Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Диакон Павел Трошин. Церковные взгляды на женскую нечистоту в историческом контексте (часть 2)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 13.12.2024, 05:35 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Семь-я

Диакон Павел Трошин. Церковные взгляды на женскую нечистоту в историческом контексте (часть 2)

Автор: диакон Павел Трошин

Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка. Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: „В болезни будешь рожать“ (Быт. 3:16). Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех. Ничто также не должно удерживать тебя от крещения родившей женщины или ее ребенка, если им угрожает смерть, хотя бы это было в самый час ее родов и его рождения. Ибо если милость Святого Таинства равно дается всем живым и здоровым, то тем более нужно без промедления даровать ее тем, кому угрожает смерть, из боязни, что, выжидая более удобного времени для приготовления к Таинству Воскресения, мы можем вовсе не дать их душе воскреснуть. Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9:20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и, если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Плоти и Крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это Таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?»9. Святитель Григорий пишет о предоставлении выбора самим женщинам: если они желают приступить к Таинству Евхаристии, то им не надо запрещать принимать Святые Дары невзирая на их нечистоту. Так же, как святитель Афанасий Великий, святой Григорий Двоеслов говорит, что месячные не греховны, так как это естественный процесс организма женщин.

В древнем христианском церковном памятнике Testamentum Domini nostril Jesu Christi, пишет М.Н. Скабалланович, сообщается о том, что: «Церковным вдовицам не дозволяется в период очищения приступать к алтарю»10. Снова мы видим запрет для женщин в период месячных касательно участия их в Таинстве Евхаристии.

Патриарх Сербский Павел написал книгу «Укрепляюсь только верой», в которой он поднимает вопрос о женской нечистоте. Он пишет: «Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении»11. Но насчет участия в Евхаристии Патриарх Павел пишет согласно учению всех святых отцов: «Причаститься в этом состоянии или, некрещенная, креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься»12. Патриарх Павел Сербский не причислен к лику святых, предоставленная ссылка дается для рассмотрения тех источников, которые упоминаются в его книге.

В 2015 г. 2–3 февраля состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, на котором бы принят документ «Об участии верных в Евхаристии», в котором говорится: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием»13.

Практика, запрещающая женщинам во время месячных прикладываться к иконам, принимать святую воду, брать благословения у священника и участвовать в Таинствах Церкви, кроме Таинства Евхаристии и Крещения, имеет более позднее происхождение и не подтверждена ни правилами святых отцов, ни постановлениями Святых Соборов.

Относительно целования икон можно сказать, что все крещеные христианки носят на груди крест Христов и образа своих небесных покровителей, которые тоже освящены, как и иконы, и тоже являются святыней. Тогда, согласно мнению, запрещающему женщинам, находящимся в нечистоте, целовать иконы и прикасаться к святыням, что, нужно снимать крест и образа святых во время месячных? Преподобный Ефрем Сирин пишет о ношении креста следующее: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку — украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)»14. Преподобный Ефрем пишет о постоянном ношении креста невзирая ни на что, так как это является бессловесной проповедью об Иисусе Христе и защитой от «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

По поводу вкушения просфор и святой воды во время очищения у женщин не находим в истории правил святых отцов и постановлений Соборов каких-либо ограничений.

Часть 1


  1. Постановления Апостольские. Сергиев Посад.: Изд. С-ТСЛ, 2008. С. 159.
  2. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 373.
  3. Там же. С. 473.
  4. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 473.
  5. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992. С. 395.
  6. Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 2008. С. 161.
  7. Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения. Т. 8. Сергиев Посад: С-ТСЛ, 1995. С. 100–118.
  8. Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. Одесса: 1872; М.: 1897. С. 247.
  9. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001. С. 33–36.
  10. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. В 3 т. Т. 1. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев., 1910. С. 94.
  11. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010. С. 328.
  12. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010. С. 329.
  13. Об участии верных в Евхаристии // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12.05.2016).
  14. Прп. Ефрем Сирин. Беседы. М.: Изд-во подворья С-ТСЛ, 2003. С. 108.

Список литературы

  1. Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 2008.
  2. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. В. В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001.
  3. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Репринт. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1992.
  4. Об участии верных в Евхаристии // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html (дата обращения: 12.05.2016).
  5. Павлов А. Номоканон при большом требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. Одесса, 1872; М.: 1897.
  6. Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четверо-евангелие // Творения. В 8 т. Т. 8. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1995.
  7. Прп. Ефрем Сирин. Беседы. М.: Изд-во подворья С-ТСЛ, 2003.
  8. Павел Сербский, Патриарх Сербский. Укрепляюсь только верой. Минск.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2010.
  9. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. В 3 т. Т. 1. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910.

 


 

Образованной женщине, которую поднимают на смех за то, что она ходит в церковь
Автор: святитель Николай Сербский
А ты скажи насмешникам своим (то есть, скажи, если полагаешь, что слово - более сильное лекарство для них, чем молчание), ответь им так: "Не обманывают ли меня глаза мои, если я отлично вижу, как вы каждый день молитесь и торговцам, и полицейским, и чиновникам, умоляя их то об одном, то о другом? Почему же тогда вы смеетесь надо мной, когда я молюсь вечному Творцу нашему? Не смешнее ли молиться немощным, чем Всемогущему? Не глупее ли кланяться праху, чем Дарующему жизнь"?

 


 

Женщина в семье и обществе
Автор: протоиерей Борис Балашов
О роли женщины в семье и обществе можно услышать самые разные мнения. Далеко не всегда - лестные для женщин. "Женщина, знай свое место", - слышали не раз? Так, значит, предназначение женщины - быть на кухне или в детской?

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: jula (30.07.2016)
Просмотров: 1959
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz