Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

К 400-летию окончания Смутного времени. Клинские вотчины князей Пожарских. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 25.02.2024, 01:23 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Жизнь благочиния

К 400-летию окончания Смутного времени. Клинские вотчины князей Пожарских. Часть 1

Автор: Дмитрий Рубцов

Роль Дмитрия Михайловича Пожарского в русской истории настолько значительна, что любой факт, связанный с его именем, вызывает интерес и приобретает научную ценность. Поэтому и автор этой статьи, занимаясь изучением истории клинских приходов, не смог равнодушно пройти мимо упоминания об одном из владений этого прославленного полководца и видного государственного деятеля. Одна из записей в писцовой книге Клинского уезда 1624/25 гг. сообщала о наличии земельных владений у князя Дмитрия: "За боярином за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским вотчина пустошь, что раньше сельцо Берсенено"1. Вместе с запустевшим сельцом упоминались пустоши Ульяново, Помаски, Ветчановская, Елино дворище, Мальцево, Отушево, Озерихина, Олексеевка, Макаровка, Дикушина, Опанкина, Брызгалова, Молодечиково, Евсеевка, Золино, Баздино, Попрятово. В более сохранной копии с Писцовых книг 1624/25 гг. вместо "сельцо Берсенено" читается "село Берсенево"2.

В той и другой книге глава о вотчине Пожарских стоит среди описаний участков по реке Ламе, несколько далее села Койдино (ныне Койденово), принадлежавшего Фаддею Ивановичу Плещееву, и чуть ранее сельца Грибанова, сохранившего своё название и находившегося во владении Богдана Ивановича Грибанова. Однако попытка обнаружить вдоль реки Ламы хотя бы следы какой-нибудь деревни или названия, похожего на название перечисленных в писцовой книге пустошей, не дала практически никаких результатов. Внимание привлекла лишь деревня Бренево, вокруг которой не нашлось ни одного похожего на название пустошей топонима. Зато в следующей по времени переписи 1646 года была найдена запись о том, что Клинское имение князя Пожарского перешло во владение Троице-Сергиева монастыря: "Гл. 105. Троице-Сергиева монастыря д. Владыкино, д. Захарово (3 двора)... Село Берсенево, что было за князем за Дмитрием Михайловичем ныне пустошь, д. Дикушино, д. Золино..."3.

Спустя несколько лет, когда в ходе продолжавшейся работы по составлению краткой истории клинских приходов у автора уже сложилось более ясное представление о селах, церквях и границах уезда, имя князя Пожарского возникло снова. В работе клинского краеведа В.С. Юдина, во многом посвящённой усадебным владениям, неожиданно проскочила фраза, что "старинная усадьба Золино основана в XVIII веке и связана с жизнью и деятельностью князей Пожарских"4. И хотя никаких указаний на источник сведений в книге не имеется, упоминание это интересно тем, что Золино действительно фигурировало в писцовой книге 1624/25 гг. как княжеская вотчинная пустошь. Но находилась описанная в книге В.С. Юдина усадьба не на реке Ламе, а в восьми километрах восточнее города Клина. Рядом с Золино расположилась и деревня Опрятово (Опритово), созвучная пустоши Попрятово. В этих же местах на карте, составленной по результатам Генерального межевания 1766/67 гг.5, нашлось и одноименное с другой пустошью сельцо Мальцево. А средних размеров озеро, лежащее недалеко от деревни Золино, вполне могло дать название Озериха ещё одной из окружавших это озеро пустошей.

Таким образом место расположения владения Дмитрия Михайловича Пожарского в Клинском уезде было найдено, но осталось ещё несколько нерешенных вопросов. Всё ли это владение? Куда пропало село Берсенево? Где село Берсенево располагалось конкретно? Почему оно записано среди вотчин по реке Ламе? Чтобы получить ответы на все эти возникшие вопросы, требовалось провести более полное исследование.

История села Берсенево

Более тщательный поиск показал, что Клинское имение князя Дмитрия Михайловича Пожарского уже давно привлекало внимание историков. И в довольно запутанной судьбе села Берсенево, главным образом, осталось неизвестным его место расположения. Еще С.К. Смирнов, один из первых биографов князя Дмитрия Пожарского, пишет про передачу этого села Троице-Сергиевому монастырю6. М.С. Черкасова предполагает, что это имение перешло к Д.М. Пожарскому от матери через отца по "рядной" грамоте (свадебной записи) 1571 г.7 В этом году она венчалась с князем Михаилом Фёдоровичем Пожарским и, возможно, передавала особой записью права на владение имением мужу. Мать Дмитрия Михайловича у разных историков упоминается под разными именами, что, по-видимому, связано не только с употреблением в обиходе того времени нескольких имен (имя в крещении, светское имя, имя в иночестве, имя в схиме), но и с трудностями чтения испорченных временем текстов. Скорее всего, имея в крещении имя Ефросиния, мать князя Дмитрия носила светское имя Мария, а в иночество постриглась с именем Евникия.

Мария (Ефросиния) Фёдоровна происходила из знатного рода Беклемишевых и была внучкой Ивана Никитича Берсеня Беклемишева, по прозвищу которого и получило свое название село Берсенево. Таким образом земли, полученные князем Димитрием, были частью древней вотчины Беклемишевых, находившейся к востоку от Клина. Эта вотчина зафиксирована уже в межевой грамоте 1504 г., перечисляющей владения вдоль границы Дмитровского и Клинского уездов. На тот момент они принадлежали Андрею Васильевичу Шокову8, жившему в конце XV века и принадлежавшего к фамилии Беклемишевых9.

Клинские вотчины князей Пожарских. К 400-летию окончания Смутного времени

Рис. 1

На рис. 1 примерная граница владения Андрея Васильевича Шока Беклемишева по грамоте 1504 года обведена красной пунктирной линией. Центром его владения было село Кленково, расположенное в Дмитровском уезде, а со стороны Клинского уезда упоминалась деревня Мальцево. Скорее всего, от Андрея Шокова к Ивану Никитичу Беклемишеву перешла только часть земель, находящаяся в Клинском уезде. Это могло заставить его построить свое отдельное от Кленково сельцо-усадьбу, которое получило название от прозвища своего владельца.

Иван Никитич за резкий характер имел прозвище Берсень (т.е. шиповник, крыжовник), служил думным дворянином при великом князе Василии III и был казнен за "дерзкие слова" против государя в 1525 году. После него Берсенево сначала оказалось во владении Федора Ивановича Беклемишева, а затем в качестве приданого было дано за Марией Федоровной Беклемишевой. Что же касается других земель, то село Кленково по переписи Дмитровского уезда 1627 года находилось в вотчине Никифора Михайлова сына Беклемишева, а сельцо "Микитино Ельцово тож" числилось за Федором Ильиным сыном Беклемишевым10. На рис. 1 размер общего владения Беклемишевых в начале XVI века указан приблизительно. Границы отчасти проведены по данным Межевой грамоты 1504 года11, отчасти исходя из данных Генерального межевания 1766/77 гг.12 Граница владения Берсеня Беклемишева, а затем и князя Дмитрия Пожарского, обозначена на рисунке сплошной ломаной линией, исходя из данных Генерального межевания 1766/77 гг. На том же рис. 1 в пяти километрах к западу от Берсенева обозначено село Молчаново, которое в 1634 году у дьяка Михаила Смывалова приобрел князь Пётр Пронский13. За его сына, князя Ивана Петровича Пронского, вышла замуж средняя дочь Дмитрия Михайловича Пожарского - Анастасия.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский владел Берсеневым до 1633 года. 27 декабря 1632 года умирает его сын от первой жены - Федор. И уже через две недели 10 января 1633 года он с детьми Петром и Иваном передает Троице-Сергиевому монастырю село Берсенево с деревнями и пустошами. "Се аз князь Дмитрий Михайлович Пожарский со своими детьми, со князь Петром да со князь Иваном Дмитриевичи дали есмя в дом Пречистыя Живоначальныя Троицы и великих Чудотворцев Сергия и Никона, при архимандрите Дионисии... вотчину в Клинском уезде село Берсенево с деревнями и пустошми: д. Взолино, д. Попрятово, д. Евсевьево, д. Молодняково, д. Опалкина, д. Онтушева, д. Дикушино, д. Макаровка, д. Ульяновка, а Тихонина тож, и пустошь Брызгаловка, п. Байдино, п. Елино дворще, п. Помаскино, п. Ветчанниковская, п. Мальцева, п. Осериха, п. Олексеевка со всеми угодьи с леса и с луги и с отхожими лугами и со крестьяны и с бобылями, как изстари к тому селу Берсеневу и к деревням и к пустошам куда ходила соха и коса и топор со всеми и с хлебом земляным и стоячим и молоченным"14.

Эта цитата весьма важна во многих отношениях. Во-первых, она показывает, что все упомянутые в прежних писцовых книгах пустоши и деревни составляли с Берсеневым единый земельный комплекс. То есть среди перечисленных пустошей и деревень ни одна не находилась на реке Ламе, но все находились в сравнительной близости к Берсеневу. Во-вторых, из записи видно, что менее чем за 10 лет имение сильно окрепло и было очень богатым вкладом. В нём появилось село и 9 новых деревень. Косвенно такой рост свидетельствует о тщательном попечении об этой довольно близкой к Москве вотчине, а значит, даёт основание говорить если не о проживании, то хотя бы о посещении хозяином Берсенева в период с 1624 по 1633 год. Наконец, примечателен и выбор монастыря для пожертвования. В это время во главе монастыря ещё стоял архимандрит Дионисий, который своими "окружными" грамотами побуждал князя Дмитрия Пожарского на сбор народного ополчения. А позже в критический момент осады Москвы дарами Троице-Сергиева монастыря пристыдил возроптавших на скудное содержание казаков. В том же 1633 году архимандрит Дионисий скончался и был прославлен Православной Церковью в лике святых (память преподобного Дионисия Радонежского празднуется 25 мая по новому стилю).

Спустя почти 10 лет после преставления архимандрита Дионисия, в 1642 году, умер и Дмитрий Михайлович Пожарский. Его дети вскоре после смерти отца подавали челобитную царю Михаилу Фёдоровичу, желая получить бывшие отцовские вотчины. Государь пожаловал детей старинными и выслужными вотчинами отца, а за женой его, княгиней Феодорой, оставил Ряжское и Серпейское поместья15. В числе вотчин, пожалованных детям, было и сельцо Берсенево. Однако из последующих событий явствует, что клинское имение осталось за монастырем. Не обнаружено также и документов, свидетельствующих о споре князей Петра и Ивана Пожарских за эту вотчину.

Тем не менее, в Троице-Сергиевом монастыре эти земли все-таки не остались. По прошествии ещё нескольких лет внуки Фёдора Ивановича Беклемишева выкупили своё "родовое гнездо". В отдельной статье Нижегородской ученой архивной комиссии, посвященной Клинским владениям князя Дмитрия Михайловича Пожарского, приводится цитата из приправочных книг Дмитровского уезда 1652 года: "В прошлом (несколько лет назад - Д.Р.) в 141 (1633) году боярин Дмитрий Михайлович с детьми своими тое свою вотчину село Берсенево… дал вклад к Троице (т.е. - Троице-Сергиевому монастырю - Д.Р.). И в прошлом во 159 (1651) году та Фёдора Иванова сына Беклемишева старая вотчина ис Троице-Сергиева монастыря, что было за боярином за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским дана на выкуп внучатам Фёдоровым Одинцу (Василию - Д.Р.) да Микифору, да Петру Михайловым детям Беклемишевым на ту деда их старую вотчину ис Поместного приказу по их челобитью и по помете на выписке дьяка Мартемьяна Бредихина в нынешнем 160 (1652) году"16. Последнее по времени упоминание сельца Берсенева найдено в переписных книгах 1723 г., где в качестве владельца указан стольник Василий Михайлов сын Беклемишев17. Василий Михайлович, возможно внук Василия Одинца, владел также и селом Кленковым. В 1715 г. ему было разрешено обновить в этом селе церковь18. Впоследствии имение снова разделилось, и в планах Генерального межевания Берсенево уже не упоминается, а сельцом названо Мальцево. С деревнями Золино и Опрегова [Опрятова] оно находилось во владении полковника Сергея Ивановича Бойкова и капитана Алексея Васильевича Беклемишева19.

Так как название Мальцево было связано с существовавшей уже в 1504 г. деревней, ставшей позже пустошью, то очевидно, что старый вотчинный центр Берсенево был переименован из-за близости расположения к пустоши. Наиболее вероятно, что уже в XVI веке сельцо Берсенево находилось в непосредственной близости от деревни Мальцево. Очень часто в XVII-XVIII веках двор вотчинника стоял не более чем в 100 или 200 метрах от какой-нибудь деревни, но выделялся при этом в документах отдельным поселением (сельцом).

Вид на место усадьбы со стороны пруда

Вид на место усадьбы со стороны пруда

Последняя усадьба стояла на живописной возвышенности возле двух искусственных прудов. В 15 минутах ходьбы от нее находилось село Кленково с церковью и древним кладбищем, в 5 минутах ходьбы располагалось озеро.

Место было выбрано красивое и удобное, а потому, скорее всего, владельцами не менялось. Но при перестройке или, что более вероятно, при расширении площадей усадьбы, устройстве прудов и парка, могли быть захвачены и земли пустоши Мальцевой, что и привело к смене названия. На современной карте уже нет сельца Мальцева, а на местности уже снесены остатки усадьбы вблизи деревни Золино. Сохранился лишь заброшенный парк XIX века.

Остатки старого парка

Остатки старого парка

И теперь, прогуливаясь по заброшенному парку, невольно ловишь себя на мысли, что по этим же тропинкам когда-то ходил один из тех людей, которые своим подвигом дали "второе дыхание" Московскому государству.

Ещё один вопрос, который невозможно обойти в истории села Берсенева, связан с рождением Дмитрия Михайловича Пожарского. По мнению некоторых современных исследователей, Берсенево является наиболее вероятным местом его рождения20. Это мнение не подкреплено документально, но имеет в свою пользу несколько аргументов. Основное соображение, приводимое в вышеуказанных статьях, связано с тем, что суздальские земли Пожарских, в том числе село Мугреево, были конфискованы в пользу опричников. Пожарские были сосланы в Нижегородский уезд, где у них было имение в Жарской волости в селе Юрино21. То есть из владений в центральных областях у князя Михаила Фёдоровича, отца Дмитрия Михайловича, оставалось лишь имение, полученное за его невестой Марией Беклемишевой. Но даже в случае справедливости рассуждений князь Дмитрий мог родиться как в нижегородских вотчинах, так и в клинских. То есть однозначного решения в этом вопросе пока нет. В пользу села Берсенева можно дополнительно высказать то соображение, что клинское имение было древним родовым владением по линии матери, где находиться ей было наиболее привычно. А при рождении ребенка вполне естественным было бы обеспечить матери спокойную и знакомую обстановку. Причём за пять лет до рождения князя Дмитрия, в 1573 г., его дед князь Фёдор Иванович Немой вместе с сыном Михаилом дал вклад в Троице-Сергиев монастырь "по себе, да по Фёдоре Берсеневе и по своих родителях вотчину свою Юрьевского уезда сельцо Калман со всеми угодьями"22. Такое пожертвование выглядело бы странным, если бы Пожарские в это время проживали в Нижнем Новгороде, а не в ближайшем к Троицкому монастырю поместьи под Клином или хотя бы Москве.

К сожалению, не все исторические вопросы решаются с бесспорной ясностью, и возможно, место рождения князя Дмитрия Пожарского так и останется неизвестным.

Храм в Кленково

Храм в Кленково

Но если все же предположить, что князь Дмитрий действительно родился в Берсенево, то его биография приобретает ещё одну знаменательную черту: крестить будущего полководца должны были в селе Кленково в храме, посвященном Собору Архистратига Михаила23.

Окончание статьи

Примечания:
1 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д. 190, 1624-1625 гг. Лл. 303, 303об. Подлинная писцовая книга Клинского уезда (Черной Ямской Слободы и поместных и вотчинных земель в той же Слободе и волостях: селе Новом и Сологинской) письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячаго Григория Софонова.
2 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д. 15626, 1624-1625 гг. Л. 523. Писцовая книга Клинского уезда, письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячаго Григория Софонова (копия).
3 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д. 15627, 1646 г. Л. 117. Подлинная переписная книга дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черно-ямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова.
4 Юдин В.С. Край наш Клинский. Клин ,1999. С. 102.
5 Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. М., 2004 (карта).
6 Смирнов С.К. Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарского. М. 1852. С.130.
7 Черкасова М.С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVII века. Диссертация на соискание научной степени доктора исторических наук. Вологда, 2001. По сайту: http://www.booksite.ru/fulltext/che/rca/so/va/.
8 Собрание государственных грамот и договоров (далее - СГГиД). Ч. IV. М., 1813 г. С. 377.
9 Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М. , 1974. С.37.
10 Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии / Сост. В.И. Холмогоров, Г.И. Холмогоров. Том 11. М., 1913. С. 256-257.
11 СГГиД. Ч. IV. С.377.
12 Кусов В.С. Указ. соч. (карта).
13 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 15630. 1623-1671 гг. Лл. 109-111. Отказная книга Клинского уезда.
14 Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства. СПб. 1838 г. №119. С.149.
15 Труды Нижегородской ученой архивной комиссии. Т VII. Нижний Новгород, 1909. С. 67.
16 Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Т 3. Нижний Новгород, 1898. С. 55-57.
17 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1371. Л. 401. Переписные книги Клинского уезда 1723-1724 гг.
18 Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии … Т.11. С. 160-161.
19 Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т. 1. М., 2004. С. 285.
20 См. например: http://ru.wikipedia.org; http://www.bankgorodov.ru/fame/index.php?fid=464.
21 http://ru.wikipedia.org
22 Савелов Л.М. Князья Пожарские. М. 1906. С. 18.
23 Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии… Т. 11. С. 160-161.

Дмитрий Алексеевич Рубцов, краевед
(д. Аксеново Клинского района)

Фото: Дмитрий Рубцов

Чтобы понимать настоящее, надо хорошо знать прошлоеЧтобы понимать настоящее, надо хорошо знать прошлое
Автор: Елена Кислова
В издательстве "Христианская жизнь" вышла книга "Клинский уезд по документам XV-XVIII веков". В предисловии автор так объясняет причины, побудившие его взяться за работу: "Во времена трудные в экономическом, психологическом и духовном плане нет ничего более естественного, чем обратить свой взор в прошлое для поиска того источника, из которого черпали энергию, разум и терпение предшествующие поколения... Хочется яснее почувствовать ту атмосферу, в которой жили наши предки, не на основе различных исторических трактовок, часто дающих диаметрально противоположные оценки одних и тех же событий, а на основе строгих фактических данных. Ведь именно такие "сухие" статистические показатели как прирост населения, средняя плотность храмов, количество людей, приходящихся на одного священника, составляют основу для понимания глобальных процессов, характеризующих ту или иную эпоху. Именно это стремление "соприкоснуться" с прошедшим на основе бесспорного фактического материала определило ход и задачи исследования".
Интересно, что историю Клинского края на протяжении десяти лет собирал и изучал москвич - Дмитрий Алексеевич Рубцов



Клинские храмы: взгляд в глубину вековКлинские храмы: взгляд в глубину веков
Авторы: Ю. П. Большаков, Н. А. Большакова
До революции в Клинском уезде было 68 приходов. Центр благочиния находился в Троицком соборе. А до того, как собор появился, эту роль выполняла Успенская церковь, что на ул. Папивина. Она являлась главным храмом Успенского монастыря - древнейшего очага нашей культуры. Не случайно и улица, и переулок на бывшей его территории называются Школьными: именно здесь, при монастыре, появилась в Клину первая школа - церковно-приходская, первая богадельня и больница




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: Pravklin (28.03.2013) | Автор: Дмитрий Рубцов
Просмотров: 6909
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика