Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 24.10.2017, 14:05 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Семь-я

Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В современном обществе очень болезненно стоят вопросы, связанные с семьей. Иногда приходится даже слышать, что сам институт семьи отмирает. Многие люди хотели бы иметь прочные семьи, в которых тепло и уютно, однако ничего не получается. Огромный процент разводов в настоящее время просто удручает.

Большое количество молодых людей рано начинает половую жизнь, но при этом они долго не могут вступить в брак или очень быстро разводятся - всем известно выражение "сбегать замуж". Да и те семьи, что остались на плаву, тоже не очень радуют. Почему так происходит? Да и возможно ли сейчас строить семьи надолго с доброжелательными взаимными отношениями супругов? Может быть, мы все-таки что-то делаем не так?

Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности

Я не буду пытаться одним махом решить все проблемы семейных взаимоотношений, но все же постараемся понять: каков Божий замысел о человеческой семье?

Бог является Творцом мира видимого и невидимого. И мы тоже являемся творениями Божиими, но совершенно особыми, отличными от всех других творений по своей природе. В Библии так повествуется о Божием замысле: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26).

Таким образом, человек должен стать образом и подобием Божиим. Однако когда повествуется о том, как Бог сотворил человека, сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

Образом Божиим, то есть неким портретом Божиим, человек стал, а вот подобием при своем сотворении не стал. Но ведь замысел Божий не может измениться. Чем же различаются "образ" и "подобие"? Рассмотрим эти понятия на примере.

Родился в семье ребенок. Близкие с умилением рассматривают нового человека и стараются уловить в нем черты папы, мамы, бабушки или дедушки. При этом часто говорят, что ребенок - портрет, то есть образ, папы или мамы. Но пока этот "образ" совершенно беспомощный, ничего делать не может и не умеет. Много лет еще пройдет, прежде чем этот "пищащий образ" станет взрослым. Еще огромные усилия надо употребить близким, чтобы их чадо научилось всему, что необходимо знать и уметь взрослому самостоятельному человеку. И вот только тогда этот "образ" станет подобным своим родителям, станет как они, то есть их подобием.

Применительно к сотворенному Богом человеку можно сказать, что этому "образу Божиему" необходимо возрастать духовно и умственно, чтобы стать подобным Богу, то есть Его "подобием". Именно об этом говорит Православная Церковь, когда некоторых святых называет "преподобными", то есть хорошо уподобившимися Богу. Ведь приставка "пре-" придает слову "подобными" смысл превосходной степени.

Во второй главе Бытия о человеке сказано: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).

Тело человека создано из земного вещества, как и тела всех животных. Человеческий организм, конечно, отличается от животного, но в нем есть и все то, что получили от Бога животные, созданные Творцом. По содержанию же своего внутреннего мира человек сотворен. Помимо глубокого и творческого разума он получил некое "дыхание жизни" от своего Создателя. Поэтому человек имеет бессмертную нематериальную душу, которая не может разлагаться на составные части, так как таковых нет в принципе. По этим причинам важнейшей частью человеческой личности является его бессмертная духовная составляющая.

Имея материальное тело, человек своей деятельностью может воздействовать как бы обратной связью на свою душу и делать ее чище, добрее, или наоборот, злее и грязнее.

Человек сотворен Богом таким образом, что две человеческие личности - мужчина и женщина - должны составлять органическое единство, что ясно следует из текста Библии (см. Быт. 1, 27).

Во второй главе книги Бытия объясняется причина, почему человек лишается некоторой полноты своей жизни - чтобы женщина явила иную грань, или сторону (еврейское слово "цела" переводится как ребро, грань, сторона), человеческого бытия: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18) - и далее: для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2, 20). Помощник "соответственный" или "подобный" по смыслу библейского текста означает: человек, делающий с другим человеком одно дело и стоящий напротив него при этой работе.

Почему же в райском безгрешном мире человеку "не хорошо"? Все, вроде бы, вокруг прекрасно: природа, птицы, животные… Но ведь по замыслу Божиему человек должен стать богоподобной личностью. А для того, чтобы духовно-нравственно возрастать и учиться всем существом любить Бога, надо научиться любить человека - образ или портрет Божий. Об этом ясно говорит в своем послании святой апостол Иоанн Богослов (см. 1 Ин. 2, 14-18; 23, 4, 7-12; 20-21).

Муж и жена в браке составляют один духовно-телесный организм, одну "плоть": И будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24).

Цель брака в райском состоянии - это помощь друг другу в духовно-нравственном возрастании и достижении богоподобия.

В результате грехопадения исказилась человеческая природа, люди стали больны грехом. Перестали быть такими гармоничными, как в раю, брачные отношения. Теперь уже духовно-нравственная задача брака - не столько достижение богоподобия, сколько совместная борьба с грехами в своих сердцах и в своей жизни и благодатное преображение со Христом и во Христе больного грехом человека.

Учась любить человека, христианин учится любить Бога. Во всей полноте это относится к христианскому браку, в котором на первом месте стоит любовь к Богу, а после нее на втором месте - любовь супругов друг к другу. Такая любовь самая сильная и крепкая, ведь она не просто выше всего земного, а всего лишь пониже неба.

По словам Г.И. Шиманского, "в человеке плотская любовь никогда не может быть чисто животным чувством, она всегда сопровождается душевным влечением, естественным или извращенным" (Г.И. Шиманский. Нравственное богословие. Общество любителей православной литературы. Издательство имени Льва, папы Римского. Киев, 2010. С. 596). "Христианство хочет возвысить ее так, чтобы она была нормальным сознательно-душевным или даже духовным влечением, - пишет архиепископ Никанор, - и в этих видах призывает на нее благословение Божие" (Никанор, архиеп. Херсонский и Одесский. Беседа о христианском супружестве. Против графа Льва Толстого. Изд. 2. Одесса, 1890. С. 48-49).

Священник М. Менстров пишет: "Брак есть заключенный на основании полового отношения и взаимной любви пожизненный союз мужчины и женщины, сопровождающий общением их во всех отношениях, обстоятельствах и благах жизни…" (Священник М. Менстров. Уроки по христианскому православному нравоучению. С. 249. Цит. по Г.И. Шиманский. Указ соч. С. 595).

Иные, по мысли Г.И. Шиманского, "считают главной целью брака противодействие и предохранение от распутства, ссылаясь на слова Священного Писания (см. 1 Кор. 7; 2, 9). Но эта цель подчиненная, а не главная, ибо брак учрежден до грехопадения, и с грехопадением первоначальная идея брака не изменилась.

Брак имеет цель в самом себе. Первая и главная его цель - полная и безраздельная преданность и общение двух супружеских лиц - "не добро быти человеку одному" (по-русски: "нехорошо человеку быть одному" - прим. авт.) (Быт. 2, 18)" (Г.И. Шиманский. Указ. соч. С. 548-599).

Таким образом, цель брака - создание нового духовно-телесного организма, семьи для восполнения друг друга во взаимном всестороннем естественном общении и полноты личного бытия для достижения бессмертия и Вечной Жизни в Царстве Небесном.

Еще в раю Бог благословил сотворенных Им людей: и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь… (Быт. 1, 28). То есть само по себе деторождение и взаимное душевно-телесное соединение супругов никак не могут быть греховными. Поэтому дети - это следствие или плод брака. "Если мы назовем детей целью брака, - пишет Г.И. Шиманский, - то бесплодие (бездетность) были бы одним из оснований для развода. Но мы знаем, что бездетность не уничтожает существа брака и не лишает его цели" (Г.И. Шиманский. Указ. соч. С. 598).

Обо всем этом мне пришлось сказать, чтобы пояснить названные в заглавии статьи проблемы. Половая связь мужчины и женщины служит духовно-телесному единению супругов в браке и ценна, когда соответствует этой цели.

В моем личном понимании "секс" - это телесная связь мужчины и женщины только ради достижения чисто физического удовлетворения без построения взаимного душевного единения двух любящих людей, что всегда бывает вне брака или в неблагополучном браке.

Когда человек принимает пищу, то его цель - насыщение и восполнение своих сил. Но и в этом деле могут быть противоестественные извращения, когда едят только для приятных ощущений и вкусового удовлетворения, как это иногда делали древние римляне на своих пирах: наедятся, сходят в отхожее место, искусственно вызовут рвотные позывы, избавятся от съеденного - и снова едят. И так многократно в течение дня.

В половых вопросах подчас животные, например собаки, бывают разумнее людей. Они не превращают половую связь лишь в одну игру, она у них в соответствии с инстинктом направлена исключительно на продолжение рода. Ни о каком духовно-телесном единении у собак, разумеется, не может быть и речи.

Позиция Церкви по вопросам брака и семьи выражена в следующем документе, принятом Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.: "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" (Издательство Московской Патриархии, 2000 г.). В нем сказано: "Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил… Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви…

Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества… Интимные отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами…

Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 19-20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общности, "единодушие душ и телес" супругов, о которых Церковь молится в чине брачного венчания…" (С. 110-112).

"…Зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно…"

"Одним из путей реализации ответственного отношения к их (детей - прим. авт.) рождаемости является воздержание от половых отношений на определенное время… Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может вместить высокие требования воздержания, и тех, кому не дано (Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи…" (С. 122-123).

О проблемах контрацепции в представленном документе сказано: "Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивными средствами, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнять нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует понимать, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистичных побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом" (С. 122).

Таким образом средства контрацепции, связанные с убийством уже зародившейся живой клетки, являются преступлением и абсолютно недопустимы. Иные формы предохранения, включая и наименее духовно вредные - механические средства (неабортивного действия), - в большей или меньшей степени несут элементы греха.

По словам опытных духовников, и наименее духовно-вредные средства предохранения все равно пачкают душу.

Опыт душепопечения Церкви говорит, что если невозможно обойтись без большого греха, надо идти по линии наименьшего греха. Поэтому при использовании средств контрацепции, не связанных с убийством, человеку нужно понимать, что все же это хоть и наименьший, но грех. Поэтому надо молить Бога о прощении своих грехов, совершаемых по телесной немощи, и каяться в этом на исповеди.

Напомню еще раз: нельзя смотреть на человеческую личность только как на тело. Ведь половая связь, помимо деторождения, имеет целью построение и поддержание супружеского единения двух личностей в духовно-телесном организме - семье.

Во время беременности женщине для сохранения душевного и телесного здоровья маленького человечка, который живет у нее под сердцем, приходится воздерживаться частично или абсолютно от половой связи с мужем. А он нередко такое длительное воздержание, тем более будучи нецерковным человеком, перенести не может. Чтобы он не загулял, некоторые женщины соглашаются на оральный секс. Но это совсем не безопасно для семьи и супружеских отношений.

Понимая тяжелую проблему, все-таки необходимо сказать, что противоестественная половая связь (не в соответствии с природным устройством человеческого тела) является грехом, но надо помнить, что грех - это не то, чем мы Богу делаем плохо, а то, в чем мы наносим страшный вред самим себе, уродуем свой внутренний мир и опошляем свои супружеские отношения. Все это обязательно будет иметь самые отрицательные последствия в наших семейных отношениях. Разладятся отношения как с мужем, так и с Богом. В первом веке христианской эпохи апостол Павел писал о духовно-нравственном состоянии современного ему языческого мира: Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца… Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим. 1, 25-27).

Да, семья - это подвиг супругов. Если муж духовно слаб и не в состоянии получать благодатное подкрепление для несения своего семейного креста (в смысле служения), то нужно его укреплять душевно. Проявляйте к нему максимум внимания, душевного тепла и, если это необходимо, ласки.

Кроме того, не забывайте ежедневно усердно молиться Богу о крепости ваших семейных уз. Женщине следует молиться и о муже, чтобы Господь хранил его от беды и греха. Вспомним слова Христа: По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29).

Все те действия, которые уводят семью от предназначенного ей Богом спасительного пути, приносят беды и катастрофы. Это в равной степени относится как к жизни самой семьи, так и ее членов.

Фото: Татьяна Сазонова

Брак как Божие установление
Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?


Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: pravklin (22.02.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 11886
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика