Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Рембрандт и его "Возвращение блудного сына"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 26.01.2022, 01:18 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Литература, искусство

Рембрандт и его "Возвращение блудного сына"

Автор: Ирина Филиппова

"Возвращение блудного сына" - одна из последних работ Рембрандта. Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15, 13). Биографы Рембрандта пишут о нем, как о гордом человеке, осознающем свою гениальность, думающем только о том, как заработать побольше денег. Он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. А позднее пережил тяжелые испытания - смерть четырех из его пяти детей, смерть двух жен. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Все его имущество и работы были проданы с аукциона.

Однако более поздние произведения художника показывают, что жизненные испытания не сломали его, а, наоборот, оказали, в какой-то мере, "очищающее" действие: он стал уделять больше внимания внутреннему миру человека, а не внешнему блеску.

Блудный сын на картине - это и есть Рембрандт, столь отличающийся от самодовольного сладострастного юнца. Смерть настигла Рембрандта в состоянии нищеты и одиночества, но, судя по картине "Возвращение блудного сына", он успел найти дорогу домой и вернуться в объятия любящего Отца.

Рембрандт Возвращение блудного сына

Младший сын

Возвращение предполагает уход. Уход сына в далекую страну - это далеко не жажда путешествий. Это сознательный разрыв с образом жизни, мировоззрением, которые прививались ему в родительском доме. Это не просто неуважение, а предательство ценностей семьи. "Далекая страна" олицетворяет мир перевернутых ценностей, где святым называется то, что дома считается порочным. Уход из дома - это отрицание духовной реальности, игнорирование Бога и равнодушие к тому факту, что Бог устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей (Пс 138,13).

Нет сомнения в том, что в далекой стране младший сын потерял все, что имел: деньги, здоровье, уважение, достоинство, репутацию. Рембрандт изображает его бритоголовым, похожим на арестанта: когда человеку сбривают волосы в армии или в тюрьме, он теряет частицу своего "я"...

Интересно заметить, что блудному сыну пришлось потерять все, для того чтобы понять, что он является личностью: когда он позавидовал тому, как обращаются со свиньями, он осознал, что он - не свинья, а человек, сын своего отца...

Сердце наполняется радостью, когда видишь, как Рембрандт описал воссоединение младшего сына с отцом - они окружены дивным сиянием.

Старший сын

Важно отметить, что во времена Рембрандта в библейских комментариях и в работах многих художников притча о фарисее и мытаре и притча о блудном сыне рассматривались вместе, как дополняющие друг друга. Рембрандт тоже придерживается этой традиции. Сидящий человек, бьющий себя в грудь, представляет грешников и мытарей, а человек слева от него, старший сын, представляет фарисеев.

Мы радуемся при виде кающегося сына и отца, обнимающего свое дитя, только в том случае, если не смотрим на старшего сына. Он присутствует здесь, но не участвует в приветствии брата - стоит вдали, его руки скрещены, взгляд не выражает радости и прощения.

Рембрандт избрал необычную композицию для своей работы. Отец и младший сын - на левой стороне картины, а старший сын - на правой. Их разделяют большое расстояние и темнота. У старшего сына большое внешнее сходство с отцом, у обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Эти детали указывают на то, что у них много общего, о чем свидетельствует даже свет на их лицах. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя! Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Мантия отца широко раскинута и как бы зовет в свои объятия, мантия же старшего сына просто висит на его плечах. Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Руки старшего, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Лица обоих освещены, но свет на лице отца отражается на всей его фигуре, особенно на его руках, и простирается на вернувшегося сына. Свет на лице старшего сына холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени.

Притча о блудном сыне могла иметь и другое название - "Притча о заблудившихся сыновьях". Заблудился не только младший сын, который пошел искать счастья в далекую страну, но и старший, хотя он и не оставлял дома. Внешне он делал все то, что ожидают от порядочного сына, но в глубине своего сердца он ушел от отца очень далеко. Он выполнял свои обязанности, тяжело трудился каждый день, но со временем превратился в несчастного человека, не понимающего, что есть свобода. Для него послушание и исполнение возложенных на него обязанностей стали тяжелым бременем, а служение - рабством.

Отец

У притчи может быть еще одно название - "Радушие милосердного отца", ведь, прежде всего, эта притча говорит о безграничной Отцовской любви.

Каждая деталь фигуры отца на картине: выражение лица, положение тела, цвет одежды, его руки - говорит о божественной любви к человеку, существовавшей от начала времен.

Бог открывается в Библии в первую очередь как Отец. Любовь Отца безмерна и столь велика, что не может силой заставить сына или дочь любить Себя. Отец дает Своим детям такую свободу, что они могут беспрепятственно покинуть родительский дом.

Рембрандт предлагает нам портрет Бога, в Которого так хочется верить: Отец от начала сотворения мира с распростертыми объятиями ожидает возвращения Своих заблудших детей. Он ждет, а не тянет детей домой силой. Он никогда не опускает Своих рук от отчаяния и потери надежды. Он желает сказать им слова любви и прикоснуться к ним Своими усталыми руками. Его единственное желание - это благословить.

Как бы мы ни начинали свой христианский путь, наше призвание - вырасти в зрелого христианина, который бы во всем уподобился Отцу. И так хочется, чтобы другие люди, глядя на него, говорили: "Как он похож на своего Отца!"


Притча о блудном сыне
Отец, блудный сын и его брат


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (21.02.2011) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 4304
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика