Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О Сеятеле
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 16.12.2019, 16:50 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

 
Главная » Статьи » Духовное просвещение

О Сеятеле

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Лк. 35, 5-15


 

Сегодня мы слышали притчу о Сеятеле, смысл которой был вполне понятен современникам Иисуса Христа, поскольку большинство из них занимались сельским хозяйством. Они подготавливали почву, сеяли, собирали урожай и прекрасно понимали, что семена куда угодно бросать нельзя, иначе ничего не вырастет. А Христос, Которого мы узнаем в образе Сеятеля, поступает иначе – Он семена веры сеет везде, призывая всех стать Его учениками.

Господь объясняет нам тайны Царства Небесного образно – в притчах, чтобы каждый человек мог запомнить их и поразмышлять. Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 5–8).

Когда проводят кастинг среди актеров, ищут таланты – тех, у кого есть соответствующие данные, отбирают из тысяч кандидатов. Спортивные тренеры тоже не будут заниматься со всеми – им нужны такие ученики, которые смогут показать хорошие результаты; в науке и других сферах деятельности происходит нечто подобное. А Господь обращается ко всем людям, независимо от того, имеют они данные или нет, готовы или не готовы, праведные они или грешные. Он обращается даже к тем, кто сейчас, казалось бы, и плод веры принести не может. Но какой в этом смысл? Попробуем разобраться.

Утоптанная на жаре земля – твердая, как бетон, асфальт. Семечко, которое упало при дороге, полежит-полежит там, но укорениться не сможет, так птицы его и склюют. Упало на камень – не значит, что это семя попало в место, заваленное камнями. Мы говорим о Палестине, где гористая местность. На поверхности скалы может образоваться небольшой слой почвы. Он неглубокий, но зато легко прогревается солнцем, хорошо увлажняется росой, и этого достаточно, чтобы семя прижилось, проросло. Только развиваться этот росток все равно не сможет, ведь под ним скала, растению неоткуда черпать жизненные силы. Подобные условия в нашей стране есть на Валааме, Соловках, где монахи и паломники искусственно создавали почву на скальной породе, чтобы можно было заниматься сельским хозяйством и получить урожай.

Семя, которое упало между тернием, попало на хорошую почву, но его заглушает сорняк. Оно может вырасти, но урожай не принесет, т.к. все соки заберет сорная трава. А вот если семя упало на добрую землю без сорняков, оно приносит великолепные плоды!

Христос в этой притче образно говорит о почве человеческого сердца, куда попадает семя – слово Божие. Господь везде сеет и ко всем обращается, во-первых, потому, что Он всех хочет спасти! А во-вторых, состояние человеческого сердца может измениться: было оно, как броня, но Господь пытается ее разбить,  сам человек усилия прикладывает, и, возможно, примется это семечко!

Приведу пример из приходской жизни. Одну мою хорошую знакомую в 17 лет близкие пытались привести к вере. Девушка была хорошая, умная, порядочная, Евангелие читала, но ничего не получилось, она не смогла уверовать, хотя, казалось, для этого были все условия. Какие процессы в ее душе происходили – нам неведомо, но это семечко лежало, видимо, где-то в глубинах ее сердца, и лет в 26-27 она стала прекрасной христианкой. Это тайна человеческого сердца, но возможно, если бы друзья 10 лет назад не заронили ей в душу это «семечко», нечему было бы вырасти.

О семени, упавшем при дороге, один из евангелистов приводит следующие слова Христа: семя посеяно, а человек о нем не думает, не размышляет. Да, он услышал слово Божие или прочитал, но приложить старания, осмыслить его не удосужился. Полежит такое семечко и пропадет: его из сердца человеческого украдет дьявол, чтобы человек не ожил духовно, остался бы в своей спячке.

Дорога есть дорога, ее не изменить, а человеческое сердце может смягчить Господь, чтобы туда вечная жизнь вошла, чтобы человек ощутил радость этой бессмертной жизни, согретой любовью Христовой.

История про семечко, оказавшееся на каменистой почве, относится к тем людям, которые сначала с радостью приняли евангельскую весть, но им не хватило верности, постоянства, терпения, чтобы довести дело до конца. Им могли помешать разные искушения. Человеку мог кто-то сказать: «Что ты дурью маешься, в эту церковь ходишь? Брось эти бабьи сказки – они придуманы, чтобы голову морочить! Никакого Бога нет, церковь только деньги из вас доит…» Или же мысли какие-то гадкие возникли, или непристойностей в Интернете насмотрелся… Все это закрывает сердце для Бога, там становится душно, и семя веры не может расти, погибает.

Какими бы тяжелыми ни были искушения, человек сам должен выбрать свой путь. Для первых христиан искушениями были гонения, смертельная опасность, да и сейчас в некоторых странах за веру ежедневно гибнут десятки человек. В нашей стране ситуация не стоит так остро, но малейшие трудности могут поколебать нашу веру. Подумаешь, что-то люди сказали – а ты пойди сам и посмотри! Но нет! Всякая гадость из Интернета или из чужих уст сердцем принимается легче. И получается – сверкнула в жизни яркая, светлая полоса и погасла. Может, в старости только человек очнется, но жизнь-то уже будет прожита. Конечно, Бог и перед смертью примет, но то, что растратил, уже не вернешь!

Семена сорняков, которые находятся в земле и мешают семени развиваться, – это не преступления, не плохие дела, не похабщина. Нет, это наше вечное «я занят!» Работа, огород, семья, мне просто некогда – времени нет помолиться, взять в руки Евангелие, сходить в церковь, исповедаться и причаститься. Но я скажу иначе: не времени нет, любви нет! Если мы любим своих детей или внуков, даже если мы очень заняты, что же, мы их голодными оставим или пообщаться времени не найдем? Найдем, конечно. А вот если любви нет – тогда хватает времени и на диване отдохнуть, и посмотреть телевизор, и за компьютером посидеть, и по телефону поговорить, и почитать сообщения. А молиться времени нет – устал, Евангелие почитать – то же самое.

Да кому ты хуже делаешь – Богу? Нет, Богу хорошо всегда, но Он хочет, чтобы хорошо было и нам. Только легко и даром это «хорошо» не дается, потому что мы люди, грехом искаженные, и надо потрудиться, чтобы благодать возрастала в нашем сердце. Тогда и сейчас будет светло жить, и потом будет хорошо.

Под сорняками имеются в виду дела, может быть, и нужные, но сиюминутные. А есть еще и более важные. Но что для человека важнее – ноги или ботинки? Наверное, все же ноги. Так и здесь: здоровье и материальные ценности для нас значимы, конечно, но человек – не свинья, которой насыпали отрубей в корыто, и все у нее отлично! Человек имеет бессмертную душу, поэтому, даже если он сыт так, что «хрюкает», но при этом испытывает голод духовный,  – счастья у него не будет!

Человек – образ Божий, и если в сердце нет Бога, не будет нам подлинной радости и глубокого счастья, потому что без Бога мы – пустышки. У нас недостаточно внутреннего содержания, ведь нам нужны не только знания и умения. Человек – не рабочая скотина, он должен стать подобным Богу, раскрыться в любви, в своем делании, своем служении.

Люди часто хватают материальные блага и только ими живут, а потом сетуют: «Ах, почему жизнь такая пустая? Почему мне так плохо?» Да потому что ты опустился на животный уровень и живешь там, а человеку этого недостаточно!

Но есть люди, которые понимают, что во всех наших делах начинать нужно с главного – с Бога: с общения с Ним в молитве, чтении Евангелия, покаянии и Причащении, посещении богослужений. Поверьте, они не сделают меньше дел, совсем наоборот, потому что с Богом вместе будут идти по жизни. И успешнее все будет, и лучше, если нести свои тяготы вместе с любящим Отцом.

Есть хороший пример из Киево-Печерского патерика про преподобного Феодосия Печерского. Князь с ним дружил, к нему в монастырь в гости приходил, к себе звал, и Феодосий бывал у него за княжеской трапезой. Как-то раз князь говорит: «Отче, понять не могу, в чем дело. Прихожу к тебе в монастырь, у тебя скудно с продуктами, пища самая простая, но все так вкусно, такое удовольствие получаю, что из-за стола уходить не хочется. А у меня, посмотри, все лучшее на столе: продукты идеальные, повара – профессионалы, а вкуса нет никакого!» «Чему же ты удивляешься? – ответил Феодосий. – Наши-то повара, не больно искусные, сначала помолятся, потом с молитвой печку зажигают, с молитвой готовят и на стол подают, оно и спорится, и во вкус идет. А ты к себе зайди на кухню: одна ругань и дрязги, так и делают, и хорошие продукты вкуса не имеют, ведь дело это без молитвы, без любви делается!»

Так и в нашей жизни: когда человек с любовью к Богу, с молитвой, с Евангелием строит свою жизнь, пусть он небогат, но все у него будет по настоящему – и радостнее, и светлее, и теплее. А когда без Бога – все вроде есть, а тоскливо на душе, и это все не в радость.

Семечко из евангельской притчи попадает в каждое сердце, ведь Богу все одинаково до́роги, Он всех к Себе зовет. Но мы говорим иногда: «Я не могу принести большой плод любви, какой с меня толк?» Ничего, принеси Богу то, что можешь. Это земля не способна трудиться над собой, а человек-то может! Может он и сердце свое каменное смягчать молитвой, покаянием и добрыми делами, может  сорняки из сердца вырывать, бороться с искушениями. С Божией помощью все это возможно!

Даже каменистая почва может дать прекрасный плод, об этом свидетельствуют история Церкви и Евангелие. Вспомним благоразумного разбойника: ну что можно было хорошего от него ожидать? Но он покаялся, усилие над собой употребил, вслушался в слова Христа уже там, на кресте, сумел добрый плод веры и покаяния принести – и Господь его принял.

А вот если я могу, но не хочу, это другой вопрос. Но чего «не хочу»? Не хочу, чтобы жизнь была радостной, с Богом, не хочу, чтобы она освящалась Его любовью, не хочу жизни вечной? Выбор каждый делает сам! Бог нам дал свободу и не отнимет ее. Мы должны сами идти к Богу, к вечной жизни и бессмертию. Потому что, только учась любить, человек духовно возрастает, а любить нельзя заставить!

Бог дал нам свободу и ждет, чтобы мы употребили ее во благо, для своего спасения и спасения своих ближних. Аминь.

 

 


Воскрешение сына наинской вдовы

О любви

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (09.11.2019)
Просмотров: 198
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика