Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Вера и дела
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 25.08.2019, 19:15 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Успенский пост
Успенский пост
Успенский пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Вера и дела

Автор-составитель: епископ Гурий (Егоров) (†1965)


Патриарх Сергий (Страгородский).
Источник: historyrussia.org

 

Вопрос о том, что спасает – одна ли вера, или при вере еще и дела, разрешается западными исповеданиями различно. Это разногласие происходит потому, что, придерживаясь правовой точки зрения, они ложно понимают смысл жизни человека, а отсюда и спасение. Они забыли, что смысл жизни — не в наслаждении, а в святости и сущность спасения — в освобождении от греха и приближении к Богу. Они же думают лишь о том, чтобы удовлетворить правде Божией, наложившей на человечество проклятие. По протестантскому мнению, Христос принес за нас такую плату, которая обеспечила нам перед правдой Божией прощение. Усвоение заслуги Христовой происходит через веру. Раз человек поверил, что заслуга Христа принесена и за него, тогда эта заслуга и считается как бы его. Но возникает вопрос о собственных делах человека. К чему сведется личный труд человека в деле своего спасения?

Не таково православное учение о вере и делах. Не должно спрашивать, за что человек получает спасение, а нужно спрашивать, как человек содевает свое спасение!

Вера и дела являются причинами, производящими то расположение души, которое делает человека способным к восприятию милости Божией, к общению с Богом. Вера и дела, по православному учению, не только не исключают друг друга, но взаимно дополняются и отчасти даже совпадают.

Слово Божие иногда говорит о необходимости одной веры, а иногда требует дел. Апостол Петр говорит, что мы достигаем «верою спасения душ» (I Петр. I, 8–9). А по апостолу Павлу: «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона» (Гал. II, 16). И тот же апостол: «Если я имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (I Кор. XIII, 2). А апостол Иаков прямо утверждает: «Человек оправдывается делами, а не верою только» (II, 24).

И в святоотеческих творениях имеется по вопросу о вере и добрых делах как бы два течения.

Очевидно, на одной букве основываться нельзя; нужно понять, какой смысл вкладывает в эти термины в известном месте тот или другой писатель.

Весьма часто в Слове Божием вера во Христа противополагается иному верованию: язычеству или иудейству. Верующий в таком случае будет значить: человек, принявший крещение и вступивший в общество учеников Христовых. Ясно, что и по жизни он был христианином.

Позднее, во время догматических споров истинным последователем Христа в устах отцов Церкви был только тот, кто принимал все догматы Церкви. Предполагалось, что верующий был действенным учеником Христа, согласно своим воззрениям вел и жизнь. Недаром такая же вера церковная именуется у свв. отцов «животворящей верой».

Но возможен и совершенно другой порядок вещей. Весьма многие, считая себя православными, никогда не задавали себе вопроса, о том, во что они веруют. Правоверие наследовано ими от родителей. Их вера уже не связана с их жизнью. Их вера – «холодная» (св. Кирилл Александрийский). Их правоверие оказывается уже недостаточным для спасения. Необходимо убеждать их проводить жизнь по-христиански. О вере и добрых делах приходится говорить, как о двух различных и равнонеобходимых началах спасения. Но убеждать верующего о необходимости добрых дел равносильно тому, если мы будем убеждать христианина заботиться о своем спасении.

Рассуждая по существу, спасение есть свободно-благодатный переход человека от зла к добру, от жизни по стихиям мира и от вражды против Бога к жизни самоотверженной и к общению с Богом. Условием такого перехода (в строгом смысле) может быть только вера во Христа.

Как бы ни успевал человек в делании добра, но если нет у него веры во Христа, он никогда не поймет, что Бог его прощает. Перед сознанием человека стоят его бесчисленные грехи и неумолимый закон правды, требующий удовлетворения. Когда же он осознает, что «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит», что Бог милосерд, всепрощающ, что Бог есть Любовь и что Сын Божий положил за нас душу Свою (I Иоанн. III, 16), тогда человек познает любовь Божию к нам.

Раз человек верует во Христа, он верует в любовь Божию, и уже не боится, ради своих прежних грехов, приступить к Богу с мольбою о прощении и помощи, зная, что любовь Божия только и ждет его обращения.

При наличии такой веры в человеке отношения между ним и Богом меняются. Прежде человек боялся праведного суда Божия и отдалялся от Бога и вместо любви относился к Нему с враждою. Теперь, вместо отчуждения, он начинает стремиться к Богу, отвечает на Его любовь любовью же.

Но уверовать во Христа – дело весьма сложное, требующее отвлечения внимания от себя. Состояние уверовавшего еще только созерцательное. Чтобы на самом деле обратиться от греха и войти в союз с Богом, нужно, действительно бросить грех и обратиться к Богу. Пока человек только верует, он убежден, что Бог его простит. После же возрождения он на деле видит, что Бог его не отринул, он на деле переживает это прощение. Таким образом, действительно, вера спасает человека, но не тем одним, что она созерцает Бога, и не тем, что она открывает человеку Христа, а тем, что она этим созерцанием будит волю человека.

В этой нравственной силе веры и заключается ее великое, средоточное значение при возрождении. Только вера, и одна она открывает человеку любовь Божию, только она может открывать человеку, что Господь Сам идет к нему навстречу.          

Верой полагается и начало новой жизни в человеке, жизни в общении с Богом. Любовь к Богу становится основным законом жизни, ею руководится человек во всех мыслях и делах. Человек начинает любить закон Божий ради Бога, чтобы ответить на любовь любовью же. Стремление быть святым, чтобы избегнуть погибели, переходит в стремление к Богу, чтобы быть угодным Ему. Личность человека еще более отодвигается на второй план, и началом жизни становится полное самоотречение. Поэтому-то истинно верующий никогда не сошлется на свои труды, никогда не потребует за них себе награды: вся его душа полна созерцанием Божественной Любви, любви, не заслуженной человеком.

Вера нравственно сродняет человека с Богом. Человек видит в Боге отца, готового его принять. Это нравственное сближение завершается в крещении, в котором человек, действительно, сочетавается Христу и исходит из купели созданным на дела благая.

Отдавшись Господу и соединившись с Ним, душа очищается и от греха, который уничтожен в ней и не грозит более ее спасению. Дальнейшая жизнь человека состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в крещении. Человек постепенно очищается от греха, постепенно совершенствуется и укрепляется в добре.

Однако и в дальнейшем вера остается основой его духовной жизни. Даже если бы человеку случилось пасть, пусть только блюдет он свою веру: нарушенная гармония его души будет восстановлена, разрозненные силы его будут опять собраны и с новой энергией устремятся против греха.

Но если человек утеряет веру, он теряет всякую силу делать добро. Нет того средоточия, которое связало бы старания человека и осмыслило бы их. Человек отчуждается от Бога. Поэтому, и по переходе в будущий мир, у такого человека нет способности быть с Богом, удел его — в мрачном царстве себялюбия, которое скрежещет зубами о своей погибели, не находя у себя сил примириться с этим.

Какое же значение в деле нашего спасения имеют добрые дела? Тринадцатый член Послания восточных патриархов гласит: «Веруем, что человек оправдывается не просто одною верою (т. е., как дальше видно, не ее теоретическою, воспринимательною стороною), но верою, споспешествуемою любовью (верою, как деятельною силою, тем, что она производит любовь), то есть через веру и дела. Не призрак только веры, но сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе».

Православный не должен понимать этого определения по-католически, то есть так, чтo делами человек зарабатывает себе спасение. Дела сами по себе, в качестве внешних поступков или отдельных подвигов, не имеют в христианстве значения. Поведение здесь ценится только как выражение соответствующего настроения души, известного направления воли, хотя в свою очередь и влияет на образование этого настроения. Вся Нагорная Беседа построена на мысли о недостаточности одного внешнего доброделания и о необходимости внутренней перемены, которою и усвояется человеку небесное царствие. Грешник-мытарь скажется ближе к Богу, чем праведный (внешними делами) фарисей. Господь всех одинаково хочет спасти и ко всем одинаково идет навстречу, но у одного больше стремлений к Богу, больше способности воспринять Его общение, у другого – меньше. Спасаются не те, кто делает, а те, кто духовно всегда с Богом, кто живет ради Бога. По мере веры
растет любовь, по мере любви возрастает вера. Вера содействует делам, и делами совершенствуется вера (Иак.
II, 22).

Вера является началом и концом нравственной жизни. Она приводит к любви, в которой — сущность вечной жизни; в любви человеку открывается еще здесь на земле, вечное блаженство. По переходе же в будущий мир вера превращается в ведение, а любовь, связавшая человека с Богом, продолжается в вечность.

Таково, в сокращении, содержание труда Святейшего Патриарха Сергия «Православное учение о спасении».

Труд Патриарха Сергия — одно из лучших произведений в русской богословской литературе.

Вопрос о личном спасении труден и запутан, особенно разнообразием мнений западных богословов. В труде Патриарха Сергия дается православный ответ на него, — самостоятельный и во многом звучащий совсем по-новому для нашего школьного богословия. При этом освещении становятся совсем ненужными давние споры запада о том, какое значение имеют для опасения
добрые дела. Самостоятельный, глубокий анализ Св. Писания, прекрасное знание свв. отцов и умение мыслить по-святоотечески помогли создать богословский труд, классически выразивший православный взгляд на дело спасения христианина.

Обладая огромной эрудицией по западным исповеданиям, Патриарх Сергий сумел выяснить основное заблуждение западных исповеданий — их правовое мировоззрение; он раскрыл весь яд юридического строя мыслей в богословии и противопоставил этому складу православный, чисто нравственный подход к учению о спасении.


Из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство», издание Московской Патриархии, 1947. С. 118-123

 

Другие главы из книги:

Патриарх Сергий как богослов

Правовое мировоззрение

Вечная жизнь

Возмездие

Спасение

 


«Строить будут после меня». К 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (08.08.2019)
Просмотров: 62
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика