Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Полезно ли образование без нравственных ориентиров?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 22:48 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Семь-я

Полезно ли образование без нравственных ориентиров?

Автор: Ирина Филиппова

Интервью с протоиереем Александром Союзовым, клириком Скорбященской церкви г. Клина

Полезно ли образование без нравственных ориентиров?

- Отец Александр, о необходимости образования говорят все. В государственной политике нашей страны оно занимает одно из приоритетных мест. Однако не многие вдумываются в истинный смысл и значение этого слова…

- Корень слова "образование" - образ, то есть некий идеальный пример, которому должен соответствовать обучаемый человек. Вообще, "образ" - это христианский термин, который встречается в Священном Писании и является переводом греческого слова "икона". В христианстве важнейшей частью является нравственная составляющая, поэтому можно говорить о том, что в образовании важно не только обучение, но и воспитание. Если человек не воспитан, не имеет нравственных ориентиров, то он может нанести большой вред окружающему миру.

- А что значит "образованный человек?"

- Это тот, кто собрал в себе лучшие знания, нравственные и интеллектуальные черты. В последнее время много говорят о теории множественных интеллектов: музыкального, пространственного, художественного и даже телесного. Именно в соответствии с этой теорией происходило обучение в традиционных гимназиях, когда человек не считался образованным, если не умел плавать, фехтовать, воевать, а девочка - танцевать или заниматься рукоделием. То есть мало научить человека читать, считать, говорить, нужно развивать все сферы его многогранной личности. Тогда только он будет гармоничным.

- Всем известен термин "вечный студент". Обычно он произносится с иронией. А на ваш взгляд, это достоинство или, скорее, недостаток?

- Думаю, что достоинство. Но опять же "вечный студент" - это не студент-недоучка, а тот человек, который на каком-то этапе перешел грань студенчества. Известно, что хороший преподаватель - это тот преподаватель, который сам постоянно обучается. И студентам интересно общаться с тем преподавателем, который читает не курс лекций, написанный им 25 лет назад, а с тем, кто на каждую лекцию приходит с чем-то новым. Поэтому так важно человеку найти того, кто научит тебя учиться.

- В нашем мире море информации, которое с каждым годом увеличивается. Как человеку, который стремится к знаниям, выбрать необходимое и как уклониться от вредного и злого?

- Самое замечательное, когда человек занимается тем, чем хочет. В одном фильме мне запомнился такой момент. Репетитор спрашивает студента, обратившегося с просьбой позаниматься: "А какой у тебя уровень знаний?" На что студент ответил: "А что для Вас важнее: мой уровень или мотивация?" И, естественно, учитель взял шефство над этим учеником. В первую очередь важна мотивация - это то, что исходит из нашей души, то, что двигает нами, направляет нас. Здоровая мотивация - это чистота помыслов и чистота сердца. Если сердце не поражено грязью, которую нам подкидывают с различных аудио- и видеоносителей, то мы двигаемся в правильном направлении. С другой стороны, те информационные потоки, которые на нас обрушиваются, облегчают нашу жизнь. Теперь человек за полгода-год, при внутреннем мотивационном подходе и желании работать, может охватить объем знаний, который раньше он получал за 5-6 лет, выжавши из себя все силы. Сейчас это можно делать интерактивно. И в связи с этим в первый ряд как раз встает проблема воспитания. То есть чистота сердца дает возможность отфильтровать всю грязь, которую выливают СМИ на душу человека, и получить то образование, которое он хочет, только гораздо быстрее, чем 20-30 лет назад.

- Многие наши предки имели образование не больше четырех классов церковноприходской школы, но они были настолько духовно развиты, что их жизнь можно назвать приближенной к идеалу. Так насколько важно светское образование для духовной жизни и помогает ли оно?

- Если человек воспитан в религиозной традиции, то образование ему, как правило, не мешает духовно развиваться. Если человек родился в верующей семье, воспитан верующими, умными, образованными людьми, то он может достичь больших высот в любой области. Зачастую образование, которое опирается на современные научные знания, очень материалистично. Поэтому человеку, не имеющему должного нравственного и религиозного воспитания, очень трудно сопоставить между собой духовную и материальную составляющие и понять, что это две не взаимоисключающие области знания. Ведь Бог сотворил мир видимый и невидимый. Видимый мир - это тот мир, с которым мы работаем. Невидимый мир - это некая тайна, которую постигают совершенно иными, духовными инструментами.

- Нужно ли человеку верующему духовно образовываться или достаточно того личного опыта, который он переживает в Церкви?

- Конечно, образование духовное нужно. Очень редко встречаются люди, которые, не имея образо-вания, имели такой уровень благочестивой жизни, что по преставлении ко Господу становилось ясно, что они святые. Таких единицы. Минимум духовного образования нужен каждому верующему человеку: либо воскресная школа, либо катехизаторские, миссионерские курсы, православные фильмы, книги, передачи. Потому что нужно знать, как ты веруешь, и нужно уметь объяснить свою веру другому человеку. Начнем с того, что есть традиционное чтение Евангелия, чтение духовной литературы. Это уже дает результат, потому что человек ходит в храм, живет Церковью, Священным Писанием, то есть живет со Христом, Который, собственно, и является главным образовательным началом человеческой души?

- А с чего родителям надо начинать воспитание и образование ребенка?

- Самое главное - личный пример. Это первое и самое главное. Если нет личного примера, то ищите человека, который мог бы его дать. Ваши слова не должны расходиться с делом: если вы что-то говорите, вы должны делать; если вы это не делаете - не говорите. Не приучайте ребенка к тому, что слова ничего не стоят. Ну и, конечно, молитесь вместе с ребенком, за ребенка и благословляйте все его добрые начинания. Например, хочет он быть врачом, а вы его видите не врачом, а летчиком, - так пусть он будет лучше хорошим врачом, чем плохим летчиком. Ну, не получится - значит, не получится, главное, что он сам этого хотел и это был его выбор. И еще важно не просмотреть те зернышки, которые Господь насадил в душу вашего ребенка, дать ему возможность вырасти добрым, светлым человеком на радость Богу, вам и всем окружающим.

Беседовала И. Филиппова

Фото: Татьяна Балашова

Протоиерей Алексий Тюков (Клин) о понимании образа БожияЧерез образование к пониманию образа Божия
Автор: Протоиерей Алексий Тюков
К сожалению, в век Интернета информация стала сверхдоступной, даже та, которая никогда в жизни человеку не пригодилась бы. А нам пытаются навязать ее с экранов телевизоров, с рекламных щитов, с монитора компьютера. Но не это образовывает человека, делает его образованным, то есть по образу Божию создаваемым.
Мне вспоминаются слова одного из ныне почивших современных богословов и миссионеров митрополита Антония (Блума), который сказал примерно следующее: невозможно стать по-настоящему твердо верующим человеком, не увидев ни разу у кого-либо на лице, в глазах сияние вечности.



Об изнанке учительской жизниТолько "в сцепке"!
Автор: Наталия Гусева
Ваш ребенок растет, у него появляются новые интересы, перед ним открываются новые горизонты, но это - навсегда и пожизненно - ваш ребенок. И сердце о нем болеть должно ваше. И именно вы должны интересоваться: а как ему там, в школе, живется? Не выпытывать, а наблюдать за ребенком и советоваться с учителем. И уж ни в коем случае, даже если вы очень недовольны последним, не обсуждать учителя при ребенке. Вроде бы, прописные истины говорю, но как часто их нарушают!




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (02.09.2014) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 2171
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz