Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Полезно ли образование без нравственных ориентиров?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 27.10.2021, 15:29 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Семь-я

Полезно ли образование без нравственных ориентиров?

Автор: Ирина Филиппова

Интервью с протоиереем Александром Союзовым, клириком Скорбященской церкви г. Клина

Полезно ли образование без нравственных ориентиров?

- Отец Александр, о необходимости образования говорят все. В государственной политике нашей страны оно занимает одно из приоритетных мест. Однако не многие вдумываются в истинный смысл и значение этого слова…

- Корень слова "образование" - образ, то есть некий идеальный пример, которому должен соответствовать обучаемый человек. Вообще, "образ" - это христианский термин, который встречается в Священном Писании и является переводом греческого слова "икона". В христианстве важнейшей частью является нравственная составляющая, поэтому можно говорить о том, что в образовании важно не только обучение, но и воспитание. Если человек не воспитан, не имеет нравственных ориентиров, то он может нанести большой вред окружающему миру.

- А что значит "образованный человек?"

- Это тот, кто собрал в себе лучшие знания, нравственные и интеллектуальные черты. В последнее время много говорят о теории множественных интеллектов: музыкального, пространственного, художественного и даже телесного. Именно в соответствии с этой теорией происходило обучение в традиционных гимназиях, когда человек не считался образованным, если не умел плавать, фехтовать, воевать, а девочка - танцевать или заниматься рукоделием. То есть мало научить человека читать, считать, говорить, нужно развивать все сферы его многогранной личности. Тогда только он будет гармоничным.

- Всем известен термин "вечный студент". Обычно он произносится с иронией. А на ваш взгляд, это достоинство или, скорее, недостаток?

- Думаю, что достоинство. Но опять же "вечный студент" - это не студент-недоучка, а тот человек, который на каком-то этапе перешел грань студенчества. Известно, что хороший преподаватель - это тот преподаватель, который сам постоянно обучается. И студентам интересно общаться с тем преподавателем, который читает не курс лекций, написанный им 25 лет назад, а с тем, кто на каждую лекцию приходит с чем-то новым. Поэтому так важно человеку найти того, кто научит тебя учиться.

- В нашем мире море информации, которое с каждым годом увеличивается. Как человеку, который стремится к знаниям, выбрать необходимое и как уклониться от вредного и злого?

- Самое замечательное, когда человек занимается тем, чем хочет. В одном фильме мне запомнился такой момент. Репетитор спрашивает студента, обратившегося с просьбой позаниматься: "А какой у тебя уровень знаний?" На что студент ответил: "А что для Вас важнее: мой уровень или мотивация?" И, естественно, учитель взял шефство над этим учеником. В первую очередь важна мотивация - это то, что исходит из нашей души, то, что двигает нами, направляет нас. Здоровая мотивация - это чистота помыслов и чистота сердца. Если сердце не поражено грязью, которую нам подкидывают с различных аудио- и видеоносителей, то мы двигаемся в правильном направлении. С другой стороны, те информационные потоки, которые на нас обрушиваются, облегчают нашу жизнь. Теперь человек за полгода-год, при внутреннем мотивационном подходе и желании работать, может охватить объем знаний, который раньше он получал за 5-6 лет, выжавши из себя все силы. Сейчас это можно делать интерактивно. И в связи с этим в первый ряд как раз встает проблема воспитания. То есть чистота сердца дает возможность отфильтровать всю грязь, которую выливают СМИ на душу человека, и получить то образование, которое он хочет, только гораздо быстрее, чем 20-30 лет назад.

- Многие наши предки имели образование не больше четырех классов церковноприходской школы, но они были настолько духовно развиты, что их жизнь можно назвать приближенной к идеалу. Так насколько важно светское образование для духовной жизни и помогает ли оно?

- Если человек воспитан в религиозной традиции, то образование ему, как правило, не мешает духовно развиваться. Если человек родился в верующей семье, воспитан верующими, умными, образованными людьми, то он может достичь больших высот в любой области. Зачастую образование, которое опирается на современные научные знания, очень материалистично. Поэтому человеку, не имеющему должного нравственного и религиозного воспитания, очень трудно сопоставить между собой духовную и материальную составляющие и понять, что это две не взаимоисключающие области знания. Ведь Бог сотворил мир видимый и невидимый. Видимый мир - это тот мир, с которым мы работаем. Невидимый мир - это некая тайна, которую постигают совершенно иными, духовными инструментами.

- Нужно ли человеку верующему духовно образовываться или достаточно того личного опыта, который он переживает в Церкви?

- Конечно, образование духовное нужно. Очень редко встречаются люди, которые, не имея образо-вания, имели такой уровень благочестивой жизни, что по преставлении ко Господу становилось ясно, что они святые. Таких единицы. Минимум духовного образования нужен каждому верующему человеку: либо воскресная школа, либо катехизаторские, миссионерские курсы, православные фильмы, книги, передачи. Потому что нужно знать, как ты веруешь, и нужно уметь объяснить свою веру другому человеку. Начнем с того, что есть традиционное чтение Евангелия, чтение духовной литературы. Это уже дает результат, потому что человек ходит в храм, живет Церковью, Священным Писанием, то есть живет со Христом, Который, собственно, и является главным образовательным началом человеческой души?

- А с чего родителям надо начинать воспитание и образование ребенка?

- Самое главное - личный пример. Это первое и самое главное. Если нет личного примера, то ищите человека, который мог бы его дать. Ваши слова не должны расходиться с делом: если вы что-то говорите, вы должны делать; если вы это не делаете - не говорите. Не приучайте ребенка к тому, что слова ничего не стоят. Ну и, конечно, молитесь вместе с ребенком, за ребенка и благословляйте все его добрые начинания. Например, хочет он быть врачом, а вы его видите не врачом, а летчиком, - так пусть он будет лучше хорошим врачом, чем плохим летчиком. Ну, не получится - значит, не получится, главное, что он сам этого хотел и это был его выбор. И еще важно не просмотреть те зернышки, которые Господь насадил в душу вашего ребенка, дать ему возможность вырасти добрым, светлым человеком на радость Богу, вам и всем окружающим.

Беседовала И. Филиппова

Фото: Татьяна Балашова

Протоиерей Алексий Тюков (Клин) о понимании образа БожияЧерез образование к пониманию образа Божия
Автор: Протоиерей Алексий Тюков
К сожалению, в век Интернета информация стала сверхдоступной, даже та, которая никогда в жизни человеку не пригодилась бы. А нам пытаются навязать ее с экранов телевизоров, с рекламных щитов, с монитора компьютера. Но не это образовывает человека, делает его образованным, то есть по образу Божию создаваемым.
Мне вспоминаются слова одного из ныне почивших современных богословов и миссионеров митрополита Антония (Блума), который сказал примерно следующее: невозможно стать по-настоящему твердо верующим человеком, не увидев ни разу у кого-либо на лице, в глазах сияние вечности.



Об изнанке учительской жизниТолько "в сцепке"!
Автор: Наталия Гусева
Ваш ребенок растет, у него появляются новые интересы, перед ним открываются новые горизонты, но это - навсегда и пожизненно - ваш ребенок. И сердце о нем болеть должно ваше. И именно вы должны интересоваться: а как ему там, в школе, живется? Не выпытывать, а наблюдать за ребенком и советоваться с учителем. И уж ни в коем случае, даже если вы очень недовольны последним, не обсуждать учителя при ребенке. Вроде бы, прописные истины говорю, но как часто их нарушают!




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (02.09.2014) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 1627
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика