Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Какую молитву прочитать? Кому свечку поставить?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 26.04.2017, 08:51 | RSS
 
Форма входа


Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Какую молитву прочитать? Кому свечку поставить?

Автор: Протоиерей Савва Щербина

- Посоветуйте, пожалуйста, молитву… (далее следуют варианты: "от сглаза", "чтобы муж вернулся", "для здоровья", "чтобы ребенок хорошо учился", "чтобы замуж выйти" и т.д.). Можете, батюшка?

- Нет, не могу. В Православии просто не существует молитв "от чего-то" или "для чего-то".

Очень частый вариант диалога. И не всегда собеседник хочет услышать разъяснения. Многим просто надо "поставить свечку", а потом, вроде как, желаемое должно автоматически исполниться. Как в сказке, "по щучьему велению, по моему хотению"…

Свечку поставить и молитву прочитать

По поводу "ставить свечки", вопрос: "А зачем их ставить-то?" От ответа на этот вопрос зависит и ответ: ставить их или нет. Если кто-то думает, что эта свечка, то есть именно вот этот кусочек воска, сгорая, способен что-то там этакое сделать, то он ошибается, и в этом случае не надо ничего ставить. Если человек думает, что этот воск или деньги, на которые он его приобрел, зачем-то нужны Богу, то и в этом случае ставить свечку не нужно. Зачем ваши деньги и воск Тому, Кто Сам же вам это и дал, да и вообще Сам сотворил всю эту вселенную?

Возникает вопрос: зачем же тогда делаем это мы, православные? Да затем же, зачем и все остальное в храме: целуем иконы, становимся на колени - да много чего делаем. Всё это внешние специфические формы выражения нашей молитвы. Заметьте: "нашей", а не "вашей". Почему это я так подчеркиваю? Объясню на примере. Вот муж и жена (я, конечно, подразумеваю настоящих, то есть любящих друг друга, супругов). У них тоже будут свои специфические формы общения - они обнимаются, целуются и т.д., не будем вдаваться в подробности. И эти самые формы, хоть они и внешние, физические, материальные, для них, тем не менее, срабатывают, помогают (заметьте, всего лишь помогают) выйти за пределы материального и прикоснуться к миру более высокому, помогают достичь реального духовного общения друг с другом, то есть любви (те, кто это испытал на себе, меня поймут). Но те же формы уже не срабатывают, если их применить где-то "на стороне", - более того, даже вред нанесут (в супружеском общении - там, где раньше это "работало" - они уже не будут приносить того эффекта).

Отвлеченный пример? Нет, эта аналогия, на самом деле, очень близка к предмету обсуждения. Дело в том, что молитва (в "нашем" понимании) - это общение с Богом. Понимаете, именно общение - само как таковое, а не просто желание пообщаться. Как в разобранном примере: муж и жена любят друг друга и выражают эту любовь какими-то словами или действиями, но не сами эти слова или действия есть любовь. Слова только лишь помогают этому чувству выразиться, актуализироваться, выйти из потенциального в актуальное. Но ведь это возможно только в случае, если есть эта самая реальность, которой всего-то и надо просто на свет появиться (как ребенку родиться в роддоме возможно, только если была настоящая беременность, а не ее желание, потуги и прочие проявления, но без реального ребенка во чреве).

Именно поэтому наша Православная Церковь и начинается с Причащения - иначе просто не о чем вести речь. В Причастии мы входим в такую связь с Богом, которая без этого невозможна, и связь эта реальна. Она подобна связям муж-жена-дети-родители. Эта связь не вымысел, не продукт нашей психики, она объективна, не зависит от нас. Не зависит - в том смысле, что сам человек ее сотворить не может, только Богу это под силу. Но от человека зависит, будет ли он в конечном итоге этой связью пользоваться в своей жизни. Вместо человека Бог его жизнь не проживет. А Таинство Крещения совершается для того, чтобы потом человек смог приступить к Причащению. При Крещении происходит как бы "добавка" к человеческой природе, позволяющая ему это делать (т.е. причащаться). По аналогии: появление на свет в роддоме, совершенное единожды, позволяет человеку много раз посещать занятия в школе, коей возможности он, естественно, был лишен, пока находился во чреве матери.

Свечку поставить

В общем, подытоживая, можно сказать следующее: все те внешние формы, которые мы совершаем в храме, могут наполняться реальным содержанием только для того человека, который реально его имеет (прежде всего, благодаря Причастию). Ну а уж насколько эти формы будут полезны человеку постороннему? Наверное, настолько же, как и посещение этим человеком какой-нибудь счастливой семьи, где царит любовь. Пусть и приятно порадоваться за других, но сам-то от этого счастливее не станешь, сам ведь к этой любви не причастен - хоть и хороший сам по себе человек, но не родной этой семье, а своей семьи нет. Хотя в случае Церкви человек вполне может стать таким вот родным - никаких препятствий, кроме своих желаний и зашоренных глаз, нет. И приняв Крещение, причащаясь, используя опыт предыдущих на этом пути (в первую очередь святых), можно актуализировать ту реальность, обладателем которой потенциально становишься.

Ну а дальше уже все совсем просто. Лучше, чем Бог, никто человеку помощь не окажет. Следовательно, если я кому-то хочу помочь (хоть живым, хоть мертвым), то лучшее, что я могу сделать, - это связать его с Богом. А там уж Бог разберется. Ну а как я кого-то могу связать с Богом, если сам с Ним не связан? Следовательно, сначала надо связаться с Богом самому, а уж потом помочь это сделать другому. Вот и все: как говорил святой Серафим Саровский, "спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Понятно ведь: если плавать не умеешь, то как спасти утопающего? - И деньгами в этот момент не поможешь, если нет умения. А лучший способ спасти другого - это научить его самого плавать, поскольку в другой раз рядом тебя может не оказаться.

И последнее: только любовь может заставить человека что-то делать в этом направлении. Потому что все это связано с большим трудом, самопожертвованием, и ничего, кроме любви, не сможет помочь удержаться на этом пути. Даже если из любопытства сунешься, все равно выскочишь, как ошпаренный, и побежишь туда, где предлагают строевым шагом за умеренную плату, проделав по алгоритму определенное количество шагов, строем войти в Царство Небесное.

Фото: Татьяна Сазонова

Свечи
Суеверие как искушение "бабьими баснями". Часть 2
Одинокой женщине о молитве


Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (29.07.2012) | Автор: Протоиерей Савва Щербина
Просмотров: 5026
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика