Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О богаче и Лазаре
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 24.04.2024, 09:57 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

О богаче и Лазаре

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Лк. 16, 19-31

Вглядываясь в далекое прошлое и сравнивая, какие ценности считали главными люди древнего мира и каковы они в наше время, мы находим очень много общего.

Верующий человек времен Христа, посещавший иерусалимский храм, выполнявший религиозные обряды и все предписания Ветхого Завета, все это считал сутью своей веры. Подобная ситуация возможна и в наши дни: многие ошибочно полагают, что смысл Православия в том, чтобы одеть крестик на шею, сходить в церковь – подать записки, воды Крещенской набрать или куличи на Пасху освятить, на крестинах поприсутствовать и покойника отпеть. И этого, по их мнению, достаточно! Такие люди считают, что эти внешние проявления благочестия послужат их земному благополучию, и, выполнив все это, они будут хорошо, сыто и спокойно жить на земле. Они не ищут вечной жизни, не думают о том, как сродниться с Богом и обрести Его любовь; все их мысли и молитвы сосредоточены на радостях земной жизни и решении насущных проблем. Но Иисус Христос говорит нам, что это ошибка, причем трагическая, и приводит соответствующий пример. Конечно, этот пример вымышленный – это образ, притча, которая приводится для того, чтобы приоткрыть нам тайну Божиего мира.

Христос говорит о человеке, который с позиции евреев того времени был хорошим и благочестивым, поскольку он был богат (иудеи верили, что земное благополучие Бог дарует за особое благочестие). Этот богач из притчи жил в роскоши, пировал и собирал на эти обеды гостей, радовался жизни, которая была для него сплошным праздником. В притче не сказано, что он нажил богатство нечестным путем, поэтому не сразу понятно, в чем вообще проблема. Разве плохо быть богатым и счастливым, не это ли идеал человеческой жизни? Иисус Христос говорит: нет, дело не только во внешних условиях.

Попробуем разобраться. Вопрос веры касается, в первую очередь, души человека, и все внешнее без внутреннего просто не имеет смысла. Недавно я разговаривал с мужчиной, у которого возникли большие семейные проблемы. Он съездил в Дивеево, по канавке прошел несколько раз и считал после этого, что сделал достаточно, но в его жизни почему-то все осталось по-прежнему. Да, внешне он исполнил ритуал, но внутри-то, в его сердце, ничего не изменилось, любви там не прибавилось! Если ты не считаешь любовь благом, ближних не прощаешь – в тебе нет плодов веры! Да ты, по сути, к ней и не стремишься. Поэтому неудивительно, что в нашей жизни происходят разные неприятные вещи. Это не Бог нас наказывает – мы сами закрываем перед Ним дверь своего сердца!

У богача из притчи все в жизни было хорошо, если бы не одно обстоятельство. У порога его дома лежал нищий – Лазарь: грязный, оборванный, больной, и весь вид его вызывал отвращение. Он валялся там вместе с собаками, даже встать не мог. Когда готовили угощение для гостей, оставшуюся еду отдавали слугам, те выносили объедки псам, кормить которых было куда приятнее, чем больного нищего. Собака умеет быть благодарной – служит, хвостом виляет при виде еды...

По иудейским представлениям Лазарь был грешник, ведь если Бог допустил, что этот человек оказался в такой нищете и немощи, никому не нужным, значит, это Он наказал его (так считали и считают недалекие люди во все времена). Но это не так, жизненные кресты у людей разные, и задача человека видеть не только то, что у него перед носом, но и уметь заглядывать в будущее.

К примеру, умные дети в школьные годы не только развлекаются, но и учатся (а в наше время книги читать не модно, вот в телефоне сидеть – другое дело). Потом они поступают в хороший институт, получают нужную специальность, работают, создают и обеспечивают семью, и жить им интересно. А те, кто не смотрят вперед, видят только то, что можно достать руками, поэтому их перспективы не так радужны.

Еще один пример, правда, из мира животных. Этим летом я наблюдал в зоопарке, как верблюд, которому кидают морковки, с удовольствием берет те из них, до которых легко дотянуться, но если за морковкой нужно подняться, он ее игнорирует. Так и мы часто поступаем, когда нужно приложить усилия, чтобы сделать что-то полезное, и в этом смысле мы очень похожи на богача из притчи.

Совсем другое дело – Лазарь. Оказавшись в ситуации, в которой в принципе не было никаких перспектив, он не сыпал проклятьями в сторону богача и даже на собак не сердился, когда они у него из-под носа еду таскали. Этот человек нашел в себе силы без озлобления нести свой крест и самоубийством жизнь не закончил, хотя, конечно, ему было очень тяжело.

Но как ни устраивай свою жизнь здесь, звоночек прозвенит всегда. Прозвенел он и для богача, и для Лазаря. Когда умер богач – понятно, были организованы пышные похороны, шикарные поминки; прекрасные речи и печальные песни надолго остались у всех в памяти. А Лазарь ушел из жизни незаметно: где-то его кое-как похоронили – не оставлять же на улице мертвое тело.

Но это не конец истории их жизней, ведь человек, даже если захочет совсем исчезнуть со смертью своего тела, не сможет это сделать: у нас иная природа. С телом можно сделать все, что угодно, а душа неуничтожима! Когда богач попал в иной мир, оказалось, что там все устроено иначе. Он, всегда выполнявший все религиозные предписания и считавшийся эталоном благочестия, оказался в аду, теперь ему было страшно, плохо, но он был уже никому не нужен. Душа его оказалась во мраке безысходности, и это была катастрофа, потому что он понимал, что это навсегда.

И вдруг Господь дал ему увидеть то, что видеть ему было невозможно. Где-то в совсем другом мире он увидел того нищего, Лазаря (он даже имя его вспомнил), который теперь находился вместе с Авраамом – великим предком – и радовался, что там пребывает. «Но как это возможно? Этот бедняк, который валялся у моих дверей, сейчас – там, а как же я? Почему я оказался здесь?» – подумал богач.  И он взывает: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но ответил Авраам: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (см. Лк. 16, 24-26).

Иными словами, Бог при жизни дал тебе все, к чему ты стремился, ты распорядился этим, как считал нужным, – и вот результат! Не в том твой грех, что ты много имел, а в том, что использовал это неразумно, только для себя. Ты отвернулся от ближнего своего, единоверца, который был в беде. Ты сделал свой выбор, и теперь уже поздно что-то менять.

Вспомнил тогда богач, что у него пять братьев остались, которые так же живут, и взмолился: прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк. 16, 27-28). «А зачем посылать Лазаря?  – последовал ответ, – Бог через пророков все сказал, люди в книгах это записали, читайте, там все понятно, это же Божии слова!» Для нас можно сказать несколько иначе: «Слова Христа апостолы и святые записали, а Евангелие в церковной лавке, если денег нет, тебе и даром дадут – это абсолютно доступная вещь. Более того, есть радио- и телепередачи, в которых его читают и объясняют. Приложите хоть какие-то усилия, чтобы услышать Слово Божие!

Допустим, пришлет Бог Лазаря к братьям, и явится им воскресший покойник: «Вот, здрасьте, меня брат усопший к вам послал…» Да они же не к вере – скорее, к врачу обратятся, а если будет каждый день ходить – часы по нему сверять станут и, конечно же, найдут научное объяснение этому явлению. Казалось бы, мы стремимся к чуду, ищем его, но это самообман, очередная психологическая ловушка, в которую попадается тот, кто ничего не хочет делать.

История показывает, что чудеса не всегда обращают к Богу. Помните, что решили еврейские начальники, когда Иисус Христос воскресил Своего друга – Лазаря? Убить и Христа, и Лазаря, чтобы свидетельств о всемогуществе Иисуса не было. А когда Сам Христос Воскрес, что произошло? Воины бежали с поста, то есть совершили преступление, которое по римским законам каралось смертной казнью, а еврейские начальники заплатили им, чтобы те молчали о случившемся. И денег хватило на всех – суду, секретарям, чтобы закрыть эту тему. «Воскрес? Значит, Он, все-таки, Мессия... Да какое нам до Него дело, лишь бы не мешал!»

История все время повторяется. Понятно, что если человек уподобляет себя какому-нибудь борову, для которого корыто еды и теплая лужа – предел мечтаний, это многое в жизни упрощает. И хотя мы знаем, как заканчивает жизнь домашняя скотина, выбор каждый делает сам. Человек должен сам определить, что для него главное:  земное – то, что находится в холодильнике, гардеробе, гараже, – или все-таки есть еще что-то в этой жизни? Да, не грех много иметь, но если Бог нам все это дает, Он и спросит с нас впоследствии, как мы этим богатством распорядились. Не забывали ли мы о помощи ближним – тем, кого Бог поставил на нашем жизненном пути (вспомним притчу о милосердном самарянине), чтобы мы научились главному – любить и жить по-Божьи?

А если кому-то не хочется так жить? Приведу простой пример: когда человек знает, что ему предстоит работать в море, на корабле, а он не умеет плавать, то он понимает, что если случится кораблекрушение, он сразу утонет. Но он же понимал, что нужно учиться плавать? Да, но было лень. Значит, поставят ему памятник: «Здесь был Вася» – и все...

Так и всем нам просто жизненно необходимо учиться жить в мире Божьем уже сейчас. Поскольку, если мы к этому окажемся неспособны, то будем ни на что не годны, и Господь просто выбросит нас в геенну огненную (Мф. 5, 22), во тьму кромешную (Мф. 8, 12) как ненужный мусор. Только мусор можно сжечь, а душа так и будет гореть, не сгорая, огнем внутренним. И это страшно: не просто разочарование, а боль и мука – напрасно прожитая жизнь. Когда ты все имел, но остался ни с чем и никому не нужен, и конца этим страданиям нет. Жалко? Да! Вывод какой? Думай, для чего и как живешь. Аминь.   

 


 

О Сеятеле

Воскрешение сына наинской вдовы

О любви

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (25.11.2019)
Просмотров: 900
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика