Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Возвращение блудного сына
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 08.04.2020, 03:20 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Великий пост
Великий пост
Великий пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Возвращение блудного сына

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

Подготовка к Великому посту начинается задолго до его начала. Вторая подготовительная неделя (всего их четыре) называется «Неделей о блудном сыне». В воскресный день в храме звучала замечательная по своей глубине притча Спасителя.

Свое учение о Боге и Его взаимоотношениях с человеком Иисус Христос большей частью открывал в притчах, т.е. образным, иносказательным языком. Одна из них, очень значимая, изложена в Евангелии от Луки и называется обычно притчей «О блудном сыне» (Лк. 15, 11–32). Мы сейчас коснемся только одной ее стороны – пути возвращения грешного человека к Богу.

В притче рассказывается об отце и двух его сыновьях. У них есть своя земля, которую они обрабатывают. Шесть дней в неделю трудятся все: отец, оба сына, им помогают и несколько наемных рабочих.

По существовавшим тогда законам, после смерти хозяина его наследство получают сыновья, причем старший сын должен получить две трети отцовского имущества, а младший – одну треть.

Чтобы жить сыто и благополучно, все члены семьи должны хорошо трудиться, тем более что хозяйство у них общее. Однако младший сын начинает тяготиться ежедневным трудом с одним лишь днем для отдыха и веселья. Он считает, что, имея крупный земельный надел плодородной земли в теплом климате, можно жить за счет своего имущества без большого напряжения собственных сил и гораздо веселее. По его мнению, счастье – это развлечения, беззаботная веселая жизнь, пирушки и соответствующие друзья с девицами легкого поведения. Но когда же ему достанется наследство? Отец-то обладает крепким здоровьем и умирать не торопится. Зажился старик!

Тогда младший сын решается на отчаянный шаг: просит отца выделить причитающуюся ему часть наследства, как будто тот уже умер, и отпустить его на все четыре стороны. Отец мог выгнать его из семьи, вообще ничего не дать. Но опытный и мудрый человек понимает, что если сын разлюбил его, то заставить любить невозможно. Любовь – свободный дар человеческого сердца. Поэтому он выполняет просьбу младшего сына, отпускает его из семьи с деньгами, соответствующими его доле наследства.

И вот – желанная свобода жить, как хочется! Счастье! Яркая жизнь, благо деньги в кармане, веселые подруги и шумные друзья. Все прекрасно! Но вот… полез однажды в карман за деньгами, а там пусто. Все деньги так быстро растратились – даже не заметил как... А кушать хочется! Помогут друзья и подруги? Но где же они? Дружба за деньги – ненадежная вещь. Один в чужой стране, без дома, без друзей и родных – а есть по-прежнему хочется… Пусто стало в жизни, серо и холодно. Даже на приличную работу никто не берет, никому он не нужен.

Наконец-то повезло: нашлась, правда, самая позорная для еврея работа – пасти свиней. Жилье – в сарае со свиньями. Еда – только впроголодь, даже от полусъедобной пищи, которую хрюшкам дают, ему немного перепадает. Грязный, оборванный, голодный… Разве это та «свобода» и то счастье, о которых он мечтал? Не жизнь, а скотское существование. А дальше что? Дома-то у отца все трудятся, имеют свое жилье, сыты, одеты и, как наконец-то стало понятно, счастливы…

О чем же говорит нам Христос? Какое отношение к нашей жизни имеет притча «О блудном сыне»?

Отец – это Бог, сотворивший нас для подлинного, вечного счастья. Это счастье невозможно без любви к Богу и людям. Любовь же невозможна без свободы и права свободного выбора. Наследство, или сокровище наше, – это все, чем Бог нас одарил: жизнь, душевные и телесные силы, ум, способности, знание, возможность любить и быть счастливыми.

Если мы вместе с Богом пользуемся полученными от Него дарами, они возрастают, и мы обретаем смысл жизни – радостное бессмертие; земная жизнь, несмотря на все трудности, согревается Божией любовью и Отеческой поддержкой. Получив от Бога бесценные дары, человек часто начинает смотреть на них как на исключительно свою собственность: это мои способности, мой талант, мое знание, мое искусство, мой подвиг, моя заслуга, мое достоинство, мое богатство!

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «растрата имения – истощание (оскудение) сил ума, сердца и тела… Нищета младшего сына – это пустота души, образующаяся от греховной жизни». Та далекая, казавшаяся преж­де гостеприимной, страна – это удаление и отчуждение человеческого сердца от Бога. А человек, пасущий свиней в далекой стране и питающийся скотской пищей, – прежде всего тот, кто всецело увлечен и занят земными делами. До Бога, до души ему дела нет, однако нет и подлинной радости. Человеческое сердце сжимается в страшной пустоте и бессмысленности своего существования. Так уж устроена Богом человеческая душа, что она нуждается в нетленной и небесной пище и ищет ее. Не находя ее ни в чем земном, человек пытается утолять духовный голод всякими эрзацами – заменителями подлинной радости и вечного счастья. Однако все это, по сути, – пустота и рассеивается, как дым, оставляя человека в бессмыслице его жизни перед страхом неизбежного конца и потери всех и всего.

 «Придя в себя…» Это очень тонкое замечание, подразумевающее, что человек, который живет без Бога, находится вне себя, и себя, свое истинное Я он может обрести только с Богом и в Боге» (архим. Ианнуарий (Ивлиев)). Придя в себя, человек твердо решает вернуться к Богу – своему Небесному Отцу. Ему страшно и стыдно, ведь он предал своего Творца и беспутно растратил силы и годы жизни, но в глубине сердца остается генетическая память: «Бог нас любит». Страшно и стыдно, но надо возвращаться в родной дом – Христову Церковь, к Богу.

Примет ли Небесный Отец Свое заблудившееся чадо?

К Богу невозможно прийти формально, оставшись таким, каким был. Но именно кающийся от всего сердца человек, имеющий решимость и добрую волю уйти от греха, приходит к Богу.

В евангельской притче сказано, что отец все время ждет возвращения своего блудного сына; увидев его издалека, с радостью бежит ему навстречу, обнимает, целует и принимает в свою семью. Он приказывает слугам принести ему ту прежнюю одежду, в которой он ходил раньше дома, т.е. возвращает ему сыновнее достоинство. Здесь под слугами Божиими имеются в виду священники, которые евангельскими словами и святыми таинствами очищают и освящают душу человека.

Радость и веселие в отцовском доме – Церкви Христовой, потому что младший сын «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32).

Бог ждет возвращения к Себе каждого заблудившегося в жизни человека. Главное, чтобы была решимость идти к Небесному Отцу с искренней верой и глубоким покаянием.

Евангелие укажет верный путь, а Православная Церковь поможет привести душу в порядок, чтобы радостная встреча с Богом обязательно состоялась в земной жизни раскаявшегося человек.

 


Притча о блудном сыне
Младший сын

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (17.02.2020)
Просмотров: 194
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика