Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 14.12.2024, 03:15 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Жизнь благочиния

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2

Автор: Игумен Тихон Полянский

Одним из центральных событий церковно-государственной истории XVIII в. стала реформа 1764 г., в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. По штатам 1764 г. из 953 великорусских монастырей закрыто более половины - оставлено было только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину. В 1779 г. Г.Ф. Миллер называет клинские монастырские храмы "бывшая прежде монастырская церьковь Успения Пресвятой Богородицы; преподобного Сергия чудотворца" 29.

Основным инструментом для претворения в жизнь секуляризационной реформы и поддержания ее результатов была Коллегия Экономии духовных имений, образованная в 1763 г. по указу Екатерины II. Чиновники Коллегии Экономии осуществляли ревизию церковных земель и имущества.

Успенский храм в г. Клин

Успенский храм в Клину

Накануне упразднения в Клинском Успенском монастыре была проведена офицерская опись, которая является наиболее полным из имеющихся описаний обители. "Опись, сочиненная приписному к дому Тверского архиерея Клинскому Успенскому монастырю" была составлена 5 апреля 1764 г. поручиком Владимирского пехотного полка Василием Авдеевым. Составитель описи писал: "когда оной монастырь приписан к дому архиерейскому и как построен, указов никаких в оном монастыре не имеется" 30. В соборной Успенской церкви В. Авдеев увидел заделанные досками окна светового барабана, заметил крайнюю ветхость южных, северных и западных деревянных дверей. Про настланный в алтаре кирпичом, а в церкви плитами белого камня пол Авдеев сказал, что он "совсем негоден". Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно новым31. Собор, несмотря на небольшие размеры, не отапливался.

Любопытно описание каменной трапезной церкви в честь преп. Сергия Радонежского. Указано, что трапезная "о дву опартаментах", то есть имеет два этажа. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах был поломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб, "в котором становитца в зимнее время квас и капуста". К трапезной церкви был присоединен деревянный чулан и крытая деревянная паперть, если судить по размерам - наподобие гульбища. Состояние трапезной по описанию выглядит угрожающе аварийным: в стенах "великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны" 32.

При соборной церкви указана двухэтажная колокольня, крытая тесом - из описания неясно, в одном ли строении с ней, или стоящая отдельно. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом. Для каждого строения были указаны размеры.

Территория обители занимала площадь 153 м. на 64 м. и была обнесена деревянным забором, периметр которого составлял 435 м. Непосредственно к монастырю примыкал скотный двор, строения которого были ветхими и гнилыми, никакого скота на момент составления "Описи" не имелось. Под монастырем у реки был разведен огород на площади порядка 400 кв. саженей, на котором высаживали капусту только для монастыря, а не на продажу. "При оном монастыре, как в городе, так и за городом дворов и садов никаких не имеется", не было замечено и никакого начатого строительства, подворий, школ и богаделен за монастырем не состояло33.

Упраздненный монастырь был обращен в приходскую церковь. В 1810 г. здание Успенской церкви подверглось серьезной реконструкции: заново были возведены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. Позакомарное покрытие скрылось под кривой четырехсторонней кровлей, южный и северный фасады получили классические, правда, достаточно провинциальные и худосочные портики, над куполом была поставлена добавочная шейка с небольшой главкой. В трапезной устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Вероятно, тогда же была разобрана Сергиевская трапезная церковь. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонежского34.

С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. На службах в Успенском храме бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях. В 1926 г. в Успенском храме в Клину служил священник Николай Александрович Бруни (1891 - 1938 гг.), потомок знаменитой художественной династии, человек с интересной и трагической судьбой, одаренный талантами поэта, переводчика, музыканта и художника35.

Будучи одним из первых отечественных военных летчиков, он выжил после того, как его аэроплан был сбит в ноябре 1917 г. в бою под Одессой. Тогда же он дал обет стать священником, если выздоровеет после ранений. В послереволюционные годы ему пришлось сменить несколько мест служения - Украина, Козельск, Москва, Клин. О. Николай был знаком со многими выдающимися людьми - о. Павлом Флоренским, с оптинским старцем Нектарием, был близким другом и однокурсником О. Мандельштама (который сделал его прототипом героя рассказа "Египетская марка"), дружил с А. Ахматовой, В. Ходасевичем. Во время служения в Москве, Н. Бруни совершил панихиду по умершему А. Блоку, прочитав перед этим с амвона его стихи.

В своем стихотворении "Послание к друзьям" Н. Бруни писал:

Размахом крыл моих орлиных,
Бывало, душу мерил я! -
Ужель затем, чтоб ныне Клином
Закончить подвиг бытия?

Однако закончить подвиг бытия о. Николаю в Клину не было суждено. Оставшись без места священника, по протекции знакомых он устроился переводчиком в Москве, одновременно подрабатывая для своей большой семьи самой непрестижной работой - например чисткой выгребных ям и раскладкой навоза на огородах у дачников. В 1934 г. он был арестован и по ложному обвинению во французском шпионаже сослан в Ухту. Даже в лагере он снискал к себе особое уважение, заключенные называли его "отец Николай". В 1937 г. по распоряжению лагерного начальства к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина он сделал памятник поэту из подручных досок, колючей проволоки и глины. Это памятник до сих пор является достопримечательностью Ухты. Интересно, что петербургский художник Федор Бруни после смерти Пушкина нарисовал поэта в гробу, а через сто лет его потомок Николай Бруни создал памятник Пушкину.

4 апреля 1938 года отец Николай был расстрелян. Как позднее рассказывал уцелевший свидетель казни, перед смертью священник призвал всех приговоренных встать с колен, а сам обратился к Богу и запел молитву.

В 30-е гг. ХХ в. Успенский храм был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. Здание использовалось под медицинскую библиотеку, медицинский музей, общежитие, затем под торговый склад. Дополнительные разрушения принесла война. В 1962 - 1963 гг. была проведена архитектурная реставрация под руководством архитектора Н.Н. Свешникова. Все пристройки XIX в. были удалены, и собор предстал в приближенном к первоначальному виду облике36. Но городские власти не нашли для восстановленного шедевра иного применения, как служить соляным складом треста столовых. Небрежно складируемая соль покрывала пол, впитывалась в стены церкви.

В 1992 г. храм вернули верующим. Замечательным русским геологом д. геол. наук Л.И. Звягинцевым в 1992 г. были проведены исследования солевого поражения конструкций и рекомендованы работы по сохранению церкви. Первое богослужение в возрожденном храме состоялась на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1992 г. 11 ноября 1998 г. его освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Сейчас храм полностью отреставрирован и является памятником архитектуры всероссийского значения. К Успенскому приходу приписана Феодоровская часовня постройки кон. XIX в.

Игумен Тихон (Полянский)
канд. филос. н.
преп. каф. теологии ПСТГУ
настоятель Троицкой церкви
с. Захарово Клинского района
Московской области


Страницы истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1
Бог... Какой Он?


Литература
29 Миллер Г. Ф. Указ. соч. С. 167.
30 Опись. Л. 11 об.
31 См.: Опись. Л. 10.
32 См.: Опись. Л.10 - 10 об.
33 См.: Опись. Л. 10 об. - 11.
34 См.: Клинский край. С. 82.
35 Помимо воспоминаний потомков, об этом сохранилось свидетельство в письме от 5/18 сентября 1926 г. известного гатчинского протоиерея Иоанна Смолина (см.: Предсмертный дневник о. Иоанна Смолина // Православная жизнь. 1997. N 11. С. 14 - 15).
36 См.: Ильин М. А. Подмосковье. Книга-спутник по древним подмосковным городам, селам и старым усальбам (XIV - XIX вв.). М., 1974. С. 233.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: Pravklin (28.01.2010) | Автор: Игумен Тихон Полянский
Просмотров: 3632
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz