Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Значение духовно-нравственного воспитания в деле образования
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 05.12.2021, 01:53 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Значение духовно-нравственного воспитания в деле образования

Автор: протоиерей Борис Балашов

В настоящее время светское образование на всех уровнях утратило воспитательный характер. Вследствие этого и средняя школа, и вузы ставят своей целью лишь передать обучающемуся определенный объем знаний. Иногда даже декларировалась цель подготовить обучающихся к тому, чтобы они могли себя подороже «продать». Но ведь речь идет о людях, которые должны учиться, осваивать серьезные специальности, поднимать производство и экономику, защищать страну, создавать семьи и растить детей!

Человек, думающий только о своем заработке и комфорте, ничем больше всерьез заниматься не будет. Как следствие, разваливаются семьи, сокращается производство, падает экономика, возникают реальные угрозы безопасности и целостности страны. И это то, с чем мы уже столкнулись!

Если говорить о духовно-нравственном воспитании детей и юношества, то возникает вопрос: каким образом, на какой основе это возможно делать? Для большинства людей русской культуры в нашей стране и за ее пределами объединяющим стержнем является православная культура со своими духовно-нравственными ценностями. Она основана на вероучительных истинах Православного христианства, т.е. восприятия и понимания христианства теми людьми Ближнего Востока и восточного Средиземноморья, которые жили там, где происходили евангельские события, где проповедовали апостолы и где в день Пятидесятницы родилась Церковь.

Слово образование происходит от слова «образ». Применительно к человеку это слово указывает на то, как именно он был сотворен Богом и чем принципиально отличается от всех живых существ.

В Библии сказано о творении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

Образ Божий в человеке мы можем видеть во многих ракурсах: это и глубокий творческий ум, и мудро устроенное человеческое тело, и в особенности, конечно, наисложнейшим образом устроенный мозг человека. И здесь мы говорим не только об интеллекте, но и гораздо более сложно устроенной, чем у животных, психике.

О коренном отличии от животных говорили еще древние философы: «Человек – это животное молящееся». Стремление к исканию Бога, восстановление живой связи с Ним, что и означает слово «религия» в переводе с латинского языка, а также связанные с этим наличие морали, совести и способности дать нравственную оценку своим действиям – все это выделяет человека из общей картины животного мира.

К этому необходимо добавить еще и то, что высшие виды животного мира осуществляют продолжение рода по половому принципу – разделенности представителей определенного вида живых существ на две половины: мужскую и женскую. Эти две половины соединяются для продолжения рода и, в некоторых случаях, для выращивания до взрослого жизнеспособного состояния своего потомства.

Однако только у людей такая разделенность создает органическую потребность к соединению этих двух половин в одно целое со стремлением к максимально возможному единству на всех уровнях жизни: физической, душевной и духовной.

Бог троичен и един, и в человека заложил стремление к подобному единению двух личностей во взаимной любви. Человек – существо социальное, он живет в обществе подобных себе личностей, которые тоже являются образами Божиими, т.е. своего рода Божиими портретами, хотя и очень искаженными прародительским грехопадением.

Говоря о христианском понимании природы человека, следует сказать, что он состоит из тела, души и духа. Душа, в смысле ума, психики и нервной системы, есть и у высших животных, но лишь у человека всё это достигает совершенно иного уровня и качества. Дух человека – это то, что его принципиальнейшим образом отличает от животного. Именно дух способен общаться с высочайшим духовным Существом – Богом. Дух человека определяет нравственные ценности личности и дает направление деятельности ума и всей человеческой жизни.

Помимо богоподобия, которое дано человеку, он, по замыслу Творца, в результате своей жизни должен стать подобным Богу: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1, 26), – сказал Бог при творении человека. Образ дан, а вот до подобия надо расти.

Поясним примером. Рождается ребенок – разглядывая новорожденного малыша, близкие стараются определить, на кого он похож. При этом могут сказать, что это папин или мамин «портрет», «образ». Однако этот «образ» – папин или мамин – еще совсем беспомощный и ничего самостоятельно делать не может и не умеет. Должно пройти еще не менее 20–25 лет, чтобы родившийся человек смог дорасти во всех отношениях до своих родителей, и не только в отношении физического развития, но и интеллектуального, морального, духовного и профессионального. Ребенок должен стать взрослым во всех аспектах – способным трудиться, строить семейные отношения и быть полноценным членом общества.

Для реализации этой цели необходимо полноценное воспитание человека во всех сферах его жизни. Само слово «воспитание» происходит от слова «питание», оно означает то, чем питают во всех отношениях человеческую личность при ее возрастании. В этом отношении можно применить материалистическое высказывание: «Человек есть то, что он ест», то есть чем, какой «пищей» питаются ум, интеллект, чувства и дух человека на пути взросления и созревания человеческой личности. Надо отметить, что сам по себе ребенок хорошим не вырастет, как не вырастет хорошего урожая даже из самых совершенных по селекции, замечательных по сортовым достоинствам семян, которые просто бросили на грядку и не стали за ними всё лето ухаживать. Возможно, что-то и вырастет, но результат нас вряд ли обрадует.

Бог – всемогущий Творец мира. Он замыслил человека как Своего помощника в земном мире: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26). Под владычеством человека в этом мире понимается мудрое и творческое управление всем, что создал Бог на земле. Хотя человек согрешил, исказил свою природу грехопадением, и мир вместе с человеком потерял райское состояние, Бог Своего определения о роли человека на земле не отменял. На этом основании созидается и воспитывается христианское отношение к земному миру и природе.

О назначении человека говорится еще следующее: взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Хотя райское состояние и потеряно, это определение Божие осталось в силе. Поэтому христианам необходимо учиться возделывать и хранить рай в душе, в семье, в учебном заведении или на работе – то есть везде, где мы живем.

На этом основано христианское воспитание детей и взрослых в мирной и созидательной деятельности в земном отечестве. Но этот созидательный труд во всех сферах жизни не может быть принудительным и подневольным. Бог – Творец и Создатель, а потому и Его образ должен быть творцом и создателем всего доброго и светлого в том мире, в котором человек призван быть Божиим соработником.

Слово Божие открыло миру, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Заповеди о любви к Богу и людям даны еще в Ветхом Завете и повторены Иисусом Христом (Мф. гл. 5–7). Новозаветное Откровение ясно указывает на то, о чем Ветхозаветное Откровение говорило косвенно: что человек должен возрастать до Бога не только в мудрости, могуществе, но и в любви. В Священном Писании указан путь для человека: хочешь научиться любить невидимого Бога – научись любить видимого тобой человека. По словам апостола Иоанна Богослова, не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20)

Поэтому твердым основанием правильного отношения к людям, труду, учению, отечеству является любовь к Богу, которая помогает возрастать в богоподобии – уподоблении Богу в любви. Сам Спаситель говорит Своим ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10).

О семейной жизни Бог сказал еще при творении человека: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28). Брак установлен Богом в райском состоянии, как и размножение людей благословлено Богом еще в райском состоянии. Брак является органичным соединением двух половин – мужчины и женщины – в одно целое. Поэтому так значимо звучит райская песнь любви первого человека к своей жене: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23). То есть «ты – это я сам, это иная грань моей жизни, моего бытия». На этом и основана цельность и нерасторжимость брака как жизни одного живого организма. Поэтому развод – это катастрофа, потому что убивается живой человеческий духовно-телесный организм – семья. На этом основано христианское воспитание правильного отношения к семье.

Человек сотворен Богом, и потому только один Бог вправе распоряжаться жизнью и смертью людей. Еще в Ветхом Завете дана заповедь: не убивай (Исх. 20, 13). А Евангелие обращает внимание на то, что неродившийся ребенок, в том числе и только что зачатый, есть одушевленная человеческая личность. Это ясно видно из повествования евангелиста Луки о встрече Девы Марии с Елисаветой почти сразу после Благовещения, когда неродившийся младенец Иоанн Креститель, который жил под сердцем матери лишь шесть месяцев, обрадовался встрече с еще не родившимся Богочеловеком. Как сказала об этом Елисавета, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк. 1, 44). По пророческому вдохновению, жена Захарии называет Деву Марию Матерью Господа (Лк. 1, 43), хотя чудесное зачатие Богомладенца Христа произошло не ранее нескольких дней до этой встречи. На этом основании христианин утверждает ценность человеческой жизни на любом ее этапе – от начала зарождения до последнего вздоха.

Ответственное отношение православных людей к человеку, семье, труду, земле и отечеству основывается на Откровении Божием о назначении человека в этом мире, его бессмертии, о том, что подлинное счастье на земле возможно только при осуществлении заповедей Божиих, указывающих правильный и духовно здоровый образ жизни, а также при Божией помощи и поддержке человека, который опирается в своей жизни на Божию любовь.

Из всего сказанного следует вывод, что духовно-нравственное воспитание человеческой личности имеет своим основанием знание Новозаветного Откровения Божиего, понимание назначения человека в земном мире, являющемся школой подготовки к бессмертной жизни в Царстве Любви Божией.

Настоятель Скорбященского храма г. Клина
протоиерей Борис Балашов

Фото: Татьяна Балашова

Верующий ребенок в обычной школе
Автор: Протоиерей Александр Горовский
Наверное, каждый верующий родитель мечтает, чтобы его ребенок учился в православной гимназии или школе. Но, к сожалению, не у каждого есть такая возможность, поэтому большинство детей из верующих семей учатся в обычных светских школах. В такой ситуации перед родителями ежедневно встает вопрос: как уберечь ребенка от влияния агрессивной неверующей среды сверстников, которая присутствует в российских школах?



Зачем нужно религиозное образование в современном мире?
Автор: протоиерей Борис Балашов
Нередко мы видим, как человек, прочитавший несколько книг религиозного содержания, легко берется учить других, как надо верить, как молиться, как совершать богослужение и т.д. Получается так же, как если бы не знающий анатомии первоклассный шофер начал учить терапевта ставить диагнозы и лечить, а хирурга – как делать операции.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (23.09.2015) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2143
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика