Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

«Высокий русский иконостас»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 18.07.2018, 11:34 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

«Высокий русский иконостас»

Автор: Екатерина Шеко, доцент, зав. кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ

Устойчивое словосочетание «высокий русский иконостас» известно всем. Подразумевается, что если высокий, значит – русский (т.е. местечково-провинциальный, в отличие от благородного – низкого «классического» византийского иконостаса).

На этом стоит наука «искусствознания» и, разумеется, «Русская Википедия», которая компетентно сообщает, что «Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1410-11 гг. Иконостас не сохранился до нашего времени полностью. В XVIII веке его заменили на новый».

Сейчас этот иконостас выглядит как-то так:

Иконостасы, как и всю мебель в интерьере храма заменяли регулярно, когда были на это средства – и в XVIII, и в XVII, и в XVI в. и ранее. Это всего лишь церковная утварь – она стареет и портится от времени. Иконы иногда сохраняли, иногда переписывали или заменяли на новые – в стиле новой архитектуры каркаса.

Но именно по причине частых замен мы не имеем никакого понятия о том, как выглядели русские иконостасы ранее XV в. – они не сохранились. Но это вовсе не значит, что до XV в. их не было. Сохранившиеся некоторые большие иконы, в том числе и домонгольского периода, до сих пор стоят, например, в иконостасе Кремлевского Успенского собора.

Та же «Википедия» дает ссылку на статью В. М. Ковалевой 1977 г. «Алтарные преграды в трех новгородских храмах XII века», где упоминается, что «В некоторых новгородских храмах XII века исследования выявили необычное устройство алтарных преград. Они были очень высокими, но точное их устройство и возможное количество икон не известны».

Очевидно, что советской атеистической наукой эти исследования проводились, а вот постсоветская либеральная наука закрыла эту тему, утверждая, что иконостасов, в полном смысле слова, в древности не было, а сохранившиеся домонгольские большие иконы «ставились первоначально не в саму преграду, а у восточных столпов храма» («Википедия» в данном случае не утруждается ссылкой на источник этой информации).

Знаменитые «высокие русские иконостасы» XVII в., сохранившиеся в количестве, позволяющем говорить о стиле и школе, на удивление профессионально однотипны. Как будто эти виноградные лозы появились сразу в готовом виде, без каких-либо поисков формы.

Для примера – Кострома (Ипатьевский монастырь) и Псковский Троицкий собор. Они не копируют друг друга, разумеется, но соблюдают «дух и букву» стиля резьбы.

На вопрос «Откуда идея декора?» можно дать типичный ответ – «Западное влияние». Если это сделано под влиянием западных образцов, то почему же этот иконостас так настойчиво называется «русским»? Что в нем западное, и что – русское? Формы украшений резьбы – западные, колонны и антаблементы – тоже западные. И представьте себе – высокая ярусная композиция до самого свода из 4-5-6-ти регистров, – тоже западная!

Образцы высоких («не русских») иконостасов сохранились, в основном, только в Испании – католической стране, далекой от арены религиозных войн с протестантами, но при этом отстаивающей свои приоритеты перед мусульманским миром. Вот пример – иконостас в Navarrete (Риоха):

Те же витые виноградные лозы, та же крупная архитектурная раскреповка карнизов, 4 яруса икон – до самого свода. Есть в Испании и более поздние, и более ранние примеры подобных высоких иконостасов-ретабло, которые в интерьере храма смотрятся абсолютно так же, как и наши иконостасы XVIII-XIX вв.

Разница только в одном: ретабло – это иконостас ЗА престолом, а у нас иконостас стоит ПЕРЕД алтарем, закрывая его! Это и есть «русский иконостас», и именно с таким расположением его архитектуры (многоярусной композиции икон) идет непримиримая борьба в современном постхристианском мире. А наши отечественные искусствоведы, поддерживая теорию о том, что «первоначально иконостасов не было», играют за чужую команду!

Когда иконы в наших храмах переместятся к стене позади престола – нас сразу признают, и примут «в семью цивилизованных народов»...

 

Источник: https://renardetraisin.livejournal.com/160935.html


Рецепция концепции алтарной преграды
Концептуальные трансформации сакральности

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (25.06.2018)
Просмотров: 150
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика