Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Неопалимая Купина. Из истории иконографии
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 08.05.2024, 21:56 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Неопалимая Купина. Из истории иконографии

Автор: епископ Балашихинский Николай

Икона Матери Божией, именуемая Неопалимой Купиной, — одна из самых распространенных на Руси. Ее можно видеть и в храмах, в том числе — посвященных этой иконе, и в домах прихожан. Такая распространенность Неопалимой Купины в значительной степени вызвана тем, что именно пред этим образом молятся Пресвятой Деве об избавлении от запаления огненного. Особо почитают эту икону профессиональные пожарные.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XVI века. Соловецкий монастырь

Создание этого образа связано с текстом Священного Писания из 3-й главы книги Исход: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:1–5).

Православное богословие с раннехристианских времен видит в этом чудесном явлении прообраз Божией Матери. Увиденная пророком Моисеем на горе Хорив горевшая и не сгорающая купина (куст терновника) символически изображала Приснодевство Богородицы, чрез Которую воплотился Единородный Сын Божий. Поэтому в живописном парафразе этого текста стали изображать Пресвятую Богородицу, окруженною пламенем. Здесь представлены и явившийся Моисею Ангел, и изумленно взирающий на объятую пламенем купину Моисей, и тот же Моисей, получивший от Бога повеление снять обувь.

На Синайской иконе XII в. перед пылающей купиной изображен один Моисей, снимающий сандалии.

На более древних иконах Неопалимой Купины (например, из того же Екатерининского монастыря на Синае) Богоматерь изображена в рост, в позе Оранты. Ее изображение находится в центре композиции, и по обе стороны от Нее — предстоящие святые, причем это не обязательно Боговидец Моисей, это может быть и пророк Исаия, и даже преподобные игумены Синайской горы. Горящей купины на этих иконах нет (но эти Синайские иконы именуются Θεοτόκος ή Βάτος — «Купины»).

По преданию, первая икона Неопалимой Купины была принесена в Москву в конце XIV в. из Палестины и находилась в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

В нынешнем виде иконография сложилась достаточно поздно: изображение Богоматери, заключенное в восьмиконечную звезду и именуемое Неопалимой Купиной, на Руси известно с XVI в.

Иконография этого нового извода Неопалимой Купины включает в себя элементы иконографии Спаса в Силах, которая складывается на Руси веком ранее. Ромбы и круги на иконах Спаса в Силах, символизирующие небесную и земную славу сидящего на престоле Христа Вседержителя, а также Силы Небесные, окружающие Христа, включены и в композицию Неопалимой Купины. В иконографии Неопалимой Купины представлены сразу несколько аспектов почитания Боматери на основе ветхозаветных прообразов Боговоплощения.

Изображенная в центре композиции Богоматерь с Младенцем относится к типу Одигитрии; Она держит в руках ряд символов, иллюстрирующих ветхозаветные пророчества. Это — Гора Нерукосечная из пророчества Даниила (Дан. 2:31–35), а также и гора из пророчества Аввакума (Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. — Авв. 3:3); это Лестница праведного Иакова (Быт. 28:12), Врата из видения пророка Иезекииля (Иез. 44:2) и другие, но часто эти прообразы бывают представлены в виде отдельных самостоятельных сюжетов по краям иконы. По краям иконы могут быть изображены уже упомянутые Моисей перед несгорающей Купиной, Лествица, юже Иаков виде, Непроходимые врата, а также Жезл из корене Иессеова — расцветший жезл Аарона (Чис. 13:3–8).

Восьмиконечная звезда, в которую вписано изображение Богородицы, образовано двумя пересекающимися четырехугольниками; обычно один из них зеленого цвета, другой — красного (напоминание о несгорающей в пламени Купине). По углам расположенного глубже четырехугольника изображаются символы Евангелистов: ангел, телец, лев и орел. Пространство вокруг изображения Богоматери обычно бывает заполнено изображениями Небесных сил бесплотных; иногда встречается надпись: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103:4). В развернутом варианте иногда изображаются ангелы, символизирующие стихийные силы природы: ветер, дождь, гром, молнию, мороз, росу, мглу, землетрясение (ср.: Откр. 16).

На основании пророчества Исаии: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится… (Ис. 11:1–3) среди окружающих Богоматерь Небесных сил изображают также духов Премудрости, Разума, Совета, Крепости, Страха Божия, Ведения и Благочестия. Эти семь духов упоминает в Откровении Иоанн Богослов: Посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 5:6). Также бывают изображены Архангелы с усвоенными им атрибутами: Гавриил с ветвью Благовещения, Михаил с жезлом или мечом, Рафаил с алавастровым сосудом, Уриил с огненным менчом, Селафиил с кадильницей, Варахиил с виноградной гроздью.

Из других персонажей, изображаемых по краям иконы, можно назвать еще пророка Исаию — его видение Серафима с горящим углем в щипцах.

Надписи, которые делались на иконах Неопалимой Купины, либо цитируют Священное Писание, либо взяты из текста Акафиста Благовещения Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто Неневестная».

Тексты могут быть такие: Вскую непщуете, горы усыренные? Гора, юже благоволи Бог житии в ней, ибо Господь смирится до конца (Пс. 67:17) — применительно к Горе Нерукосечной. Покрывай водами превыспренняя Своя, полагай облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню (Пс. 103:3) — к изображению ангелов, символизирующих природные стихии.

Из Акафиста Богородице обычно используются такие: «Радуйся, Лествица Небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, Мосте, переводяй сущих от земли на небо» (икос 2); «Радуйся, Покрове миру, ширший облака» (икос 4) и другие.

Отметим, что и после того, как сформировалась описанная выше иконография Неопалимой Купины, в храмовой росписи нередки были изображения события, изложенного в Исх. 3:5.

Примером может служить роспись Грановитой палаты Московского Кремля, сделанная в ХVI в. До нашего времени она не дошла, т. к. была в ХVII в. поновлена Симоном Ушаковым, а в конце ХIХ в. — палехскими иконописцами. Известны старообрядческие иконы середины ХIХ в., выполненные в традициях старой византийской иконографии — наряду с новой иконографией, которая также широко использовалась старообрядцами.

Новая иконография Неопалимой Купины уже к началу ХVII в. стала общепризнанной, и некоторые иконы были прославлены чудотворениями.

Из ранних икон Неопалимой Купины можно назвать образы конца XVI в. из Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, из музея-заповедника «Коломенское» (XVI в.) и еще целый ряд икон, находящихся в музейных собраниях и частных коллекциях.

Источник: mepar.ru


Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на РусиИконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси
Автор: Епископ Балашихинский Николай
Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед покло-няющимися волхвами".

 

Иконы Божией Матери
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Реалистическая живопись и фотопортреты запечатлевают определенные моменты из нашей земной жизни. Традиционная православная икона ставит совершенно иные цели: через живописный образ явить свет Царства Вечной Божией Любви, в котором нет ни тени зла и греха, но всё сияет святостью и совершенством.

 

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (17.09.2016)
Просмотров: 3265
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика