Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О смысле таинства Елеосвящения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 23:05 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковные Таинства

О смысле таинства Елеосвящения

Автор: протоиерей Борис Балашов

Церковные таинства – священнодействия, воздействующие благодатной силой на душу и тело человека. Они установлены по воле Божией. Главным условием воздействия этой силы является вера и покаяние. Одно из важнейших церковных таинств – это Елеосвящение, или Соборование. О нем сегодня и пойдет речь.


Фото: Галина Акулова

В Евангелии описано, как слепой Вартимей по своей крепкой вере получил от Спасителя прозрение. Поскольку он ответил на Божий дар благодарностью, Христос ему сказал: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 42). Вартимей по своей согретой любовью вере получил телесное здоровье и обрел бесценный духовный дар – живую связь с Богом через веру во Христа...

В самом начале человеческой истории люди предали любовь своего Небесного Отца, разорвали с Ним живую связь взаимного доверия и, как следствие, исказили свою природу – и духовную, и телесную. Человек стал болен грехом. Душа начала больше стремиться ко злу, чем к добру, а тело подверглось болезням и смерти. Чтобы спасти людей, Сын Божий принял человеческую природу от Де­вы Марии.

По вере во Христа и Его спасительное Евангелие снова может созидаться некогда разрушенная связь людей с Богом.

В таинственно-благодатной жизни Православной Церкви прозревает и оживает человеческая душа. Тело христианина также участвует в этом соединении со Христом и принимает в себя таинственное семя будущего воскресения во славе, блаженстве и вечной радости в будущем Царстве славы Божией. Земная жизнь имеет для человека огромную ценность как первый и начальный этап его вечной жизни, как школа бессмертия. В таинстве Святого Причастия и тело, и душа человека по его вере соединяются со Христом и получают Его Божественную благодать, помощь и укрепление.

Иисус Христос, возвещая Свое спасительное учение людям, возрождал и преображал их души, а когда необходима была помощь в различных телесных недугах и болезнях, подавал ее тысячам уверовавших.

Но не только Сам Господь делал это; отправляя на проповедь Своих двенадцать учеников, Он дал им благодатную силу исцеления недугов: «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12–13). Без всякого сомнения, такая форма дарования исцеления через помазание оливковым маслом (елеем) была благословлена Спасителем.

Какой же смысл в исцелении болящих от недугов, если людям все равно предстоит умереть? Какая принципиальная разница, умрут они раньше или позже?

Через деятельность тела человек воздействует и на свою душу. Дурные поступки затемняют душу и усиливают ее болезненное состояние, что сказывается не только на личной жизни самого человека, но и его окружающих. Напротив, волевые усилия, направленные на борьбу с собственными грехами, сознательное совершение добрых поступков, оздоравливают душу. В этом и есть суть покаяния и исправления жизненного пути. Разумное направление внешней деятельности человека ведет к духовному возрастанию и укреплению, а значит, и большей готовности к бессмертному бытию в вечном Божием Царстве. Поэтому Бог часто укрепляет физические и психические силы человека, если есть надежда, что он будет использовать их во благо.

Духовно-благодатная жизнь Православной Церкви, основанной Иисусом Христом, разными путями укрепляет человека на его жизненном пути к победе над грехом и силой смерти. Само общение с Богом происходит в искренней молитве как домашней, так и церковной, чтении и осмыслении Священного Писания, а также усиленном совершении добрых дел.

Одной из форм поддержания и укрепления духовных и телесных сил христианина является таинство Елеосвящения (освящение елея – масла). Его также называют Соборованием, потому что для его совершения положено собраться семи священникам, хотя в случае необходимости оно может совершаться и одним.

В словах чинопоследования Елеосвящения подтверждается его установление Иисусом Христом. В одном из тропарей таинства молящиеся обращаются к Спасителю: «Ты милостивно заповедал апостолам Своим совершать святое Твое помазание над болящими чадами Твоими» (русский перевод).

Из слов святого апостола Иакова видно, что Соборование могут совершать епископы и пресвитеры (священники). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15).

В этом таинстве через помазание освященным елеем (маслом) и молитву Господь подает верующему благодать, исцеляющую духовные и телесные немощи. Цель Елеосвящения – исцеление болящего и очищение его от грехов. Оно вместе с таинством Покаяния помогает лечить человеческую душу от греховной поврежденности.

С глубокой древности болящие христиане, осознавая свою греховность, прибегали к помощи Покаяния, Елеосвящения и Причастия Тела и Крови Христовых для укрепления своих немощных сил. Но без глубокого покаяния и стремления вести решительную борьбу с грехом в своей жизни эти таинства теряют смысл и никакой пользы не приносят.

Во время Соборования произносятся молитвы, семь раз читаются отрывки из Нового Завета и семь раз болящий помазывается освященным елеем (маслом). Весь смысл чтения Священного Писания, песнопений, молитв и обрядовых действий – в том, чтобы страдающему от болезни и кающемуся в своих согрешениях испросить дар Божией любви и милосердия. В таинстве Елеосвящения помимо исцеления от болезней у Бога испрашивается прощение грехов и очищение души.

К таинству Елеосвящения могут приступать православные христиане с того возраста, когда смогут осознавать свои грехи и участвовать в таинстве Покаяния, поэтому маленьких детей не соборуют. Соборование может совершаться как в домах верующих людей, так и храмах. При отсутствии тяжких заболеваний собороваться чаще, чем раз в год, не следует.

По опыту совершения таинства Елеосвящения можно вывести некоторые закономерности:

1) смертельно больным людям, исповедовавшимся, причастившимся и пособоровавшимся, существенно легче и безболезненнее умирать;

2) тяжелобольные после Соборования часто укрепляются физически и получают облегчение от болезни;

3) многие тяжелобольные ощущают при совершении этого таинства благодатное укрепление, прилив духовных сил, необыкновенную радость;

4) малоцерковные люди, делающие первые шаги в христианской жизни, после этого таинства значительно легче воцерковляются и духовно возрастают.

Таинство Елеосвящения логически связано с таинствами Покаяния и Причащения. Поэтому эти таинства следует совершать вместе, либо Соборованию должны предшествовать Покаяние и Причащение.

 


О Таинстве Елеосвящения (Соборовании)
Что делать, чтобы прошла жгучая боль о совершенных в жизни грехах?

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: jula (21.02.2019)
Просмотров: 1283
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz