Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О прощении
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 21.09.2019, 23:05 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Духовное просвещение

О прощении

Автор: протоиерей Борис Балашов

В  Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Мф. 18, 23-35

 

В этом отрывке Евангелия от Матфея говорится о том, что человек должен всеми силами стремиться прощать своих ближних. Христос сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), и это значит, что именно в нас, в нашей душе, в нашем сердце должен пребывать Господь. Дверь нашего сердца должна быть распахнута для Него, а она открывается только изнутри. И чтобы Господь мог войти, там должно быть место для Него, – поэтому необходимо разгрести весь мусор, который там накоплен, если мы туда зовем Бога.

Злопамятство, или, как сейчас чаще говорят, злопамятность, тяжким грузом лежит в душе и препятствует тому, чтобы Бог был с нами, а мы  – с Богом. Спаситель обращается к нам с притчей, в которой образно показывает, что происходит, когда мы не прощаем других.

Иисус Христос использует пример восточного царя, у которого один из подданных оказался растратчиком. Он должен огромную сумму денег и не в состоянии ее вернуть. В Евангелии приводятся конкретные цифры: этот раб должен был царю 10 000 талантов. 1 талант (денежная единица) – это 26 кг серебра, а 10 000 талантов – это уже 260 тонн (примерно 3-4 товарных вагона) серебра, то есть сумма, которую невозможно заработать за всю жизнь. Поэтому, по законам того времени, надлежало продать в рабство этого подданного, его жену, детей, распродать все имущество – дом и скотину, чтобы хоть как-то возместить ущерб господину. Понятно, что это катастрофа, последняя точка в жизни его семьи, поэтому должник на коленях умолял царя потерпеть и простить ему этот огромный долг. Царь смилостивился, и прощеный человек побежал домой довольный и счастливый. Но он вдруг вспомнил, что некто должен денег ему самому, и решил пойти к нему, чтобы вернуть этот долг – 100 динариев. У этого должника денег тоже не оказалось, и тогда, разгневанный, этот человек потащил его в тюрьму, чтобы его кинули в яму, пока не вернет деньги.

Для сравнения: динарий – это размер дневного заработка рабочего при прожиточном минимуме 10 динариев в месяц на человека. Поэтому 100 динариев – это приблизительно трехмесячная зарплата рабочего: сумма приличная, но несоизмеримая с той, которую царь только что простил ему самому.

Узнав о жестоком поступке данного человека, его товарищи пошли и рассказали об этом царю. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 32-34).

Когда речь идет о царе и его подданных, все вроде бы понятно, но откуда берется такая огромная сумма денег, и какое отношение это может иметь к нам с вами? Речь здесь идет не только и не столько о деньгах, сколько о человеческих отношениях: кто-то меня обидел, кто-то не воздал должное, сделал плохо моей семье, нанес какой-то иной ущерб… Ничто из того, что мы имеем, никакие ценности, не стоят такой громадной суммы денег. Кроме одного – нашей жизни, которую нам дал Бог и которую часто мы непутево проводили и проводим, растрачивая бездумно свои силы и время. Известно жуткое выражение: «прожигать время». Ты лучше деньги сожги, их снова можно заработать, а утраченное время вернуть невозможно – это разовый дар от Бога, который не повторяется!

Если человек вдумчиво относится к себе, видит свои грехи и действительно хочет исправить все то, что он сделал в жизни плохого, – он на правильном пути, потому что одни только «охи-вздохи» – это еще не покаяние. Когда алкоголик в очередной раз бьет себя кулаком в грудь и клянется, что с этой минуты больше спиртного в рот не возьмет, а вечером валяется пьяный – это покаяние? Нет, это только иллюзия. Покаяние связано с деятельным стремлением исправить свою жизнь, и Господь принимает такого человека, как принял разбойника, покаявшегося на кресте.

В евангельском повествовании мы видим, как Христос прощал, говоря согрешившему человеку: Иди, но впредь не греши (Ин. 8, 11). Не в том, конечно, смысле, что с этого дня человек будет жить идеально – свято и безгрешно, это невозможно. Но грех греху рознь, важно наше стремление себя изменить. Господь прощает раскаявшегося человека, каким бы «грязным» он ни был, но если сам человек прощать не научился и не хочет этого делать, такого покаяния Господь не примет. Более того, Он уничтожит даже то, что было прощено раньше, и человек останется ни с чем.

Нужно понимать, что если ты не можешь простить кого-то, это твой грех. Да, бывает очень трудно прощать, особенно если обидчик не раскаялся и не извинился. Да, это, конечно, очень плохо с его стороны, но если я держу зло в своем сердце – это плохо уже с моей стороны: это я не даю Богу войти в мою душу.

Незадолго до того, как Христос рассказал эту притчу о должнике, апостол Петр спрашивал Его, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф.18, 21-22), – то есть, бесконечно.

Прощать бесконечно – разве это правильно? Но мы-то сами просим Господа о прощении постоянно! Есть ли среди нас хоть один человек, который может хотя бы день не согрешать? Ни одного нет. Если не сделаем ничего плохого, так словом согрешим, а если не наговорим злого, так подумаем. А в душе своей сколько дурного держим против ближних… Фактически мы постоянно нуждаемся в прощении и ждем милости от Бога. И если мы хотим, чтобы Господь нас прощал, мы должны спросить себя: «А как же я сам? Прощаю? Простил? Способен я это сделать? Смог в своем сердце место для Бога расчистить, не держать зла на других, откинуть всякого рода месть?»

Когда мы оказываемся на это способны, Господь идет к нам навстречу и будет пребывать с нами, в нашем сердце, будет действовать в нашей жизни и укреплять своей благодатью. Здесь действует известный принцип, высказанный в молитве «Отче наш»: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф.6, 12), – то есть мы просим Бога прощать нас в той мере, в которой сами способны это сделать, но может быть верным и обратное, – и это наш выбор.

Когда человек вновь согрешает, возникает вопрос: «Что же, снова идти у Бога прощения просить? А простит ли Он?  И что сделать для того, чтобы получить это прощение?» Ответ прост: нужно искренне примириться со всеми и уже после этого с чистым сердцем просить Бога простить и тебя. «Я оставил другим их грехи, Господи, прости и ты меня», – и теперь уже может получиться серьезный разговор с Творцом. Трудно это? Да, нелегко, но гораздо труднее остаться в своем «болоте» – без Божией любви, в одиночестве и пустоте, не только в этой жизни, но и в Вечности. Аминь.

 


Все возможно верующему!

«Маловерный! Зачем ты усомнился?»

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (12.09.2019)
Просмотров: 64
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика