Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Евгений Иванович Евец: к 115-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти композитора
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 03.06.2020, 23:03 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Литература, искусство

Евгений Иванович Евец: к 115-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти композитора

Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери

«Церковный хор на клиросе занимается музыкой, ибо всякое серьезное пение в церкви есть духовная музыка. Но занимаясь музыкой в церкви, необходимо строго оберегать ее от проникновения в нее таких приемов, присущих часто низкопробной, светской музыке, как чрезмерная драматичность, слащавость, плаксивость, истеричность и пр.»

Е.И. Евец

Евгений Иванович Евец родился 1(14) ноября 1905 г. в селе Дубины Гродненской губернии в семье сельского учителя. Получив для того времени необходимое начальное образование в гимназии Новороссийска, юный Евгений отдал предпочтение музыкальному образованию. После революции 1917 г. он вместе с родителями остался на малой родине, вошедшей в состав Польши. В период с 1933 по 1936 гг. обучался в Варшавской консерватории, где получил специальность музыкального педагога, хормейстера и регента.

В конце Великой Отечественной войны оказался среди перемещённых лиц в Германии, где в 1946 г. стал членом Народно-трудового союза российских солидаристов. В 1947 г. явился одним из учредителей православного храма в лагере Мёнхегоф (близ города Кассель), возглавив при ней хоровой коллектив. В это же время также принимал участие в выпуске журнала «Посев». В 1948 г. переехал вместе со своей семьей в Марокко, где руководил церковными хорами Успенского и Свято-Троицкого храмов в Касабланке. Там же создал детский хор и фольклорный коллектив.

Из воспоминаний дочери композитора Ирины Евгеньевны мы можем узнать, что: «…в Марокко папа создал хор церковный, который одновременно выступал с двойной программой – церковной и светской, давал концерты, ездил туда, куда их приглашали с благотворительной целью. Они не зарабатывали деньги… Папа фактически безвозмездно знакомил французскую среду с русской музыкой. Хор всегда представлял русскую классику или духовную музыку. Иногда две части – русская часть, раньше духовная, а потом светская русская музыка».

Вместе с женой, Елизаветой Семеновной, Евгений Иванович преподавал в приходской школе в Касабланке, активно участвовал в любительских спектаклях, рождественских елках, пасхальных празднованиях. Несмотря на массу бытовых трудностей, большие расстояния, разделявшие участников хора (супругам приходилось в любую погоду с тяжелыми папками нот преодолевать пять километров до места спевок), хоровая репетиционная работа проводилась регулярно.

После провозглашения независимости Марокко в 1962 г. семья композитора переехала в Париж. Здесь он организовал церковный хор русской молодёжи при Спиридоновской церкви в Рюэй-Мальмезон под Парижем. Позже стал регентом хора Александро-Невского собора на улице Дарю в Париже (с 1966 (по другим сведениям, с 1968 г.) по 1990 гг.). Часто выступал на концертах и мероприятиях, организованных эмигрантами.

Возглавляя хор Русского студенческого христианского движения, Евгений Евец говорил так: «Свое начинание я хочу поставить на службу нашей, главным образом русской, общественности… Из откликов, вызванных нашим выступлением, видно, что часть общественности мой замысел поняла, и это хорошо. В основе задуманного мною Русского музыкального молодежного ансамбля лежит не только служение русской музыкальной культуре, но и национально-воспитательный момент! Вот этим объясняется скромность наших достижений на сегодняшний день.

Ведь я открыл широко двери в ансамбль всем желающим серьезно потрудиться в нем, не спрашивая их, какие таланты с собой они приносят. Конечно, можно было бы пригласить кое-кого из более квалифицированных певцов. Однако: 1) необходимость работать на чисто любительских началах (денег-то нет!), 2) национально-воспитательная сторона этого дела, 3) желание поставить подготовительную работу на основе более строгой рабочей дисциплины – заставили меня избрать более длительный созидательный путь, не сулящий быстрых результатов, но вселяющий надежды на результаты более глубокие. К тому же вопрос идет о молодежи. Необходимо следить, чтобы интерес к этой работе не исчез у самой молодежи».

C конца 1960-х гг. Евгений Иванович стал членом почётного комитета парижского Общества ревнителей православного церковного пения. С 1970 г. преподавал основы музыкальных знаний и гласовое пение на вечерних курсах церковного пения и чтения при Александро-Невском соборе. За время жизни в Париже, композитор принимал участие в адаптации переводов церковных песнопений на французский язык.

17 марта 1990 г. после продолжительной болезни Евгений Иванович Евец скончался и был похоронен на кладбище Sainte-Genevieve des Bois в Париже.

Характеризуя жизнь и творчество композитора, хотелось бы привести слова доктора исторических наук Натальи Леонидовны Крыловой: «Евгений Иванович Евец преданно, беззаветно служил русской музыке – прежде всего церковной, но также и светской – как важнейшему сегменту русской духовной жизни, выражая свою любовь к России через такой своеобразный канал, как музыкальная культура конфессии. Ибо именно церковное пение как нельзя более располагает людей ко взаимной любви и единомыслию, в чем так нуждались выброшенные из привычной жизни люди, и всякое общественное пение исполняется как дело не отдельного лица, но как совокупное дело многих или даже всех присутствующих в собрании лиц. И, таким образом, оно служит выражению общих мыслей и общего настроения и соединяет всех в один братский союз.

О важности этого духовно-воспитательного фактора очень точно сказал академик Д.С. Лихачев, называя нравственную основу как главное, что определяет жизнеспособность общества: «Воспитывают же людей: впрямую – религия, а более сложным путем – музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение)». И Е.И. Евец пекся о будущем поколении Русского Зарубежья, считая, что без объединения в лоне Православной церкви, без активного коллективного участия в ее жизни невозможно на чужбине сохранить свой истинный национальный облик». *** Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Евгения Ивановича Евца «Кресту Твоему», которое является гармонизацией Киевского распева. Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для мужского хора.

 

Список использованной литературы

1. Жуков В. Памяти Евгения Ивановича Евец. Милфорд (Коннектикут), 1991.
2. Зеленин А. Язык русской эмиграции. СПб., 2007.
3. Крылова Н.Л. Единение музыкой. Из Марокканской истории русского хора // Восточный архив (№2). М.: Институт востоковедения РАН, 2010.
4. Лихачев Д.С. Русская мысль. М., 2000.

 

Источник: mepar.ru


О композиторе А.В. Александрове
Чайковский и духовная музыка

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (07.05.2020)
Просмотров: 95
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика