Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 06.12.2021, 03:20 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Из церковной жизни

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский

Автор: Михаил Молотников

10 ноября Церковь празднует память одного из самых образованных людей своего времени, выдающегося богослова, духовного писателя, проповедника, миссионера и просветителя.

Будущий святитель родился в 1651 году близ Киева в семье ратного сотника Саввы Туптало; в крещении получил имя Даниил. Мальчика в основном воспитывала мать – женщина глубоко верующая и добродетельная. Чтобы дать сыну хорошее образование, родители определили его в Киевское Братское училище, основанное митрополитом Петром Могилой (впоследствии на основе этого училища была сформирована Киевская Духовная академия).
В процессе обучения раскрылись незаурядные способности одаренного юноши. Он изучил несколько языков и ряд классических наук, творения святых отцов, старался как можно чаще бывать на богослужении, учился умной молитве.

В 1665 году поляки захватили Киев и сожгли Братскую обитель и училище. Даниил был вынужден возвратиться в родительский дом. Здесь он с усердием занимался самообразованием и постепенно утвердился в решении принять монашество. На восемнадцатом году жизни, получив родительское благословение, юноша отправился в Киевский Кириллов монастырь, где в 1668 году принял постриг с именем Димитрий. Молодого инока отличали пламенная ревность о Боге, смирение и скромность. В 1669 году Димитрий был возведен в сан иеродиакона, а в 1675 году – в сан иеромонаха. Видя духовные дарования о. Димитрия, черниговский архиепископ Лазарь определил его проповедовать при своей кафедре. Пламенные проповеди молодого священника обнаруживали в нём ревностного, образованного и чуткого пастыря.

В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, с большим успехом проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. В 1681 году он был возведён в сан игумена и назначен сначала в Максаковский Преображенский, а затем в Батуринский Николаевский монастырь. В 1684 году его вызвали в Киево-Печерскую лавру. Настоятель ее, архимандрит Варлаам, зная высокий духовный настрой своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил о. Димитрию составление Четьих-Миней (Житий святых) на весь год. Так начался грандиозный двадцатилетний труд, потребовавший огромного напряжения сил по сбору и обработке множество различных источников.

В 1686 году по благословению митрополита Гедеона игумен Димитрий снова возглавил Батуринский Николаевский монастырь, затем – еще ряд обителей. В 1697 году его возвели в сан архимандрита и назначили в Елецкую Черниговскую обитель, с 1699 года – в Спасский монастырь Новгорода-Северского. В 1701 году его вызвали в Москву, где он встретился с государем Петром I и в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в Тобольск. Царю был нужен человек праведной жизни, который смог бы стать просветителем язычников. Вскоре из-за слабого здоровья святителя перевели в Ростов Великий (Ярославский). С 1 марта 1702 года он стал жить в этом городе, много сил отдавая церковно-литературным трудам. Владыка неустанно заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом, основал славяно-греческое училище, в котором сам и преподавал.

В 1705 году святитель Димитрий был вызван в Москву, где в течение двух лет занимался просветительской деятельностью, проповедовал, боролся с сектантскими движениями. В 1707 году он вернулся в Ростов. За три дня до своей кончины служил в храме, но на проповедь сил уже не было. Утром 28 октября 1709 года его нашли молитвенно стоящим на коленях, но уже бездыханным.

Святитель был погребен в любимом им ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где и сейчас почивают его мощи. Их обрели нетленными в 1752 году, а в 1757 году состоялась общероссийская канонизация святителя.

Императрица Елизавета повелела изготовить для мощей святого серебряную раку. Однако на торжествах в 1763 году по случаю переложения их в новую раку присутствовала уже Екатерина II. В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная крепость святого Димитрия Ростовского, ставшая основой Ростова-на-Дону. В 1999 году в этом городе перед кафедральным собором был установлен памятник святителю.

Четьи-Минеи – главный литературный труд святого Димитрия – содержали 664 жития святых. Он выдержал множество изданий и стал самым любимым житийным сборником в России, который, после Евангелия, имел огромное влияние на русское общество. Язык и сюжеты «Житий» получили высокую оценку многих классических русских писателей XVIII–XX веков. Ф. М. Достоевский писал: «По всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное».

Помимо «Житий святых» святитель Димитрий оставил после себя множество поучений, проповедей, молитв, стихотворений, песен. Пьесы Димитрия Ростовского «Рождественская драма» («Ростовское действо») и «Успенская драма» исполняются и по сей день. Им составлены летописи «О славянском народе» и незаконченная «От начала миробытия до Рождества Христова». Среди наиболее известных трудов святителя можно назвать «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон), «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим»), «Краткий катехизис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).

Академик Д.С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой аскетической, нестяжательной жизни, примером доброго и любвеобильного пастыря.
Память святителя празднуется 21 сентября (4 октября) в день обретения мощей, 28 октября (10 ноября) в день преставления, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых.

 

 


Святыни древнего Ростова

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Из церковной жизни | Добавил: jula (09.11.2021)
Просмотров: 142
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика