Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Труд - благословение Божие или наказание?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 29.01.2022, 06:32 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Труд - благословение Божие или наказание?

Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг

Бывают вопросы, которые уже содержат в себе если не ответ, то готовую схему решения. Это изначальная заданность предполагаемой (или предлагаемой) точки зрения, иногда вовсе уводящая от видения настоящего положения вещей. Чаще всего говорят что труд - это хорошо. Ответ здесь заранее ясен, потому что жизненный опыт учит нас: всякое благо создается трудом, который в любом обществе всегда приветствуется, поощряется и содержит в себе положительную оценку. Леность и праздность порицаются, ничего доброго в себе не содержат, наоборот - уничтожают и расхищают плоды чужих трудов. И вообще: надо трудиться, а не лениться - без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Закладка храма

Теперь остается подобрать нужные цитаты и доказать банальную очевидность, очередной раз стрельнуть из пушки по маленьким птичкам. И все будет до боли напоминать школьное обучение, когда кормят безвкусной мякиной и воспитывают пожизненное отвращение к преподаваемому предмету. Ну да делать нечего, будем искать цитаты.

Возьмем какую-нибудь службу преподобному отцу. Обязательно выплывет: "Приидите, празднолюбцы".1) Та-ак. Какая-то неправильная цитата попалась. Зайдем с другой стороны. Наша цель - спасение. Это главная тема нашей жизни. Спасение без веры немыслимо: без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6); вера без дел мертва (Иак. 2, 20). А дела требуют труда. Значит, чтобы спастись, надо трудиться. Но вот Христос пришел в дом Марфы и Марии. Мария села у Его ног, внимая каждому слову, а Марфа стала заботиться о большом угощении, потому что Он пришел не один, а со Своими учениками, которых было, как известно, довольно много. И вот Марфа говорит: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. И что же она слышит в ответ? Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 40-42). Оказывается, не всякий труд правилен, то есть праведен, а только тот, который угоден Богу. Таковой приносит плод, ибо приближает человека к Богу. По слову преподобного Серафима Саровского, это плод стяжания Святого Духа Божия, послушания Богу, слышания, чувствования и познания святой воли Его, творения ее и пребывания в ней. И если бы Марфа тогда, как Мария, "настроилась" на Христа, а не на себя и на выполнение своих "служебных" обязанностей, то, конечно, сидела бы также у ног Спасителя, внимая словам Его, которые суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).

Так что же наши труды? Если они приносят нам плод духовный, если приближают нас к Богу, если исполняем ими заповедь Божию и трудимся и богатеем не в себя, а в Бога (см. Мф. 6, 19-20), - они являются для нас благословением. Даже если с виду они кажутся совершенно бессмысленными. Так, преподобный Серафим Саровский, будучи уже почтенным старцем, согбенный, с перебитым позвоночником, таскал на себе за плечами двухпудовый мешок, наполненный песком и камнями. А на вопрос, зачем он это делает, отвечал просто: "Томлю томящего меня". А если собираем здесь сокровище для себя, придет время, когда услышим нежданное: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя (Лк. 12, 20).

Но разве нельзя просто честно и добросовестно трудиться, чтобы содержать материально себя и свою семью в достойных жизненных условиях, растить детей, снабжать их всем необходимым, вместе радоваться жизни, отдыхать? Разве Бог это запрещает? Нет, конечно. Но такое самооправдание закрывает от нас истину: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). Потому что земные наслаждения сами по себе, при всей своей естественной сладости, - поверхностны и не имеют вкуса правды, ибо конечны. А правда в них входит, когда, наслаждаясь, вспомним Создателя и Промыслителя нашего и возблагодарим Его (см. 1 Тим. 6, 17; 4, 4). И если придет в сердце наше умиление, забудутся тотчас все эти земные сладости, и увидим, что они - только повод для любви к Нему.

Теперь к вопросу "наказания". Когда наши прародители изгонялись из рая по причине отпадения от Бога и последующего нежелания быть с Ним, они услышали Божие определение. Еве: в болезни будешь рождать детей. Адаму: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю. (См. Быт. 3, 16-19.) Очевидно же: тяжкие труды, которыми обречен на наказание, скорбь - это относится не только к первым людям, но и ко всему роду человеческому. Но приглядимся: только ли безысходная тяжесть рабского ярма ждет нас впереди? Или есть что-то еще? На первый взгляд логика проста: человек грешен, помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8, 21). Потому и наказан. Труды трудны, требуют приложения сил и вызывают утомление. А бывают и непосильны, и человек может в них надорваться. И всегда его будет преследовать эта горечь жизни и ее мрачная и безвыходная перспектива… Если бы не Христос, изъявший нас из власти вечной смерти и усыновивший нас Богу - Своему Отцу. Ведь и в раю, в саду Едемском, человек должен был трудиться, чтобы возделывать его (этот сад) и хранить (Быт. 2, 15). Только труд его был не в скорбь, а в радость, и являлся желанной составляющей бытия, ибо открывал бесконечную перспективу творческой и вечной жизни, сам являясь ее дыханием. Как же теперь человек может вернуться в утраченный, потерянный рай, туда, где Бог? Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15, 18), как блудный сын. Но никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6), - говорит Христос. Только так! Обратиться ко Христу!..

Первым, как известно, в рай вошел благоразумный разбойник. Он был рабом тяжких грехов, которые и привели его к последнему труду - тяжкому и скорбному распятию. И здесь - кто бы ожидал! - в нем вдруг ожило человеческое сострадание и желание поступить по справедливости. Он забыл про себя и вступился за Распятого рядом с ним, в общем-то, чужого ему Человека, Которого все отринули и осудили неправильно, несправедливо. И разбойник не захотел быть с осудившими, хотя это были последние мгновения его жизни, он захотел быть с Ним. Это было правдой, которая ему стала в итоге его жизни дороже всего. И он вступился за Сына Человеческого, и вдруг почувствовал эту правду дальше, и принял ее. Это была правда его наказания: "достойное по делам нашим приняли". За ней открылась истина: в безвинно Осужденном он узнал своего Господа и Спасителя и смиренно, как раб перед Царем, попросил: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое". И это смирение, которому он вот здесь и сейчас, вися в смертельной безысходности, научился у Христа ("возьмите иго Мое и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" - Мф 11:29), удостоило его Божественного ответа: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:40-43). И этими словами неотвратимая и тяжкая смерть была разрушена в своем средоточии: этот человек теперь не узник ожидавшего его ада, он прощен и принят Христом в свои Богу (Еф 2:19). Он теперь будет с Ним всегда, там, где правда живет. И все остальное, временное, земное, нужно дотерпеть, невзирая на боль и предстоящий конец - перебитые голени, задыхающееся тело и самую смерть, - потому что все это уничтожено надеждой, которая не постыжает (см. Рим 5:5): "ныне буду с Ним в раю!" Он поверил Господу, и эта вера вменилась ему в праведность (см. Быт 15:6).

И с нами в жизни бывает точно так же. Если мы обременены безысходными, опустошающими и, кажется, бессмысленными трудами (тяжкой болезнью, например), надо увидеть в них не просто наказание за грехи. Надо увидеть и признать в них правду - "достойное по делам приемлю", - смириться и принять как необходимый труд для своего спасения, как данный тебе крест, покаяться и обратиться ко Христу. Чтобы затем и потрудиться ради Него, и последовать за Ним (см. Мф. 16, 24). А труд, ради Христа творимый, приносит в душу благодать Святого Духа и претворяет его в сокровище, собираемое на небесах. И такой труженик начинает и ценить, и любить свой труд, начинает служить и трудиться, и работать Христу, сказавшему: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). И какое же это наказание? Это рука, протянутая тебе с Небес, это твое спасение!

Поэтому раньше благочестивые христиане говорили вполне всерьез по поводу приключавшихся им скорбей и болезней: "Бог посетил меня".

И последнее. Есть одна коллизия, мимо которой не пройти. Это не вынужденные, а добровольные труды ради Бога, приносимые Ему, которые почему-то "не получаются". Постоянный пример перед глазами - наши молитвенные правила. Тут не поможет ложное смирение: "не получается, и не надо". Не получается, как ты хочешь, чтобы получалось. А получается, не как ты хочешь. Приходиться смиряться и терпеть, и приносить Богу не молитвы, но труды по поводу молитв. Вот эти-то терпеливые труды (см. Лк 8:15) и являются плодом драгоценным, на них Господь призирает и им внимает как самым сердечным молитвам. Ибо в них правда труда и терпеливого смирения.

1) "Празднолюбцы" - любящие праздники Божии; когда празднуют, радуются Богу, а не пребывают в унылой праздности.

Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенской церкви пос. Нудоль

Фото: Евгений Цапенко

О четвертой заповедиО четвертой заповеди
Автор: протоиерей Борис Балашов
Суббота - время, когда люди должны отойти от обычных будничных дел. В ветхозаветные времена этот день напоминал евреям об освобождении от египетского рабства и изнурительного рабского труда и обещал успокоение от зла и греха земного мира в будущем Царстве Мессии. Суббота - это не только праздничный седьмой день недели в древнем Израиле. Были и субботние года, когда нельзя было засевать и обрабатывать землю. Таким образом, закон о субботе касался не только человека и скота, но и самой земли.



Спасение Протоиерей Игорь Гагарин УсилиеУсилие
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). В связи с этими словами вспоминаю рассказ одного знакомого о том жизненном уроке, который получил он в юности.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (01.12.2014) | Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Просмотров: 2263 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0
1 Натали2058   [Материал]
Осмысленно терпеть ,конечно,интересней. Но если -бы не было Марфы- все остались -бы голодными...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика