Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О богаче и Лазаре
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 16.12.2019, 16:24 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

 
Главная » Статьи » Духовное просвещение

О богаче и Лазаре

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Лк. 16, 19-31

Вглядываясь в далекое прошлое и сравнивая, какие ценности считали главными люди древнего мира и каковы они в наше время, мы находим очень много общего.

Верующий человек времен Христа, посещавший иерусалимский храм, выполнявший религиозные обряды и все предписания Ветхого Завета, все это считал сутью своей веры. Подобная ситуация возможна и в наши дни: многие ошибочно полагают, что смысл Православия в том, чтобы одеть крестик на шею, сходить в церковь – подать записки, воды Крещенской набрать или куличи на Пасху освятить, на крестинах поприсутствовать и покойника отпеть. И этого, по их мнению, достаточно! Такие люди считают, что эти внешние проявления благочестия послужат их земному благополучию, и, выполнив все это, они будут хорошо, сыто и спокойно жить на земле. Они не ищут вечной жизни, не думают о том, как сродниться с Богом и обрести Его любовь; все их мысли и молитвы сосредоточены на радостях земной жизни и решении насущных проблем. Но Иисус Христос говорит нам, что это ошибка, причем трагическая, и приводит соответствующий пример. Конечно, этот пример вымышленный – это образ, притча, которая приводится для того, чтобы приоткрыть нам тайну Божиего мира.

Христос говорит о человеке, который с позиции евреев того времени был хорошим и благочестивым, поскольку он был богат (иудеи верили, что земное благополучие Бог дарует за особое благочестие). Этот богач из притчи жил в роскоши, пировал и собирал на эти обеды гостей, радовался жизни, которая была для него сплошным праздником. В притче не сказано, что он нажил богатство нечестным путем, поэтому не сразу понятно, в чем вообще проблема. Разве плохо быть богатым и счастливым, не это ли идеал человеческой жизни? Иисус Христос говорит: нет, дело не только во внешних условиях.

Попробуем разобраться. Вопрос веры касается, в первую очередь, души человека, и все внешнее без внутреннего просто не имеет смысла. Недавно я разговаривал с мужчиной, у которого возникли большие семейные проблемы. Он съездил в Дивеево, по канавке прошел несколько раз и считал после этого, что сделал достаточно, но в его жизни почему-то все осталось по-прежнему. Да, внешне он исполнил ритуал, но внутри-то, в его сердце, ничего не изменилось, любви там не прибавилось! Если ты не считаешь любовь благом, ближних не прощаешь – в тебе нет плодов веры! Да ты, по сути, к ней и не стремишься. Поэтому неудивительно, что в нашей жизни происходят разные неприятные вещи. Это не Бог нас наказывает – мы сами закрываем перед Ним дверь своего сердца!

У богача из притчи все в жизни было хорошо, если бы не одно обстоятельство. У порога его дома лежал нищий – Лазарь: грязный, оборванный, больной, и весь вид его вызывал отвращение. Он валялся там вместе с собаками, даже встать не мог. Когда готовили угощение для гостей, оставшуюся еду отдавали слугам, те выносили объедки псам, кормить которых было куда приятнее, чем больного нищего. Собака умеет быть благодарной – служит, хвостом виляет при виде еды...

По иудейским представлениям Лазарь был грешник, ведь если Бог допустил, что этот человек оказался в такой нищете и немощи, никому не нужным, значит, это Он наказал его (так считали и считают недалекие люди во все времена). Но это не так, жизненные кресты у людей разные, и задача человека видеть не только то, что у него перед носом, но и уметь заглядывать в будущее.

К примеру, умные дети в школьные годы не только развлекаются, но и учатся (а в наше время книги читать не модно, вот в телефоне сидеть – другое дело). Потом они поступают в хороший институт, получают нужную специальность, работают, создают и обеспечивают семью, и жить им интересно. А те, кто не смотрят вперед, видят только то, что можно достать руками, поэтому их перспективы не так радужны.

Еще один пример, правда, из мира животных. Этим летом я наблюдал в зоопарке, как верблюд, которому кидают морковки, с удовольствием берет те из них, до которых легко дотянуться, но если за морковкой нужно подняться, он ее игнорирует. Так и мы часто поступаем, когда нужно приложить усилия, чтобы сделать что-то полезное, и в этом смысле мы очень похожи на богача из притчи.

Совсем другое дело – Лазарь. Оказавшись в ситуации, в которой в принципе не было никаких перспектив, он не сыпал проклятьями в сторону богача и даже на собак не сердился, когда они у него из-под носа еду таскали. Этот человек нашел в себе силы без озлобления нести свой крест и самоубийством жизнь не закончил, хотя, конечно, ему было очень тяжело.

Но как ни устраивай свою жизнь здесь, звоночек прозвенит всегда. Прозвенел он и для богача, и для Лазаря. Когда умер богач – понятно, были организованы пышные похороны, шикарные поминки; прекрасные речи и печальные песни надолго остались у всех в памяти. А Лазарь ушел из жизни незаметно: где-то его кое-как похоронили – не оставлять же на улице мертвое тело.

Но это не конец истории их жизней, ведь человек, даже если захочет совсем исчезнуть со смертью своего тела, не сможет это сделать: у нас иная природа. С телом можно сделать все, что угодно, а душа неуничтожима! Когда богач попал в иной мир, оказалось, что там все устроено иначе. Он, всегда выполнявший все религиозные предписания и считавшийся эталоном благочестия, оказался в аду, теперь ему было страшно, плохо, но он был уже никому не нужен. Душа его оказалась во мраке безысходности, и это была катастрофа, потому что он понимал, что это навсегда.

И вдруг Господь дал ему увидеть то, что видеть ему было невозможно. Где-то в совсем другом мире он увидел того нищего, Лазаря (он даже имя его вспомнил), который теперь находился вместе с Авраамом – великим предком – и радовался, что там пребывает. «Но как это возможно? Этот бедняк, который валялся у моих дверей, сейчас – там, а как же я? Почему я оказался здесь?» – подумал богач.  И он взывает: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но ответил Авраам: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (см. Лк. 16, 24-26).

Иными словами, Бог при жизни дал тебе все, к чему ты стремился, ты распорядился этим, как считал нужным, – и вот результат! Не в том твой грех, что ты много имел, а в том, что использовал это неразумно, только для себя. Ты отвернулся от ближнего своего, единоверца, который был в беде. Ты сделал свой выбор, и теперь уже поздно что-то менять.

Вспомнил тогда богач, что у него пять братьев остались, которые так же живут, и взмолился: прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк. 16, 27-28). «А зачем посылать Лазаря?  – последовал ответ, – Бог через пророков все сказал, люди в книгах это записали, читайте, там все понятно, это же Божии слова!» Для нас можно сказать несколько иначе: «Слова Христа апостолы и святые записали, а Евангелие в церковной лавке, если денег нет, тебе и даром дадут – это абсолютно доступная вещь. Более того, есть радио- и телепередачи, в которых его читают и объясняют. Приложите хоть какие-то усилия, чтобы услышать Слово Божие!

Допустим, пришлет Бог Лазаря к братьям, и явится им воскресший покойник: «Вот, здрасьте, меня брат усопший к вам послал…» Да они же не к вере – скорее, к врачу обратятся, а если будет каждый день ходить – часы по нему сверять станут и, конечно же, найдут научное объяснение этому явлению. Казалось бы, мы стремимся к чуду, ищем его, но это самообман, очередная психологическая ловушка, в которую попадается тот, кто ничего не хочет делать.

История показывает, что чудеса не всегда обращают к Богу. Помните, что решили еврейские начальники, когда Иисус Христос воскресил Своего друга – Лазаря? Убить и Христа, и Лазаря, чтобы свидетельств о всемогуществе Иисуса не было. А когда Сам Христос Воскрес, что произошло? Воины бежали с поста, то есть совершили преступление, которое по римским законам каралось смертной казнью, а еврейские начальники заплатили им, чтобы те молчали о случившемся. И денег хватило на всех – суду, секретарям, чтобы закрыть эту тему. «Воскрес? Значит, Он, все-таки, Мессия... Да какое нам до Него дело, лишь бы не мешал!»

История все время повторяется. Понятно, что если человек уподобляет себя какому-нибудь борову, для которого корыто еды и теплая лужа – предел мечтаний, это многое в жизни упрощает. И хотя мы знаем, как заканчивает жизнь домашняя скотина, выбор каждый делает сам. Человек должен сам определить, что для него главное:  земное – то, что находится в холодильнике, гардеробе, гараже, – или все-таки есть еще что-то в этой жизни? Да, не грех много иметь, но если Бог нам все это дает, Он и спросит с нас впоследствии, как мы этим богатством распорядились. Не забывали ли мы о помощи ближним – тем, кого Бог поставил на нашем жизненном пути (вспомним притчу о милосердном самарянине), чтобы мы научились главному – любить и жить по-Божьи?

А если кому-то не хочется так жить? Приведу простой пример: когда человек знает, что ему предстоит работать в море, на корабле, а он не умеет плавать, то он понимает, что если случится кораблекрушение, он сразу утонет. Но он же понимал, что нужно учиться плавать? Да, но было лень. Значит, поставят ему памятник: «Здесь был Вася» – и все...

Так и всем нам просто жизненно необходимо учиться жить в мире Божьем уже сейчас. Поскольку, если мы к этому окажемся неспособны, то будем ни на что не годны, и Господь просто выбросит нас в геенну огненную (Мф. 5, 22), во тьму кромешную (Мф. 8, 12) как ненужный мусор. Только мусор можно сжечь, а душа так и будет гореть, не сгорая, огнем внутренним. И это страшно: не просто разочарование, а боль и мука – напрасно прожитая жизнь. Когда ты все имел, но остался ни с чем и никому не нужен, и конца этим страданиям нет. Жалко? Да! Вывод какой? Думай, для чего и как живешь. Аминь.   

 


 

О Сеятеле

Воскрешение сына наинской вдовы

О любви

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (25.11.2019)
Просмотров: 112
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика