Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Традиционная православная икона и западная (католическая) церковная живопись
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 27.11.2021, 03:28 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Традиционная православная икона и западная (католическая) церковная живопись

Автор: диакон Иоанн Иванов

Если икона - это молитва, выраженная через изображение, то в настоящее время только восточно-православное религиозное искусство можно назвать иконописью, а католическое, латинское, возникшее после разделения в Церкви в XI веке, - только живописью.

Икона родилась в первые века жизни Церкви, и ее живописный язык окончательно сформировался к концу первого тысячелетия христианской эпохи. Задача традиционной православной иконы - являть в земном мире красоту и реальность мира Небесного Царства.

Византийская и древнерусская икона - символична и канонична. Католический же живописец остается в своих формах всегда более или менее натуралистичным. В Западной Церкви древний иконографический язык оказался забытым, и художники Западной Европы были в значительной степени вольны давать свою художественную интерпретацию ветхозаветным и христианским сюжетам. Постепенно такая религиозная живопись все дальше отходила от собственно иконописи и создавала то, что называется картинами на религиозные темы. Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и Его святыми.

Однако стоит заметить, что ряд католических икон почитается и в православии, равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы.

Икона Божией Матери Умиление

Икона Божией Матери "Умиление"

Так, например, прп. Серафим Саровский молился перед иконой "Умиление Серафимо-Дивеевская", которая является изводом (вариантом) Виленской-Остробрамской иконы, находящейся у католиков, но восходящей к древнему времени православия на литовских землях.

Виленская-Остробрамская икона

Виленская-Остробрамская икона

Хотя эта икона написана явно под западным влиянием, она со времен прп. Серафима Саровского стала широко известной и в православии. Или икона "Гефсиманское моление" - она тоже написана в католической традиции, но ее почитают и в православии. Среди католиков же очень почитаемы Казанская, Владимирская иконы Божией Матери и др.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

С практической (внешней) стороны разницу между иконами определить может любой человек. Нимб (условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери и святых, символизирующее их святость) в католической традиции представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. В восточно-православной традиции нимбы описывают вокруг головы круг, свечение, сияние в виде круга. Такие нимбы представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб "католический" - это венец святости, данный святому в качестве награды, как бы приложенный, а нимб "православный" - венец святости, рожденный изнутри. Другими словами, "католический" нимб - это корона, данная праведнику за его труды, "православный" нимб - свет Божественной славы, который родился внутри святого, и этот Божественный свет составляет единое целое с преображенной плотью святого.


Клинская икона Божией МатериКлинская икона Божией Матери
Автор: Ольга Тишкова
История появления Клинской иконы весьма загадочна. Существует народное предание, что икона была написана за одну ночь неизвестным художником в зале ожидания железнодорожного вокзала в Клину. Это было накануне крушения поезда, в котором ехал император Александр III с наследником престола царевичем Николаем и всей своей семьей. Неизвестный художник просил людей в эту ночь молиться перед иконой. Как известно, после крушения поезда семья императора осталась жива. А иконописца с тех пор никто не видел



Иконы Божией Матери
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Реалистическая живопись и фотопортреты запечатлевают определенные моменты из нашей земной жизни. Традиционная православная икона ставит совершенно иные цели: через живописный образ явить свет Царства Вечной Божией Любви, в котором нет ни тени зла и греха, но всё сияет святостью и совершенством.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (15.07.2013) | Автор: диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 9407
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика