Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 27.01.2022, 18:24 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

"Ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними"

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 17-ю по Пятидесятнице
Лк 6:31–36

Мы слышали за богослужением отрывок из евангельского повествования от Луки, часть большой беседы Христа с учениками о духовно-нравственных ценностях христианства.

Критерии, которые открывает Христос, не являются для людей чем-то абсолютно незнакомым и новым. Мы все сотворены по образу Божиему, и Господь в сердце каждого из нас заложил отражение Своих свойств и качеств. Поэтому, когда человек приходит к христианству, сначала ему всё кажется странным, но, когда он вникает глубже, то вдруг начинает понимать: то, что он читает, является для него чем-то знакомым и родным, но хорошо забытым. Слова Христа написаны где-то в глубине нашего сердца, но словно мусором завалены.

Лучшие люди разных религий и культур говорят, в общем-то, сходные вещи. Христос формулирует главное правило человеческих отношений так: И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними (Лк. 6:31).

Если мы будем смотреть на людей, которые нас окружают, то увидим, что во взаимоотношениях обычно действует принцип справедливости: если я поступаю хорошо, значит, и ко мне должны отнестись так же. Но дальше получается так: внутри группы людей – друзей, родственников – отношения могут быть вполне благополучными. Он мне взаймы даст, я – ему; я его выручаю, и если нужно, он тоже мне поможет. Но за пределами этой группы – "извините": "своим" я готов помочь, а всем прочим – чего ради? Я же их не знаю!

Это система ценностей большей части людей, живущих вне христианства. Но от верующих Христос ждёт совсем другого. 

Как-то я беседовал с одной женщиной, которая живёт в самом обычном многоквартирном доме. Все голоса соседей с одной стороны она прекрасно знает, а с другой – нет: ни разу не слышала голоса жены. Кричат дети, голос мужа можно разобрать, а её не слышно. Почему? Да потому что не ссорятся, не кричат. То есть в одной квартире – одна система взаимоотношений: мордобои, мат-перемат, а в другой – совсем иная. В какой системе взаимоотношений мы хотим жить? Как мы хотим, чтобы поступали с нами?

Есть Христос – Бог, есть Его семья – Святая Церковь, и мы с вами являемся членами семьи Христовой. Хотя здесь нужно оговориться, что не каждый человек, считающий себя членом Церкви, является им в действительности. Вот яблоня, у которой часть ветвей засохла: эти ветви вроде на яблоне, но уже мертвы. Так и в жизни: если человек не питается духом евангельским, духом благодати Божией, то он или ещё не стал христианином, или уже перестал им быть. Бывают, конечно, переходные ступени, когда человек находится на пути к истине, но случаются и более трагичные ситуации: человек вроде жил со Христом, но потом ценности этого мира закрутили, и он катится назад, пусть даже с крестом на шее. 

Каждый сам выбирает систему ценностей, в которой он будет жить. Либо это система "справедливых отношений", которая является идеалом общественной жизни, либо христианство. Древние евреи считали грехом проступок, который совершен против ближнего: ударил, украл, нанес иной вред. Но христианство говорит другое: нельзя оценивать только телесные действия, у человека есть душа, и именно душа христианина отойдёт к Богу, на неё будет смотреть Господь. В этом и состоит вопрос: какая она, наша душа? 

Не всё, что есть в нашей душе, выходит наружу. Человек может промолчать, а в душе осуждать. Может не развратничать, а в мыслях согрешать. Он не убивал никого, но в душе всех готов расстрелять. Телом он не преступник, а душа-то всё равно замарана этими грехами.

Нам не дано знать, когда воскреснет тело, это произойдёт при Втором Пришествии Христа, но наша телесная смерть не за горами. Когда кто-то говорит: "Успею еще покаяться!" – это еще бабушка надвое сказала. Вчера хоронили тридцатилетнюю женщину, сердце отказало  – никто не ожидал её смерти. Пройдите по кладбищу, посмотрите: там не так много стариков. Мы можем распоряжаться только сегодняшним временем и должны использовать его разумно.

Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6:32). То, о чём мы говорили: "Мы – им, они – нам". Даже самые закоренелые грешники обычно любят своих детей и других близких. Но не это для нас является критерием! Мы все живем в мире, пораженном грехом, и у всех без исключения есть склонность ко греху: нам легче осуждать, ненавидеть, враждовать, чем любить и поступать по-доброму. Как легко поругаться и как трудно бывает помириться! Разве кто-то этого не знает?

Мы больны грехом, но если это состояние мы будем считать нормой, это конец, ведь после смерти мы придём в иной мир, где нормой является прямо противоположное, и тогда окажемся чужими для Бога. 

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же (Лк. 6:34). Вроде бы, всё по справедливости. Но не будем забывать, что эта проповедь Христа на ровном месте была обращена не к людям мира сего, а к ученикам. И если бы древний, да и наш мир всегда жил по справедливости, то и это было бы уже неплохо. Но Господь ставит более высокую цель для своих последователей во все времена.

Мы граждане двух государств – и земного, и Небесного, где Царь – Христос. Земные законы и нормы мы должны исполнять, если только они не противоречат Евангелию. Но в том мире иные законы, и если мы хотим приобщиться ко Христу и стать частью того мира, нужно прилагать для этого усилия. Не умеем? Надо учиться! Трудно? Но легко только глупости делаются.

А далее Христос говорит непостижимую вещь: Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк. 6:35).  У нас обычно иначе: своих любить, чужих ненавидеть. Свой народ любить, агрессора ненавидеть, свою национальность и цвет кожи любить, а прочие – ненавидеть. Таковы законы мира сего, пораженного грехом. Но у Христа иначе, ведь все люди – Его дети.

Как можно отдать своё и не ожидать ничего взамен? Не совсем так. Дал взаймы денег – ожидай не денег: будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:35). Не в валюте будет эта великая награда – вы будете детьми Бога, будете жить с Ним, в Его доме, пребывать в Его радости. Не только за пределами земной жизни, но и здесь. Господь уже здесь приходит в нашу душу и ждёт, чтобы мы открыли Ему своё сердце.

Почему мы должны любить врагов? Потому что Господь призывает нас: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36) , то есть, если хотите быть Божьими детьми, старайтесь быть похожими на Него. 

В семье, когда близкие похожи друг на друга внешне – все рыжие, брюнеты или блондины, сразу понятно, где чей ребёнок, а нас Господь выбирает по нашим душевным качествам, видя, темная или светлая душа у человека. 

Так что же, стремясь исполнить заповедь о любви к врагам, я должен с ними "целоваться"? Не в этом дело. Слово "любовь" в русском языке имеет разные оттенки: любить ребенка и жену – совсем не то же самое, что любить вкусно поесть. А в греческом языке для каждого смыслового оттенка есть своё слово.

Эрао – страстная любовь,  любовь мужчины и женщины.
Стерго – семейная любовь, любовь к детям, родителям, другим близким.
Филео – дружеская любовь, знакомая всем нам.
И, наконец, ага́пао – братская, христианская любовь. Имя Агафья, например, произошло от этого слова.

Христианская любовь возводит все остальные виды любви на совершенно иной уровень, согревает их. Относиться с христианской любовью к нашим врагам – значит отнестись к ним доброжелательно, справедливо, с сочувствием. Ему больно – помоги, голодно – поддержи, неприятности – не топи его, помоги выплыть.

У Льва Толстого есть описание войны с французами, где рассказывается, как по окончании сражения русские солдаты и пленные сидят вместе возле костра и едят похлебку из одного котелка. Да, это враг, ты с ним воевал, но сейчас он в плену, он тоже человек, и отношение к нему у русских солдат после боя было доброжелательным. 

Враги делают нам плохо, но сколько мы сами гадостей перед Богом совершили, а Господь нас принимает, и блага даёт, и к общению с Собой, и к Причащению допускает, и Царство Божие перед нами открывает. Христианская любовь должна как согревать добрые и светлые отношения, так и темные делать светлее. Бог любит праведных и неправедных, и мы должны поступать так же. Тогда Он в нас узнает Своих детей, и с нами всегда будут Его любовь и поддержка – и здесь, в этом мире, и в том. Аминь.

 


«Любите врагов ваших…»
О любви

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (29.10.2021)
Просмотров: 238
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика