Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

«Жена да боится своего мужа»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 21.11.2017, 14:46 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Семь-я

«Жена да боится своего мужа»

Автор: протоиерей Борис Балашов

Всем нам не раз приходилось слышать о том, что в православии женщина находится в неравноправном и даже угнетенном положении по сравнению с мужчиной. При этом вроде бы совершенно обоснованно ссылаются на слова Священного Писания, которые каждый раз читаются во время совершения таинства Брака, на венчании: Жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33).

Как же так? Мы читаем в Евангелии, что Христос говорит о любви как норме жизни христиан, а оказывается, Церковь декларирует, что жена должна жить в страхе перед мужем? Однако для того, чтобы понять смысл какой-либо фразы, ее не следует вырывать из контекста. Поэтому обратимся к словам апостола Павла из Послания к Ефесянам, откуда и взяты эти всем известные слова.

Начинается и заканчивается мысль апостола о христианской семье словами о страхе: Повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф. 5, 21). О каком же страхе тут идет речь?

Страх бывает разный. Животный страх, присутствующий у человека, имеет своей целью сохранение жизни и здоровья. Славянское слово «живот» переводится на русский язык как «жизнь». А именно Бог нам жизнь и дал. Поэтому своего Творца и Спасителя, Который, став Человеком, ценой Своей жизни, Крестом и Воскресением победил неодолимое до того господство смерти над человеческим родом, христианин животным страхом бояться не может. Вечная жизнь, предназначенная для уверовавших во Христа и Его Евангелие, – плод жертвенной любви Богочеловека к людям.

Страх Божий – это богобоязненность, т.е. чувство благоговейной ответственности за все наши мысли и дела. Именно на основе его должны строиться наши взаимоотношения в Церкви как приходской общине и в малой церкви – семейной общине. Причем апостол Павел начинает развивать свою мысль о христианской семье именно с повиновения друг другу в страхе Божием, т.е. мужа и жены друг другу.

Христианская семья – это духовно-телесный организм, малая церковь, т.е. малая церковная община, в которой живет и действует Христос. Она должна всегда сохранять внутреннее единство, а не раздираться в разные стороны. У мужа и жены разные функции в семье. Муж – глава христианской семьи. Христос – Глава всей Церкви. В Церкви-епархии служение Христово совершает епископ, в Церкви-приходе – священник, в Церкви-семье – муж. Образец для семейного служения мужа – Христос, Глава и Спаситель Церкви: как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5, 24).

Крестный подвиг Богочеловека Иисуса Христа – образец для служения мужа своей семье, малой христианской общине. Закон управления в семье – христианская любовь даже до смерти, как и у Христа: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25).

Жена должна жить единой жизнью с мужем, как Церковь со Христом. Воля Христа драгоценна для Церкви, с радостью исполняющего волю своего Главы. Воля мужа, который старается исполнять служение Христово в своей семье, принимается женой-христианкой как своя, чтобы единой жизнью жил организм семьи. Это повиновение ради единства и своего служения Христу, чтобы суметь противостоять разрушительной силе дьявола, которую можно описать словами «разделяй и властвуй». Конечно, при этом не подразумевается бездумное и безусловное повиновение неверующему мужу, когда он требует от жены совершения греховных поступков и явного противления воле Божией.

От мужа требуется жертвенная любовь, от жены – искреннее повиновение с любовью, чтобы единство и любовь побеждали.

Иисус Христос отдал Свою жизнь за Церковь, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 26–27).

Банею водною для уверовавшего во Христа и Его Евангелие становится таинство Святого Крещения. Оно освящает и преображает всего человека.

Посредством слова. Во-первых, через осознанное принятие Евангельской вести освящается душа человека; во-вторых, таинство Крещения совершается в форме словесной молитвы священно-служителя, а эту молитву принимает Христос и совершает благодатно-освятительное таинство Крещения – освящает и усыновляет Богу крещаемого.

Человек, ищущий спасения, приходит к Церкви духовно больным и изувеченным грехом. В духовно-благодатной жизни Церкви люди исцеляют свои души и обретают подлинную духовную красоту. Именно на мужа, ответственного за духовную жизнь и спасение семьи, апостол возлагает «заботу о телесной и душевной чистоте жены, об усовершенствовании ее святой жизни, действуя на нее самоотверженной любовью, а не подчиняя ее своему эгоизму» (святитель Феофан Затворник). После создания брака, нового духовно-телесного организма, муж и жена – уже «плоть едина». Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 28–29).

Апостол Павел не только говорит о естественной любви мужа к жене, а наставляет верующего человека преобразовывать свою любовь к жене из природной в христианскую, в которой единство составляют не только тела, но и души, в семью, центром которой будет Христос, соединяющий в Себе две жизни в одну малую Церковь, в которой и дух, и душа, и тело каждого человека пропитаны благодатью Духа Святого. Малая церковь – христианская семья – живая часть Вселенской Церкви Христовой.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5, 31).

В Священном Писании Ветхого Завета мы слышим слова, которые в райском состоянии человек сказал о своей жене: Это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23). Какой поэт сказал когда-нибудь что-либо выше и глубже о своей жене? Это великая тайна брака – соединение двух жизней в одну – соотносится с тайной Церкви, когда уверовавший становится членом Тела Христова, питает себя Телом и Кровью Богочеловека, когда жизнь человека входит в жизнь Христову, а жизнь Христа входит в жизнь христианина. Ибо Сам Христос сочетался с Церковью.

Апостол Павел так заключает свои мысли о христианской семье: Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33).

Мы со страхом берем на руки новорожденного младенца и со страхом можем нести драгоценную вазу, и речь тут идет не о животном страхе, а о страхе охранительном, благоговейном. Закон христианской жизни устанавливает всякому мужу любить свою жену, как самого себя, а жене с любовью и благоговейным трепетом относиться к любви мужа, чтобы не сломать, не разбить, не угасить ее своим нерадением и равнодушием.

 


 

Страх не оправдать надежд
Муж и жена – люди, со своими страстями и грехами, с которыми порой трудно мириться. Вот и появляются взаимные упреки, разногласия, обиды, ссоры – оттого что не любим мы как должно и совершенно не стремимся сохранить и приумножить любовь

 


 

Брак как Божие установление
Автор: протоиерей Борис Балашов
8 июля в нашей стране будет отмечаться новый праздник - День семьи. Дата эта выбрана не случайно. В этот день Православная Церковь празднует память святых Петра и Февронии, которые считаются покровителями семьи и брака. Установление этого праздника нельзя назвать простой прихотью госчиновников, потому что государство стремится к возрождению одной из самых важных ценностей человеческого общества - семьи. Однако в современном обществе либерально настроенными людьми семья и узаконенные отношения между мужчиной и женщиной считаются неактуальными. Говорят: человек - существо свободное, зачем связывать себя обязательствами? Но институт брака и семьи существовал испокон веков, это Божие установление. Так для чего же он нужен и каким должен быть?

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: jula (08.07.2016)
Просмотров: 701
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика