Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Разве мы должны что-то Богу?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 28.07.2021, 10:59 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Разве мы должны что-то Богу?

Автор: Михаил Молотников

Время поста, особенно Великого, называют "весной души". Почему "весной"? Как в природе в это время всё оживает, поет и радуется, так и душа человеческая, оживленная благодатью Божией, начинает петь и радоваться. Но если климатическая весна охватывает всю природу, то весна духовная - только тех, кто ищет Бога, идет Ему навстречу.

Великий пост - особое время, когда благодать Божия, кажется, густо "висит в воздухе", ее можно "черпать ложкой". Но чтобы зачерпнуть и напитаться, надо "поработать" Тому, Кто является ее Источником. Как поработать? Соблюдать диету? - Нет. Надо постараться жить, как велит Господь. Одна из Его заповедей звучит так: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15). Вот об этой заповеди мы и поговорим.

Однажды Христос рассказал Своим ученикам такую притчу.

Один человек, иносказательно именуемый рабом, задолжал правителю страны огромную сумму - 10 тысяч талантов (в пересчете на наши деньги - около 100 млрд. руб.; талант - это 26 кг серебра. - Прим. авт.) и, поскольку не имел, чем заплатить, то государь… приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев (т.е. 1/60 часть таланта; динарий - обычная дневная плата солдата или рабочего-поденщика во времена земной жизни Христа. - Прим. авт.), и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 25-35).

Эта притча адресована каждому из нас. Это мы задолжали Богу 10000 талантов, потому что истратили все (или почти все) Его дары - ум, чувства, волю, любовь, чистоту, красоту души, да и вообще всю свою жизнь - не для Него, не во имя Его, а на пустое, мелкое, греховное. Но, в отличие от немилосердного должника из притчи, мы не осознаем истинной величины своего "долга" и в душе своей уверены, что грехи наши "тянут" всего на несколько динариев, ведь мы считаем себя, в общем-то, хорошими людьми. Конечно, грешим иногда, а кто без греха? В церковь иногда ходим, молимся, каемся, причащаемся, даже делаем добрые дела. Да мы лучше чуть ли не всех окружающих! За такую нашу жизнь Господь просто обязан спасти нас и посадить на почетное место в Своем Царстве! А вот наши обидчики должны нам не 100 динариев, а никак не меньше 10000 талантов - их обиды приносят нам порой просто невыносимые страдания!

Истинное же положение дел прямо противоположно нашим ощущениям - наши души тяжело больны грехом. Мы грешим ежеминутно - если не делами, то словами; если не словами, то желаниями; если не желаниями, то мыслями; вольно и невольно, осознанно и неосознанно. Нам заповедано любить Бога и людей совершенной, жертвенной любовью, не иметь ни на кого никакого зла. Имеем ли мы такую любовь? В таинстве Крещения мы (или за нас наши восприемники) отрицались от сатаны и всех дел его и обещали Богу жить по-христиански, по воле Божией. Исполняем ли мы это обещание? Согрешив, должны были каяться и исправляться. Всегда ли мы каялись и исправлялись? Вот и скопилось у нас 10000 "талантов" долга - невыполненных "обязательств" перед Богом. Но при этом в бескрайнем море наших грехов мы видим только самые грубые, потому что находимся в состоянии окамененного нечувствия, духовной слепоты. Совесть наша молчит, мы заглушили ее осознанным или неосознанным противлением воле Божией.

А как мы относимся к тем своим грехам, которые все-таки сознаем? Скорее, равнодушно. Мы не торопимся от них избавиться. Во-первых, некоторые из них очень даже приятны, а во-вторых, мы уже привыкли жить в атмосфере греха. Диаволу же, который тащит нас на аркане наших страстей в преисподнюю, только того и нужно, чтобы мы не замечали, не ощущали своих грехов или лишь признавали их наличие, не переживая грех как трагедию, как причину гибели души. Ведь тому, кто не видит себя погибающим, и Спаситель не нужен. Равнодушно взирая на верхнюю часть айсберга своей греховности, мы, как должно, не каемся и не исправляемся, не боремся с грехом и не просим Господа о помощи. И обидчиков своих мы не можем простить от сердца, до конца - мы злопамятны.

Но как осознать свою греховность, осознать не только умом, но прочувствовать ее всем своим существом? Для этого нужно жить церковной жизнью с ее благодатными таинствами и читать, вдумчиво читать Евангелие с толкованием учителей Церкви, изучать его как науку из наук - ведь это Сам Господь обращается к нам со Своим Божественным словом, полным истины и благодати. И сравнивать, сверять свои дела, слова, чувства и мысли с заповедями Божиими, в первую очередь с заповедью о любви к Богу и людям, и всеми силами, прося помощи Божией, стараться эти заповеди исполнять. Получаться будет далеко не всегда и не во всем, но здесь важно само наше старание, стремление, решимость. И чем дальше, тем более грешным будет ощущать себя человек, ставший на путь духовного подвига. Почему? Потому что в душу, устремленную к Богу, начинает проникать свет Божией благодати и разгонять тьму, высвечивая накопившуюся греховную грязь и раны, нанесенные грехом. Этот свет, по мере трудов человека, будет усиливаться и всё больше открывать ему, что надлежит очистить и излечить. На пути этого духовного делания слова молитвы преподобного Макария Великого: "Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже сотворих благое (потому что ничего доброго я не сотворил. - Прим. авт.) пред Тобою, но избави мя от лукаваго…", - уже не будут казаться самоуничижительной метафорой великого святого. И молитвы "Господи, помилуй!" и "Боже, милостив буди мне, грешному" перестанут быть привычным бормотанием, а сделаются слезным прошением, молитвенным плачем. И в то же время прикладывающий усилия жить по Божиим заповедям ощутит близость Господа как некое блаженство, высочайшее счастье, потому что Божественная благодать не только высвечивает грехи, но и очищает и веселит душу. И приходит уверенность: любовь Божия к нам сильнее всего, Отец Небесный - сильный и любящий - всегда рядом.

М. Молотников

Фото: Галина Акулова

Борьба со страстямиБорьба со страстями
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Когда люди так усердно постятся, но забывают о покаянии, доброделании, духовном воздержании, к середине поста они уже "кусаются", с ними почти невозможно общаться. А к концу поста, к Страстной неделе, к ним и подойти страшно.
Кому нужен такой пост?



Притча о талантах
Автор: митрополит Сурожский Антоний
Прочитанная сегодня притча о талантах - одно из целого ряда пророческих предупреждений и притчевых сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24-ю и 25-ю главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча, то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (01.03.2015) | Автор: Михаил Молотников
Просмотров: 1693
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика