Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Осмысление смерти и погребальных обрядов в первые века христианства. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 13.12.2024, 05:47 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Осмысление смерти и погребальных обрядов в первые века христианства. Часть 2

Автор: Иеромонах Николай (Летуновский)

4. Иудейские похоронные обряды

У ветхозаветного Израиля были свои представления о смерти: хотя всякий и должен предвидеть ее для себя (Пс. 88:49), она вызывает скорбь у остающихся (Быт. 50:1; 2 Цар. 19:1 сл.). Она - горестная мысль для того, кто наслаждается благами жизни, но отрадное будущее для удрученного жизнью (Сир. 41:1 сл.): Езекия плачет перед своей близкой смертью (4 Цар. 20:2 сл.), а Иов громко ее призывает (Иов. 6:9; 7:15).

Осмысление смерти и погребальных обрядов в первые века христианства

Смерть не есть полное уничтожение. Тело опускается в могилу, но нечто от усопшего, какая-то тень продолжает существовать в шеоле - зияющей яме, глубоком колодце, месте молчания (могиле - Пс. 113:25), гибели, тьмы, забвения (Пс. 87:12 сл.; Иов. 17:13). Там все умершие совместно разделяют общую несчастную участь (Иов. 3:13-19; Ис. 14:9 сл.), если даже степень их посрамления не одинакова (Иез. 32:17-32) - они преданы праху (Иов. 17:16; Пс. 21:16; 29:10) и червям (Ис. 14:11; Иов. 17:14). Отныне их существование - лишь сон (Пс. 12:4; Дан. 12:2): ни надежды, ни памятования о Боге, ни прославления Его, ни признания Его чудес (Пс. 6:6; 29:10; 87:12 сл.; 113:25; Ис. 38:18). Бог даже не вспоминает о мертвых (Пс. 87:6). Для прошедших через врата шеола (Иов. 38:17; Прем. 13:16) нет возврата (Иов. 10:21 сл.).

Такова горестная перспектива. В Ветхом Завете эти верования сохранялись до позднего времени, из чего видно, что, в противоположность египетской религии и греческому спиритуализму, Израиль не захотел обесценивать жизнь в сем мире. Он ждал, чтобы откровение осветило своими лучами тайну загробной жизни.

В Ветхом Завете смерть всегда трагедия. Погребение по закону должно следовать в тот же день, когда человек умер (Втор. 21:2310; Лк. 16:22; Деян. 5:6), и оно совершалось сразу после наступления смерти, часто в тот же день (Втор. 21:23). Это объяснялось, с одной стороны, жарким климатом, при котором тело умершего начинало разлагаться очень быстро, а с другой - тем обстоятельством, что любое прикосновение к телу умершего делало человека "нечистым на семь дней" (Чис. 19:11). Евреи погребали своих умерших в гробах - естественных или искусственных углублениях в земле и скалах; сожжение считалось преступлением (Ам. 2:1; здесь сожжением был осквернен прах умершего царя эдомского), но его применяли к преступникам для ужесточения наказания (Лев. 20:14; Нав. 7:25). При погребении тело обвертывалось пеленами, обильно смоченными мастями (Ин. 19:39-4011). Такое погребение считалось честью для человека (2 Цар. 2:5)12, но если его бросали, то такое погребение называлось "ослиным" (Иер. 22:19)13 Остаться непогребенным и быть брошенным на растерзание диким зверям считалось великим бесчестием, и этим часто угрожали (3 Цар. 14:11; 21:23; Иер. 7:33). Именно поэтому Рицпа заслужила особую похвалу, накрыв покрывалом убитых сыновей Саула (2 Цар. 21:10).

Теперь опишем более подробно похоронные ритуалы. Умершему закрывали глаза (Быт. 46:4), тело обмывали (Деян. 9:37), натирали благовониями (Мк. 14:8) и заворачивали в кусок ткани14. Если в ветхозаветные времена умерших хоронили в их обычных одеждах, то в эпоху правления римлян труп чаще всего завертывали в тонкое полотно (Мф. 27:59; Ин. 11:44). Тело без гроба несли к месту погребения на деревянных носилках. Родные и друзья покойного рыдали, причитали, посыпали головы пеплом, били себя в грудь, разрывали на себе одежды, в знак горя сбривали бороды и ходили босиком. Иногда к общим причитаниям присоединялись голоса специально нанятых профессиональных плакальщиц, а порой они сопровождались и музыкой флейт (ср.: "И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении" (Мф. 9:23)). Траур обычно длился семь дней, а в особых случаях и дольше (например, Иосифа оплакивали семьдесят дней15, а Моисея и Аарона - тридцать16). Траур сопровождался постом, но в день похорон устраивали поминальный пир, который иногда происходил прямо у могилы.

Израильтяне часто хоронили своих покойников в пещерах. Некоторые пещеры могли вместить всех членов семьи (Быт. 50:13), а если возникала необходимость - их расширяли. В скалах вырубали коридоры с полками вдоль стен (приблизительно в метре от пола и до двух метров в глубину) и на эти полки клали тела усопших. Обряд бальзамирования не был распространен в Палестине, хотя существовал обычай класть в гробницу различные пряности и благовонные смолы, которые должны были изгонять запах смерти (2 Пар. 16:14). Вполне возможно, что в могилу клали и личные вещи умершего, хотя оружие и украшения в этой связи упоминаются только в Иез. 32:27, где речь идет об иноплеменниках. Жертвы умершим в виде приношений пищи осуждаются во Втор. 26:14, как противоречащие заповедям Господа.

Богатых людей хоронили в больших общих склепах, высеченных в скалах17. К погребальной камере в глубине скалы вела узкая лестница. За дверным низким проемом находилось просторное помещение с высоким потолком. Иногда за первым помещением следовали второе, и даже третье. Входное отверстие загораживали круглой каменной плитой или валуном (Ин. 11:38: "…То была пещера, и камень лежал на ней"). Многие из подобных гробниц сохранились до нашего времени. Во времена Нового Завета, для того чтобы облегчить движение "дверного" камня, его иногда размещали в специально выдолбленном желобе. (Надежная дверь была необходима для защиты от диких животных и птиц-стервятников.) Перед входом в склеп находилась площадка для проведения погребальных церемоний. Вероятно, здесь же разводился небольшой садик. Количество пещер, даже искусственных, было, конечно, ограниченным. Поэтому, когда от трупа оставался только скелет, кости собирали и складывали в деревянный или каменный сосуд, называемый "оссуарием", который впоследствии также хранился в стене. Некоторые каменные оссуарии до сих пор сохранились и стоят на своих местах, деревянные же давно истлели. Для погребения царей и богатых людей строились аналогичные гробницы, но богато украшенные.

Бедняков хоронили в неглубоких могилах, на ровных местах. Тело обкладывали камнями и засыпали землей. Сверху клали каменную плиту. Все могилы белили, чтобы они были хорошо заметны: любое соприкосновение с мертвым делало человека ритуально "нечистым". Это была необходимая предосторожность против всякого рода заразных болезней. Вторая причина заключалась в том, что некоторые из израильтян верили в то, что можно спросить что-либо у умерших, и те в свою очередь ответят все, что необходимо узнать. Поэтому такая предосторожность была также необходима, чтобы предохранить израильтян от суеверного обычая вопрошать умерших. Заклинание мертвых над могилой или внутри гробницы (Ис. 29:4; 65:4) было строго запрещено (Втор. 18:11). Согласно Мф. 23:29 ("Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников…"), само почитание могил означает отпадение от истинной веры: Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной.

Для иудеев примером всегда были праотцы. Авраам купил пещеру для жены своей Сары и семейства своего (Быт. 23:19; 25:9), в которой впоследствии были погребены и Исаак с Ревекою, и позже Иаков (Быт. 49:29). Закон Моисеев обходит погребальные обряды молчанием.

Иудеи не имели особо определенных мест для погребения. Они погребали в городах, на полях, при больших дорогах, в пещерах, в садах (как например, Иосиф Аримафейский), под деревом (Саул), в горах (Моисей, Аарон, Иисус Навин).

Евангельские описания смерти и воскресения Иисуса Христа детально соответствуют археологическим данным: тяжелый камень, преграждавший вход; низкий дверной проем, погребальные одеяния - все это типично для иудейских захоронений того времени.

5. Культ мучеников

Учение о сообществе святых является фундаментальной истиной христианской веры (Ин. 15:1; Рим. 12:5; 1 Кор 10:16 сл.; 2 Кор 13:13; Еф. 4:16). В первые века христианской эры живое осознание этого факта проявило себя в феномене почитания христианского мученичества. Можно с уверенностью говорить о том, что культ мучеников - один из корней, из которых развилось почитание святых. Мученичество и почитание мучеников играло огромную роль в духовной жизни христиан и в повседневном течении их жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные свидетельства о мученичествах, мученические акты, а также надписи на стенах катакомб (особенно со II в.).

Претерпевающие мучения в кровавых истязаниях, идущие на пытки и смерть за веру и за Христа, становились тем самым важными и особенно очевидными свидетелями Господа, свидетелями Его учения. Поэтому только к ним применялось почетное звание "мученик" или, точнее, "свидетель" martys, которое могло принадлежать только тем, кто соединился с Господом через страдание и смерть.

Мученики почитались как особые орудия Божественной благодати. Им приписывалось особо приближенное и доверенное место у Господа, они за свои страдания участвовали в торжестве Христа. Своей кровью они "свидетельствовали" о Христе как Спасителе мира, они, безгрешные, уже избежали Суда и на Страшном Суде будут судьями вместе со Христом. Поэтому и к их земным останкам относились с особым благоговением. Из этого вырос культ мучеников. И еще при жизни те, кто ради Христа претерпел тюремное заключение или телесное наказание, занимали в Церкви особое место. Согласно Тертуллиану и другим церковным писателям, они примиряли с Церковью тех, кто отпал от нее.

Уже с середины второго века известны празднования памяти мучеников (например, Поликарпа Смирнского). Вначале они устраивались в память особо выдающихся представителей Церкви (как, например, папа Каллист (+222 г.), Понтиан (+235 г.), Фабиан (+250 г.) или пресвитер Ипполит (+258 г.)). Позднее началось почитание "исповедников", то есть тех людей, которые не являлись собственно мучениками, которые умерли своей смертью, но при жизни испытали те или иные страдания или были заключены в тюрьму.

"Осужденные христиане были обречены на тюрьму, бичевание и смертную казнь через обезглавливание, или их отдавали на растерзание зверям на арене, чему предшествовали разнообразные пытки, например, поджаривание на железном стуле (ср. письмо из Лиона-Вьена). Иногда (как в Лионе) запрещалось погребение, мертвые тела выставлялись на всеобщее обозрение, осквернялись или даже выбрасывались собакам, останки топили в реке" 18.

Как уже говорилось, в первые два века христианской эпохи начинаются празднования в честь мучеников. Как писал по этому поводу архим. Киприан (Керн), "мученические памяти, как дни их "рождения" в вечную жизнь, востекают к мученическим актам. Ближайшее окружение мученика берегло его останки, ходило на место его погребения или место мучения, совершались и воспоминания о нем. Ранние христианские писатели говорят о поминальных трапезах. Возможно, что в это время уже закрепились памяти: св. ап. Иакова, св. архид. Стефана, возможно, муч. Поликарпа или Игнатия Богоносца и др."19.

Уже в самые ранние времена жизни христианской Церкви в ее летописях и памятниках стали отмечаться замечательные события и передаваться из поколения в поколение. В первую очередь это были, разумеется, воспоминания о мучениках христианства, о тех, кто пострадал за веру и Христа и удостоился принять мученический венец. Например, в XVIII главе мученических актов св. Поликарпа сказано: "…христиане скрыли кости мученика, которые честнее драгоценных камней и славнее золота, чтобы можно было собираться на то место для празднования дня его мученического рождения (2-го Ксанфика, то есть 23 февраля 165 г.)"20. Из этого следует, что христиане с первых веков отмечали и праздновали дни мученической кончины страдальцев. О том же существуют свидетельства и более позднее (в особенности у Евсевия Кесарийского и св. Иоанна Златоуста). Вероятно, что уже к IV в. все дни года уже имели свои памятные даты, даты так называемых "рождений" мучеников в жизнь вечную.

Однако отсюда нельзя утверждать о некой единой литургической памяти с праздничными последованиями и богослужебными песнопениями.

Об образовании календаря на основе этих памятных дат пишет тот же автор: "…при образовании календаря поместные церкви устанавливали память того или иного события по своему усмотрению. Определенное число, в которое данная область совершала поминовение какого-либо мученика, вовсе не отличалась какой-либо точностью. Иными словами, дата его памяти в данном календаре не обозначала всегда точного дня его кончины. Тот или иной месяцеслов или мартиролог мог у себя зафиксировать день перенесения мощей данного святого или их обретения, день освящения храма его имени, а иногда и самый день его мученической кончины, если таковой был сохранен в мученическом акте. Отсюда различия одной и той же памяти в разных календарях. Например, мученики Иулиания и Павел по одним календарям воспоминаются 4-го марта, по другим - 17 августа; папа Лев Великий празднуется 18-го февраля, а кончина его последовала 10-го ноября; папа Мартин воспоминается 14-го апреля, а скончался он 16-го сентября; мученица Агрипина празднуется 24-го июня, а кончина ее - 24-го мая; Амвросий Миланский преставился 4-го апреля, тогда как память его совершается 7-го декабря и т. д."21.

Случалось, что во время гонений язычник совершенно неожиданно объявлял себя христианином. В этом случае мученичество (крещение кровью) заменяло таинство водного крещения и всю предварительную подготовку.

Особое значение приобрели места захоронения, где в Риме были погребены многие мученики - катакомбы22. Эти места захоронения, как и все другие, строго охранялись римским законом. Отметим лишь, что после легализации христианства (с IV в.) почитание реликвий в форме культа гробниц мучеников усилилось. Все больше возводилось надгробных храмов, где у гроба мученика могла собираться на Евхаристию вся община.

Начало статьи
Окончание статьи

10. "Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел" (Втор. 21:22, 23).

11. "Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи".

12. "И отправил Давид послов к жителям Иависа Галаадского, сказать им: благословенны вы у Господа за то, что оказали эту милость господину своему Саулу, и погребли его".

13. "Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима".

14. Ин. 11:44: "И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком".

15. "И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней" (Быт. 50:3).

16. "И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее" (Втор. 34:8); "И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней" (Чис. 20:29).

17. В таком гробе, принадлежащем Иосифу Аримафейскому, был положен Иисус Христос. Гроб представлял собой помещение 3×4×2 м., в котором по бокам находилось два возвышения, как бы ложа, на одном из которых и было положено тело Иисуса, обвитое по иудейскому обычаю пеленами.

18. Лортц, Йозеф. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т. 1. Древность и средние века. М.: "Христианская Россия", 1999. С. 61.

19. Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1997. (Серия "Богословская библиотека", кн. 5). С. 107-108.

20. Цит. по: ibid. C. 120.

21. Ibid., C. 142-143.

22. Название "катакомбы" произошло от одного христианского могильного сооружения, находившегося ad catacumbas - в низменной части долины.

Источник: www.mepar.ru
Фото: Евгений Цапенко

Проповедь митрополита Антония Сурожского о христианском отношении к смертиПамять смертная и покаяние
Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Пока мы смерти боимся, пока мы надеемся отстранить, отодвинуть как можно дальше момент нашего умирания, мы не можем приобщиться словам апостола Павла, мы не можем сказать вместе с Церковью и Святым Духом: "Гряди, Господи Иисусе, и гряди скоро!" И этим мы можем измерить наше несоответствие званию верующего в Господа Иисуса Христа.



Хороша ли внезапная смертьХороша ли внезапная смерть?
Автор: Святитель Николай Сербский
Слышал ты, пишешь, как некоторые говорят, что хотели бы умереть внезапно. Если уж смерть все равно придет, так пусть приходит неожиданно и сразу же положит конец этой жизни. Лучше так, чем мучиться болезнью, да и других мучить. Ожидаемая смерть страшна, а нежданная - ничуть




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (11.04.2013) | Автор: Иеромонах Николай (Летуновский)
Просмотров: 2914
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz