Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Русские протестанты и их отношение к водному крещению. Часть 3
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 26.10.2021, 12:41 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Русские протестанты и их отношение к водному крещению. Часть 3

Автор: протоиерей Борис Балашов

По вопросу о водном крещении и его значении для духовной жизни верующего мы рассмотрели мнения протестантских авторов. Теперь обратимся к словам о Святом Таинстве Крещения некоторых церковных писателей, которые являются авторитетными в Православной Церкви и выражают православное понимание этого Таинства.

Святой мученик Иустин Философ (II век) пишет о том, как совершалось православное Таинство Крещения в его время: «Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как мы сами возродились, т.е. омываются тогда водою во имя Бога Отца и Владыки всего и Спасителя нашего Иисуса Христа и Духа Святого, ибо Христос сказал: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3,3)… А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это». 41

Приведем высказывания святителя Киприана Карфагенского (III век) о Таинстве Крещения: «Крещение, которому предшествовали отречение от мира и диавола и исповедание веры,.. обыкновенно совершается через погружение,.. ибо очистить грехи и освятить человека вода без Духа Святого не может». 42

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (IV век), объясняет принявшим Таинство Крещения: «Вы были приведены к святой купели Божественного Крещения, и каждый был вопрошаем: верует ли во имя Отца и Сына и Святого Духа? Произносили вы спасительное исповедание и трижды погружались в воду, и снова возникали из воды, тем знаменуя и давая разуметь тридневное Христово погребение. Впрочем, в то же самое время и умирали вы, и рождались (духовно), и спасительная эта вода сделалась для вас и гробом и матерью, даровав вам благодать не только оставления или очищения грехов, но вместе и сыноположения Богу». 43

Обратимся к словам святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (2-я половина IV – начало V вв.): «Входящие в купель Крещения очищаются от всякого греха и делаются не только чистыми, но и святыми и праведными… Святой Дух Божий всемогущий, может и избавить нас от всякого зла, и даровать нам великую праведность, и исполнить нас великого дерзновения. Как искра, упавшая в бездну моря, тотчас угасает или, поглощенная множеством воды, становится невидимою, так и всякое человеческое нечестие, погружаясь в купель Божественного источника, потопляется и исчезает скорее и легче той искры. Если же эта купель очищает все наши грехи, то почему, скажешь, она называется не купелью отпущения грехов или купелью очищения, но банею пакибытия? Потому что она не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от прегрешений, но делает это так, что мы как бы снова рождаемся. Подлинно она снова созидает и устрояет нас, не составляя нас опять из земли, но созидая из другой стихии, из естества водного; ибо она не просто очищает сосуд, но снова всецело переливает его… Бог, взяв наше естество, поврежденное ржавчиною греха, много оскверненное дымом пороков и лишенное той красоты, которую Он даровал ему в начале, снова переплавляет его, ввергая в воды, как в горнило, и, вместо огня ниспосылая благодать Духа, потом выводит нас оттуда пересозданными, обновленными и в блеске не уступающими солнечным лучам, сокрушив ветхого человека и устроив нового – светлейшего, нежели прежний». 44

Преподобный Иоанн Дамаскин (конец VII – VIII вв.) пишет: «Мы исповедуем едино Крещение в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Крещение знаменует смерть Господню, и мы через Крещение погребаемся с Господом, как говорит Божественный апостол (Рим. 6,4; Кол. 2,12; – троекратным же погружением означается именно тридневное Господне пребывание во гробе)… Премилосердый Спаситель наш, соделавшись подобным нам, избавил нас от тления Своим страданием и из святого и непорочного ребра Своего извел источник отпущения (Ин. 19, 34), т.е. воду для нашего возрождения и омытия от греха и тления, и кровь для питания, дающего жизнь вечную. А также Он заповедал нам возрождаться водою и Духом при наитии на воду Святого Духа по молитве и призванию… Так возрождение совершается в душе; ибо вера чрез Духа усыновляет нас Богу, хотя мы и твари, и приводит в первобытное блаженство. Оставление грехов в Крещении всем равно, а благодать Духа – по мере веры и предварительного очищения». 45

Постараемся подытожить сказанное православными духовными писателями и святыми людьми о Крещении: Таинство Крещения совершается троекратным погружением в воду. Оно является смертью для греховной жизни, возрождением или духовным рождением свыше, баней пакибытия – нового рождения для бессмертной жизни, – обновлением, пересозданием или исправлением человека, очищением от грехов и тления, просвещением ума. Люди в Крещении делаются чистыми, праведными и святыми, освящаются и получают дары Святого Духа. Таким образом, в православном понимании Таинство Крещения является по своему содержанию возрождающим действием Духа Святого, духовно преобразующим человека и усыновляющим Богу.

По словам святого апостола Павла, Церковь Христова есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23). Церковь имеет в себе полноту даров Святого Духа. Только жизнь в Церкви есть жизнь во Христе и со Христом, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Сам Господь Иисус Христос назвал Крещение рождением свыше: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

Сын Божий воплотился, принял от Девы Марии человеческую природу, Крестом и Воскресением восстановил ее в Себе и «дал возможность всем людям через принадлежность к Телу Его – Церкви – быть участниками этой новой природы, сонаследниками, составляющими одно Тело, и сопричастниками обетования Его (Еф. 3, 6) и только тот, кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17). Начало этой новой, духовной, богообщной жизни подается человеку в Крещении». 46

Какой же вывод можно сделать о том, благодатно или не благодатно, действенно или не действенно водное крещение у русских протестантов, является ли оно возрождающим человеческие души Таинством? Если же сами русские протестанты не верят в благодатное перерождение людей в принятии крещения водой, не верят, что в крещении происходит усыновление Христу, как с самого своего рождения всегда верила Святая Православная Церковь, то как они верят, так у них и есть: водное крещение является у русских протестантов набором символов при отсутствии благодатного Таинства, совершаемого силой Духа Святого. Вода остается лишь водой омовения тела. Никакого благодатного действия в таком крещении не происходит. Такое крещение человека Богу не усыновляет, не освящает и не преображает. Ведь Иисус Христос сказал: По вере вашей да будет вам (Мф. 9,29).

В 50-м Апостольском правиле сказано: «Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единаго тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен».

Церковь установила закон, «что правильное Крещение, дающее крещаемому право сделаться членом Церкви, – пишет известный православный канонист епископ Никодим (Милаш), – должно совершаться помимо всего прочего, прописанного правилами, путем троекратного погружения крещаемого в воду во имя Св. Троицы. Это предписание о погружении крещаемого в воду основывается на предании, ведущем начало с первых времен Церкви». 47

В 47-м Апостольском правиле говорится: «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего Крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен…»

По словам епископа Никодима (Милаша), «от истинного Крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению Церкви и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его… Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего ложное крещение и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным». 48

Таким образом, признать благодатным Таинством крещение русских протестантов нет никаких оснований: во-первых, они сами не верят в действенность и спасительность своего крещения, оставляя ему значение чисто символическое; во-вторых, крещение у русских протестантов совершается в одно погружение, что изначально отвержено Церковью.

Верующему человеку, принявшему водное крещение у русских протестантов, войти в Церковь и стать членом тела Христова можно только через принятие Таинства Крещения в Православной Церкви.

Протоиерей Борис Балашов

1-я часть статьи

2-я часть статьи

Сноски:
41. Благоразумов Н., прот. Святоотеческая хрестоматия. М: Круг чтения, 2001. С. 85–86.
42. Там же. С. 153.
43. Там же. С. 322.
44. Там же. С. 318–319.
45. Там же. С. 656–657.
46. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
47. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматико-Истрийского. СПб.: СПДА, 1911. Т. 1. С.124.
48. Там же. С. 117–118.

Фото: Евгений Цапенко

Зачем ходить в церковь?Зачем ходить в церковь?
Автор: Протоиерей Борис Балашов
"Зачем мне ходить в церковь, ведь я могу молиться и читать Библию дома?" Не правда ли, часто мы слышим такие слова?



Вторая заповедьНаивысшая ценность в жизни
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Поговорим о второй заповеди данной нам Богом.
В первой заповеди Господь сказал: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 3). Но ведь Он Сам и есть Единый и Единственный Бог, других нет. Так о чем же речь? Кто они, эти другие боги?




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (13.08.2014) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1447
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика