Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Прощеное воскресенье и Великий пост
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 21.07.2017, 13:40 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковные праздники

Прощеное воскресенье и Великий пост

Автор: протоиерей Иоанн Монаршек

Великий пост – это величайшая милость Божия и благость для нас. Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся – древностно, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2:17). А это «не ешь» есть узаконение поста и воздержания».

Позже заповедь о посте была укреплена законодательно. Пророк Захария пишет: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством: только любите истину и мир» (Зах. 8:18–19). Но когда человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы испросить милость у Бога. Например, пророк Даниил говорит: «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:); или: «...мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8:23). Много говорится о посте и в новозаветных книгах, например, в Деяниях Апостолов (13:2): «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Сам Спаситель освятил пост Своим примером. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:1–2). Великий пост был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христос перед началом Своего общественного служения. В дни Великого поста Святая Церковь ограничивает нас в мирском увеселении, в духовном веселии. В храмах не поются торжественные песнопения, не облачаются в светлые ризы, не ежедневно совершается Божественная литургия. Каждый человек и тем более христианин обязан воздерживаться в Великий пост от скоромной пищи и пития, от многословия, игр, больше читать Слово Божие, сокрушаться о грехах своих. Для детей и больных есть послабление. Великий пост есть время усиленной борьбы с грехом. Мы можем получить у Бога прощение наших грехов, если сами прощаем других: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). Очень тяжело просить прощение гордому человеку, поэтому Церковь установила особый день, называемый Прощеным воскресеньем. Господь говорит: «...если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Преподобный Ефрем Сирин наставляет: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя». Великий пост не только очень строгий, но и самый продолжительный. Хорошо помнить правило святых Апостолов: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет отлучен» (69-е правило). Святой Симеон Солунский говорит о посте так: «Мы держим пост, который держал Господь... Великую Четыредесятницу для своего очищения и умилостивления Бога, как бы Великий пост – это величайшая милость Божия и благость для нас. Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся – древностно, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2:17). А это «не ешь» есть узаконение поста и воздержания». Принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни». «Истинный пост есть удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание сего есть истинный пост», – говорит святой Василий Великий. Цель поста – борьба со страстями, воздержание души от раздражительности и гнева, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия. Поэтому в пост нужно удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки. Душе нужно дать покой от лишней информации – телевидения, газет, журналов и прочего. В пост нужно больше молиться. Но пост – не сама цель, а средство. Целью христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные: любовь, мир, радость, милосердие, кротость, воздержание. Пост – это духовная школа. Ее нужно пройти достойно, а это возможно, если к посту мы присоединим молитву. Через молитву и пост человек получает благодать Божию, которая помогает в борьбе с диаволом и своими страстями и которую можно получить только в Святой Церкви, живя по ее Уставу. Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с началом Великого поста и желаю помощи Божией, терпения, чистоты душевной, сердечной и телесной. Хочу пожелать, чтобы Великий пост приблизил нас к Богу и принес нам много пользы и радости. Прощеное воскресенье Однажды Спаситель сказал: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23). В Великий пост мы хотим принести дар Богу. Этим даром должны быть наш дух, душа и тело, в чистоте принесенные. Бог примет от нас этот дар только тогда, когда мы будем в мире со всеми людьми. А чтобы был мир, необходимо взаимно простить друг друга, потому что Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6:14). С такими словами Он обращается к нам перед вступлением в Великий пост. По традиции нашей Святой Церкви перед началом Великого поста в храме совершается особый чин прощения. Однако просить прощения нужно не только в храме, на чине прощения, но и дома. Можно удивляться, как легко и просто получить прощение у Бога: прости сам – и тебе Бог простит. Почему нужно прощать? – Потому что это закон Божий, закон Евангелия. Господь говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Поэтому, если хотите быть прощенными – прощайте; хотите быть любимыми – любите, хотите быть необиженными – не обижайте. А в молитве Господней Спаситель прямо говорит: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим» (Мф. 6:12). В чем надо прощать? – Во всем. Ибо так возможно человеку получить душевный мир и покой. Тяжело прощать! Тут мешает человеческий грех, самолюбие и сатанинская гордость. Диавол не хочет, чтобы мы жили в мире. Его цель – всех нас рассорить, расстроить. Но вступая в духовную весну Великого поста, нам всем нужно помириться. Мы хотим, чтобы Бог услышал наши молитвы, чтобы принял наши жертвы и простил наши грехи. Для этого от нас требуется самое малое – простить друг друга. Дорогие братья и сестры, давайте попробуем это сделать. Кто нас обидел сегодня – вечером простим им, кого мы обидели – попросим прощения. Муж, обратись к своей жене и попроси прощения; жена, прости своему мужу и тоже попроси прощения. После этого в семье воцарится мир и радость. Начальники, простите своих подчиненных; подчиненные, простите своих начальников. Больше будет пользы, когда между вами будет мир и согласие. Родители, простите своих непослушных детей. И вы, дети, простите своих родителей, вспомните пятую заповедь: «чти отца твоего и матерь твою, чтобы тебе благо было, и чтобы ты долго жил на земле». От взаимного прощения всем будет только хорошо. Бог все и всем прощает. Он всех нас милует, так неужели и мы этого делать не будем? Я, по милости Божией, уже много лет являюсь настоятелем Смоленского храма города Ивантеевки и благочинным многих приходов. Возможно, что согрешил перед Вами, мои дорогие братья и сестры! Поэтому становлюсь перед вами на колени и прошу у Вас прощения за возможные мои прегрешения. Прошу прощения у своих родных, у своих помощников, и всех вас взаимно прощаю, и прошу у Бога прощения всем нам.

Фото: www.stb.ua

Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) Начало Великого постаНачало Великого поста
Автор: Митрополит Иоанн (Венланд)
Когда мы слышим о Царстве Божием, то вспоминаем слова Христа: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдет в Царство Небесное (Мф. 18, 2-3; Мк. 10, 15). Задумаемся над этими словами. Мы, взрослые, конечно, не можем вновь стать детьми. Следовательно, нам надо заимствовать от детей какие-то добрые качества, которые мы утратили



Настоятель храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, протоиерей Борис Балашов - Прощеное воскресеньеПрощеное воскресенье
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Когда мы согрешили перед кем-то из людей, мы идем к этому человеку, ощущая тяжесть на душе, признаемся в своем грехе и просим прощения. И нам становится легче, потому что, в определенной степени, часть греха снимается тем, что мы признались в нем, искренне попросили прощения и нас простили. Однако полного исцеления от этого греха все-таки не произойдет. Почему?




Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: pravklin (26.02.2017) | Автор: протоиерей Иоанн Монаршек
Просмотров: 233
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика