме Никопеи сходную иконографию имеет и Богоматерь Влахернитисса, на которой Богородица изображена с воздетыми руками и широко распахнутым мафорием (к этому типу относится мозаичное изображение Богоматери в алтаре Софии Киевской).

На Руси древнейшим памятником образа Божией Матери типа "Знамение" является икона из Софийского собора Новгорода. Первые летописные сведения о ней относятся к 1170 г.

Предание относит появление чтимой Курской-Коренной иконы к концу XIII столетия ("Повесть о явлении чудотворной иконы Пречистой Богородицы, честного и славного Ея Знамения, еже нарицается Курская…") В конце XVI в. Курская-Коренная икона по повелению царя Феодора Иоанновича была принесена в Москву и подверглась поновлениям: по благословению Патриарха Московского Иова в верхней части иконы был изображен Господь Саваоф с исходящим от Него Духом Святым, а по периметру - ветхозаветные пророки со свитками в руках.

Соломон держит свиток со словами "Премудрость созда себе дом" (Прит. 9:1); у пророка Даниила свиток со словами "Аз видех гору каменную" (ср.: Дан. 2:35); у Иеремии - "Се дни грядут, глаголет Господь" (Иер. 23:5); у пророка Илии свиток со словами "Ревнуя поревновах о Господе" (ср.: 3 Цар. 18:22); у Псалмопевца Давида - "Воскресни, Господи, в покой Твой" (Пс. 131:8); у Моисея - "Аз видех купину огненную" (Исх. 3:2); у Исаии - "Се Дева во чреве примет" (Ис. 7:14); у Гедеона - "Сниде яко дождь на руно" (Суд. 6:38); у Аввакума - "Бог от юга придет" (Авв. 3:3).

Богато украшенная икона (в этом приняла личное участие царица Ирина Годунова) была в 1597 г. возвращена на Курскую землю, в монастырь, основанный на месте чудесного обретения иконы. Икона "Знамение" Курская-Коренная была прославлена многими чудотворениями и с нее был сделан ряд списков. Одна из копий была сделана в 1689 г. "по воспоследовавшей от Государей Царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей грамоте" и получила наименование Походной: икона находилась в полках, направлявшихся в Крым, для "защищения боярам и воеводам, и на охранение полков и ратных людей". Позднее список Курской-Коренной был сделан для фельдмаршала М. И. Кутузова и послан в действующую армию в 1812 г.

Сама чудотворная икона Курская-Коренная в начале XVII в. при набеге крымских татар была перенесена в Курск; обитель - Коренная Пустынь - была полностью разорена. Вскоре образ был перенесен в Москву: Лжедмитрий посчитал, что Курская-Коренная поможет ему удержать власть в Первопрестольной столице. В 1615 г., при царе Михаиле Феодоровиче, икона была возвращена в Курск, а через три года вернулась в Коренную Пустынь.

В 1891 г., в самый день праздника 8/21 марта, Курская-Коренная стала объектом нападения террористов-революционеров. Подложенное злоумышленниками мощное взрывное устройство сильно повредило соборный храм, уничтожило драгоценное убранство древней святыни, но сама икона почти не пострадала.

Курская-Коренная находилась в монастыре до 1918 г. 11 апреля была похищена и сама икона, и ее чтимый список. Обе святыни были вскоре найдены, но без драгоценного убранства, и некоторое время даже было затруднительно определить, какая из икон более древняя. С 1919 г. Курская-Коренная икона находилась в частях Добровольческой армии, и осенью 1920 г. была вывезена отступавшими из Крыма частями.

Чудотворная икона "Знамение" Курская-Коренная стала хранительницей Русского Зарубежья.

Икона находилась в Югославии, но ее нередко вывозили для молитвенного поклонения в разные города Европы, где нашли себе приют оказавшиеся в изгнании русские люди. После окончания Второй мировой войны странствия Курской-Коренной продолжились. С нее был сделан еще один точный список, а также целый ряд копий разного размера. В 1951 г. икона была перевезена в США, где для ее пребывания был обустроен монастырь, получивший наименование Новой Коренной Пустыни.

Но чудотворный образ неоднократно посещал разные города Северной и Южной Америки, собирая в храмах множество богомольцев. Курская-Коренная посещала также многие страны Европы и даже Австралию.

В 1989 г. разоренная в годы воинствующего атеизма Курская Коренная пустынь была возвращена Церкви; одной из главных святынь возрожденной обители стал точный список иконы "Знамение", сделанный в начале ХХ в. С 1990 г. с этим образом совершаются традиционные крестные ходы в город Курск, собирающие многочисленных паломников.

После восстановления единства Русской Православной Церкви на Родине и за рубежом стало возможно посещение прославленной святыней пределов России. В 2009 г. чтимый образ "Знамение" впервые за 90 лет посетил Русскую землю.

Как уже упоминалось выше, древнейшим из дошедших до нашего времени икон "Знамение" является образ из Новгородского Знаменского собора, после 60 лет пребывания в местном музее переданный в Софийский собор и находящийся в киоте на солее, справа от царских врат иконостаса. Икона двусторонняя, размером 59×60 см, была написана в 1130-1140 гг. и имеет ряд поновлений XVI-XIX вв. Среди тех, кто занимался поновлением (по сути, реставрацией) иконы, был обладавший незаурядным талантом иконописца архиепископ Новгородский Макарий, ставший впоследствии Первосвятителем Московским и всея Руси. О работе святителя Макария рассказывает хранящаяся в Российской национальной библиотеке Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского.

В 1980-1985 гг. икона "Знамение" была отреставрирована в Государственном НИИ реставрации в Москве.

С этим образом связано известное по многим источникам чудо, совершившееся в 1170 г. Икона находилась тогда в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Войска суздальского князя осадили Новгород, и молившийся об избавлении града архиепископ Новгородский Иоанн по внушению свыше перенес на крепостную стену икону "Знамение". В память об избавлении Новгорода на Ильине улице был сооружен храм в честь чудотворного образа "Знамение", где икона и находилась до 1930-х гг.

На боковых полях новгородской иконы изображены четверо святых: в верхнем регистре великомученики Георгий Победоносец - небесный покровитель русского воинства, и Иаков Персянин, в день памяти которого совершилось чудо от иконы "Знамение" (27 ноября). Внизу изображены два преподобных: Онуфрий и Макарий Великий. Видимо, фигуры святых написаны были при поновлении иконы в 1528 г. (Макарий Великий - небесный покровитель святителя Макария Московского.)

С новгородской иконы "Знамение" был сделан целый ряд списков; один из них - в Третьяковской галерее. Это икона 1796 г., довольно точно воспроизводящая древнюю.

Из других интересных памятников отметим икону Богоматери "Знамение" первой половины XIII в. из музея-квартиры П. Д. Корина в Москве. Икона также двусторонняя, размером 73?64 см. На оборотной стороне изображена мученица Иулиания. На обороте новгородской иконы "Знамение" изображены праведные Иоаким и Анна. Это, конечно, находится в большем соответствии с главным сюжетом.

Икона "Знамение" с 20-ю клеймами из Государственного исторического музея содержит сюжеты всех важнейших событий, связанных с бытованием древней новгородской иконы.

Ряд интересных икон "Знамение", находящихся в провинциальных музеях, свидетельствует о широком распространении списков с древней чудотворной иконы. Большинство из этих списков были прославлены чудотворениями и пользовались почитанием верующего народа.

Представляет особый интерес икона "Знамение" Курская-Коренная конца XVII - начала XVIII вв. из Третьяковской галереи, полностью совпадающая по иконографическим особенностям с прославленной Курской-Коренной.

Следует особо отметить, что иконы Божией Матери "Знамение" почитались на Руси не только за многочисленные исцеления от различных недугов, но и как святыни воинские, перед которыми русские люди возносили свои молитвы в самые трудные моменты истории.

+ Николай, епископ Балашихинский
Источник: Мепар.ру



Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на РусиИконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси
Автор: Епископ Балашихинский Николай
Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед покло-няющимися волхвами".



Иконы Божией Матери
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Реалистическая живопись и фотопортреты запечатлевают определенные моменты из нашей земной жизни. Традиционная православная икона ставит совершенно иные цели: через живописный образ явить свет Царства Вечной Божией Любви, в котором нет ни тени зла и греха, но всё сияет святостью и совершенством.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (21.03.2015) | Автор: Епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 3572
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz