Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Из истории храма святого великомученика Димитрия Солунского с. Донхово-Аксеново
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 23:25 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Жизнь благочиния

Из истории храма святого великомученика Димитрия Солунского с. Донхово-Аксеново

Церковь святого великомученика Димитрия Солунского с. Донхово-Аксеново Клинского благочиния

Время возникновения прихода храма св. вмч. Димитрия Солунского в Донхово, как и дата освящения первого храма неизвестны. Можно лишь предполагать, что это было на заре утверждения православной веры в северо-восточных землях Ростовского, а позже Владимиро-Суздальского княжества, то есть в середине XII - начале XIII века. Именно в этот период св. Димитрий Солунский был особенно почитаем в северо-восточной Руси. Князь Юрий Долгорукий основывает в 1154 году город Дмитров в честь родившегося сына Всеволода (в крещении Димитрия). Сам Всеволод в последнем десятилетии XII века строит знаменитый Дмитровский собор во Владимире, куда в 1197 году переносит из Фессалоник, родины великомученика, икону и часть одежды святого. Погосты в тот период играли роль административных сельских центров. Поэтому вслед за учреждением городских церквей благочестивые князья, без сомнения, имели попечение об учреждении церквей в селах и на погостах. Дмитриевский погост находился в верховьях реки Донховки - довольно крупного притока главной торговой артерии северо-восточной Руси - реки Волги. Вокруг реки Донховки была сформирована Донховская волость, упоминаемая в документах XVI века. Однако к началу XVII века, а скорее всего даже ранее, волость была роздана в вотчинное и поместное владение и фактически прекратила свое существование.

К началу же XVII века относится и наиболее раннее письменное свидетельство о храме в Донхово. Первая после Смутного времени перепись 1624-1625 годов зафиксировала на погосте "Дмитрия Селунского, что в Донхове" деревянную церковь "страстотерпца Христова Дмитрия", двор попа Климента Савина и двор пономаря Кирилла Алексеева. Судя по последующим документам, с этого времени служение на Дмитровском погосте не прекращалось вплоть до настоящих дней.

В начале XVIII века на Донховском погосте строится новый деревянный храм, который был освящен в 1722 году и простоял до 20-х годов XX столетия.

Деревянная церковь Дмитриевского погоста, что в Донхово

Деревянная церковь Дмитриевского погоста, что в Донхово, фото 1916 года

От последнего деревянного храма сохранились не только воспоминания старожилов и документальные описания, но и фотография начала XX века. У алтаря деревянной церкви располагается до сих пор сохранившаяся могила Екатерины Челищевой.

Екатерина Алексеевна не имела детей и свое имение завещала племяннику Алексею Николаевичу Павлову с тем условием, что он передаст на нужды храма 1430 рублей серебром. Эта сумма позволила после смерти Екатерины Алексеевны († 10 октября 1846 г.) начать строительство каменного храма. 14 июня 1847 года священник Феодор Виноградов с причтом и прихожанами подал соответствующее прошение. Храмоздательная грамота на строительство церкви была получена им от святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, 9/21 декабря 1847 года. А в 1852 году в северном приделе уже был освящен престол во имя прп. Сергия Радонежского.

Новая церковь представляла собой кирпичное здание на высоком белокаменном цоколе с пристроенной к нему теплой трапезной и двухъярусной колокольней. Кроме главного алтаря четверика, освященного в честь великомученика Димитрия Солунского, храм имел еще два придела в трапезной (северный - в честь преподобного Сергия Радонежского, южный - в честь св. пророка Божия Илии). На рубеже XIX-XX веков при священнике Николае Петровиче Афонском архитектура храма была несколько изменена.

В 1886 году его заботами холодная церковь была украшена прекрасной живописью под руководством известного художника Алексея Михайловича Варлаамова. Несколько позже поновлена роспись трапезной. В 1891 году перестраивается верхняя часть храма: вместо одной главки его украсили пять глав с изящными вызолоченными крестами. Приблизительно в 1906-1910 годах перестраивается колокольня храма. Высота ее согласно плану увеличивается до 16 саженей (33,5 метра до барабана)…

По воспоминаниям старожилов, о. Николай после революции 1917 года подвергался аресту, но был отпущен. Точная дата его смерти неизвестна. Известно, что в 1922 году он присутствовал при изъятии церковных ценностей революционной комиссией, а в 1929 году в церкви св. Димитрия Cолунского служил уже переведенный из Дмитровского уезда священник Владимир Лавров. Он был арестован в марте 1931 года и приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет за антисоветскую агитацию. О его дальнейшей судьбе сведений нет.

Достоверных данных о последующих священнослужителях храма до сих пор не найдено. По воспоминаниям прихожан, до войны в храме служил священник Иоанн Клевцовский. После войны - о. Феодор [фамилия неизвестна], затем - архимандрит Даниил (Иван Иванович Жиляев). Он родился в 1881 году в д. Гавриловке Шаблыкинского района Орловской области. В Донхово служил до 1956 года, а затем был переведен настоятелем в Преображенскую церковь с. Селинское, где служил до последних своих дней. Умер он 7 сентября 1962 года и похоронен на Селинском кладбище около храма.

В 1957 году настоятелем к Дмитровской церкви села Донхово был переведен протоиерей Михаил Дунаев. В этом же году он, по ходатайству архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Алексия, награжден митрой. Ранее, в 1939 году, о. Михаил был арестован органами НКВД и осужден по 58-й (политической) статье на 5 лет высылки в Казахстан в г. Акмолинск, однако был досрочно освобожден в 1943 году по амнистии. О нем сохранились особенно теплые воспоминания прихожан.

Существовавший в годы коммунистической власти запрет на реставрационные и хозяйственные работы в церкви привел к сильному обветшанию храма внутри и снаружи. Так, например, протечки в кровле портили внутренние росписи. Поскольку не было возможности провести квалифицированную реставрацию, приходилось закрашивать испорченные места, а вместе с ними и еще сохранившиеся росписи, промышленной масляной краской. К началу 1990-х годов снаружи храма, на уступах колокольни, пустили корни молодые березки, а из барабана колокольни стали вываливаться кирпичи.

Возвращение храму его прежнего благолепия стало одним из основных направлений хозяйственной деятельности прихода. За прошедшие два десятилетия были отреставрированы и вызолочены имевшие пулевые пробоины кресты, отремонтирована колокольня, полностью перекрыта кровля здания, заменена стропильная система, устранены разрушения в кладке. Внутри храма восстановлена роспись главного придела, заканчивается реставрация настенной живописи трапезной части. Практически завершено поновление икон всех трех иконостасов. Все ремонтно-реставрационные работы проводятся силами прихода.

В 1997 году из монастыря святого апостола Иоанна Богослова под Рязанью храму была передана частица мощей святителя Феофана Затворника.

Настоятель церкви игумен Феофан (Евдокимов) проводит факультативные занятия в местной Слободской школе, ведет окормление обращающихся за духовной помощью больных из близлежащей психоневрологической больницы.

На приходе ведется активная историко-архивная работа, результатом которой стала книга "Клинский уезд по документам XV-XVIII веков". В ней на основании обработанных документов собраны данные по храмам Клинского уезда, рассмотрены изменения границ, плотности населения и административно-церковной принадлежности за исследованный период.

Богослужения в храме совершаются каждую субботу и воскресенье, по большим праздникам, а также в праздники наиболее чтимых Богородичных икон и святых, обычно утром с 6.00 до 12.00, вечером - с 18.00 до 19.00.

По материалам сборника "Клин православный"
Клин, "Христианская жизнь": 2012


Пасха в Донхово
Круг и его окрестности


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: Pravklin (08.11.2012)
Просмотров: 3408
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz