Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О смысле таинства Елеосвящения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 26.03.2019, 06:55 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Великий пост
Великий пост
Великий пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковные Таинства

О смысле таинства Елеосвящения

Автор: протоиерей Борис Балашов

Церковные таинства – священнодействия, воздействующие благодатной силой на душу и тело человека. Они установлены по воле Божией. Главным условием воздействия этой силы является вера и покаяние. Одно из важнейших церковных таинств – это Елеосвящение, или Соборование. О нем сегодня и пойдет речь.


Фото: Галина Акулова

В Евангелии описано, как слепой Вартимей по своей крепкой вере получил от Спасителя прозрение. Поскольку он ответил на Божий дар благодарностью, Христос ему сказал: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 42). Вартимей по своей согретой любовью вере получил телесное здоровье и обрел бесценный духовный дар – живую связь с Богом через веру во Христа...

В самом начале человеческой истории люди предали любовь своего Небесного Отца, разорвали с Ним живую связь взаимного доверия и, как следствие, исказили свою природу – и духовную, и телесную. Человек стал болен грехом. Душа начала больше стремиться ко злу, чем к добру, а тело подверглось болезням и смерти. Чтобы спасти людей, Сын Божий принял человеческую природу от Де­вы Марии.

По вере во Христа и Его спасительное Евангелие снова может созидаться некогда разрушенная связь людей с Богом.

В таинственно-благодатной жизни Православной Церкви прозревает и оживает человеческая душа. Тело христианина также участвует в этом соединении со Христом и принимает в себя таинственное семя будущего воскресения во славе, блаженстве и вечной радости в будущем Царстве славы Божией. Земная жизнь имеет для человека огромную ценность как первый и начальный этап его вечной жизни, как школа бессмертия. В таинстве Святого Причастия и тело, и душа человека по его вере соединяются со Христом и получают Его Божественную благодать, помощь и укрепление.

Иисус Христос, возвещая Свое спасительное учение людям, возрождал и преображал их души, а когда необходима была помощь в различных телесных недугах и болезнях, подавал ее тысячам уверовавших.

Но не только Сам Господь делал это; отправляя на проповедь Своих двенадцать учеников, Он дал им благодатную силу исцеления недугов: «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12–13). Без всякого сомнения, такая форма дарования исцеления через помазание оливковым маслом (елеем) была благословлена Спасителем.

Какой же смысл в исцелении болящих от недугов, если людям все равно предстоит умереть? Какая принципиальная разница, умрут они раньше или позже?

Через деятельность тела человек воздействует и на свою душу. Дурные поступки затемняют душу и усиливают ее болезненное состояние, что сказывается не только на личной жизни самого человека, но и его окружающих. Напротив, волевые усилия, направленные на борьбу с собственными грехами, сознательное совершение добрых поступков, оздоравливают душу. В этом и есть суть покаяния и исправления жизненного пути. Разумное направление внешней деятельности человека ведет к духовному возрастанию и укреплению, а значит, и большей готовности к бессмертному бытию в вечном Божием Царстве. Поэтому Бог часто укрепляет физические и психические силы человека, если есть надежда, что он будет использовать их во благо.

Духовно-благодатная жизнь Православной Церкви, основанной Иисусом Христом, разными путями укрепляет человека на его жизненном пути к победе над грехом и силой смерти. Само общение с Богом происходит в искренней молитве как домашней, так и церковной, чтении и осмыслении Священного Писания, а также усиленном совершении добрых дел.

Одной из форм поддержания и укрепления духовных и телесных сил христианина является таинство Елеосвящения (освящение елея – масла). Его также называют Соборованием, потому что для его совершения положено собраться семи священникам, хотя в случае необходимости оно может совершаться и одним.

В словах чинопоследования Елеосвящения подтверждается его установление Иисусом Христом. В одном из тропарей таинства молящиеся обращаются к Спасителю: «Ты милостивно заповедал апостолам Своим совершать святое Твое помазание над болящими чадами Твоими» (русский перевод).

Из слов святого апостола Иакова видно, что Соборование могут совершать епископы и пресвитеры (священники). «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15).

В этом таинстве через помазание освященным елеем (маслом) и молитву Господь подает верующему благодать, исцеляющую духовные и телесные немощи. Цель Елеосвящения – исцеление болящего и очищение его от грехов. Оно вместе с таинством Покаяния помогает лечить человеческую душу от греховной поврежденности.

С глубокой древности болящие христиане, осознавая свою греховность, прибегали к помощи Покаяния, Елеосвящения и Причастия Тела и Крови Христовых для укрепления своих немощных сил. Но без глубокого покаяния и стремления вести решительную борьбу с грехом в своей жизни эти таинства теряют смысл и никакой пользы не приносят.

Во время Соборования произносятся молитвы, семь раз читаются отрывки из Нового Завета и семь раз болящий помазывается освященным елеем (маслом). Весь смысл чтения Священного Писания, песнопений, молитв и обрядовых действий – в том, чтобы страдающему от болезни и кающемуся в своих согрешениях испросить дар Божией любви и милосердия. В таинстве Елеосвящения помимо исцеления от болезней у Бога испрашивается прощение грехов и очищение души.

К таинству Елеосвящения могут приступать православные христиане с того возраста, когда смогут осознавать свои грехи и участвовать в таинстве Покаяния, поэтому маленьких детей не соборуют. Соборование может совершаться как в домах верующих людей, так и храмах. При отсутствии тяжких заболеваний собороваться чаще, чем раз в год, не следует.

По опыту совершения таинства Елеосвящения можно вывести некоторые закономерности:

1) смертельно больным людям, исповедовавшимся, причастившимся и пособоровавшимся, существенно легче и безболезненнее умирать;

2) тяжелобольные после Соборования часто укрепляются физически и получают облегчение от болезни;

3) многие тяжелобольные ощущают при совершении этого таинства благодатное укрепление, прилив духовных сил, необыкновенную радость;

4) малоцерковные люди, делающие первые шаги в христианской жизни, после этого таинства значительно легче воцерковляются и духовно возрастают.

Таинство Елеосвящения логически связано с таинствами Покаяния и Причащения. Поэтому эти таинства следует совершать вместе, либо Соборованию должны предшествовать Покаяние и Причащение.

 


О Таинстве Елеосвящения (Соборовании)
Что делать, чтобы прошла жгучая боль о совершенных в жизни грехах?

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: jula (21.02.2019)
Просмотров: 147
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика