Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О Вселенской Церкви
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 25.04.2024, 20:51 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

О Вселенской Церкви

Автор-составитель: епископ Гурий (Егоров) (†1965)

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (издание Московской Патриархии, 1947 год).


Фото: patriarchia.ru

Пребывание в Церкви не в том состоит, что человек, вступая в Церковь, механически или юридически причис­ляется к лику спасаемых, а в том, что он в Церкви приобщается к той Христовой жизни, которою живет вся Церковь. Особенно жизненно проявляется церков­ное общение, когда люди вместе приступают к Св. Тай­нам; тогда начинается духовное единство людей, они становятся, действительно, членами Тела Христова. Спа­сение человека в Церкви перестает быть лишь его лич­ным делом, совершаемым его личными силами в оди­ночку и для него одного, а становится частью общего дела и совершается совместно всею Церковью.

Члены церковного тела соединены между собою не только тем, что все они веруют в одного и того же Иису­са Христа и что каждый из них через веру мистически соединен со Христом. Члены церковного тела имеют между собою общение жизни, составляют единый живой союз, непосредственно касаясь друг друга и каждый принося свой вклад в дело общего спасения. Живя в Церкви, православный постоянно сознает себя в живом общении со всеми ее членами – земными и небесными. И та, и другая половины Церкви живут одной жизнью, совместно совершают свое спасение.

Естественно, православный не может признать Все­ленскую Церковь лишь отвлеченной «совокупностью ве­рующих», к которой можно принадлежать лишь мыслен­но; православный не может согласиться и с тем, что зем­ная половина Церкви, разбитая и разрозненная, факти­чески прекратила существование, потеряв свою органи­зацию, превратившись в тень прошлого.

Веруя, что Христос обещал Своей Церкви дар неразрушимости, неодолимости вратами ада, мы, православные, усвояем этот дар не одной только Церкви небесной, которая, в сущности, и не доступна никаким нападениям врага; мы относим это обещание Христово прежде все­го к Церкви в ее земном проявлении. Мы веруем, что единая, святая, соборная и апостольская Церковь Никео-Цареградского символа и в настоящее время существует на земле не только невидимо, «внутри различных частных церквей», но и видимо; что она и теперь имеет «единую церковную организацию», что, другими слова­ми, в каждый данный момент Вселенская Церковь огра­ничивается известным числом наличных поместных церквей.

Далее, не может быть и речи о разделении Церкви (единое живое тело не может быть разделено, не пере­ставая жить). Можно говорить лишь об отпадении неко­торых зараженных членов от тела Церкви; для отпадших это означает духовную смерть. Так постепенно от­падали от Церкви различные еретические общества, – некоторые из них были велики и количеством членов и географическим распространением, например, несторианство и монофизитство. Однако и после отпадения этих могучих и внешне цветущих ветвей Церковь продолжа­ла быть Вселенской, единой, кафолической, собирая все­ленские соборы и вообще пользуясь всеми правами и полномочиями Вселенской Церкви.

То же самое произошло и при распадении христиан­ства на две половины: восточную и западную. Церковь не разделилась и не исчезла, а осталась все той же Вселенской Церковью, только от нее отделилась, отпа­ла ветвь.

Существо дела не меняется, если полагать, что причи­ной разделения на этот раз была не ересь: все же отпа­дение от церковного общения совершилось.

Какая же из половин христианства отпала от Церк­ви? Старокатолики согласятся, что в дальнейшем, после разделения западная сторона христианства подверглась омирщению в жизни и устройстве: жизнь ее была, в сущности, развитием мирского явления, папства. Иначе говоря, эта половина отошла в сторону от истины. На Востоке же в это время не было в поместных церквах уклонения от вселенской истины.

Вселенскую Церковь, следовательно, нужно искать на Востоке, именно в составе наличных поместных церквей. Православных или правоверующих церквей (помест­ных) может быть и несколько; но подлинная Христова, или Вселенская, Церковь всегда должна быть одна. Наша восточная Церковь, действительно, и сознает себя Все­ленской Церковью и весьма ясно претендует на имя святой, соборной и апостольской.

Правда, в литературе, особенно в русской, а иногда и в гражданских постановлениях петербургского пери­ода проскальзывала тенденция представить православие только одним из трех вероисповеданий, наряду с римско-католичеством и протестантством; но сама Церковь этой тенденции не разделяет, ясно ограничивая все инославие, как не Церковь, от себя, как Церкви. Это ясно выражено в наших катехизисах, в наших богослужеб­ных книгах, например в чине православия, в чине при­соединения инославных.

Сознавая себя Вселенской Церковью, наша восточ­ная Церковь считает и латинство находящимся вне цер­ковной ограды: оно отпало от Церкви со времени так называемого разделения Церквей.

Римская Церковь приписывает себе свойства Церкви Вселенской прямо догматически, рассматривая весь мир как свою расширенную епархию; для нее нет Церкви, если нет Рима. Восточная же Церковь утверж­дает только исторический факт сохранения Вселенской Церкви на Востоке. Она не придает этому факту ника­кой догматической неизменности: сегодня восточная Цер­ковь пока держится в недрах Вселенской Церкви, но завтра она может отпасть, а Вселенская Церковь все-таки останется на земле, быть может, где-нибудь в Америке или Японии...

Помест­ная церковь, раз она отпала от союза со Вселенской Церковью (вследствие ереси или просто раскола – все равно), по православному представлению, может вер­нуться в этот союз, только фактически обратившись и присоединившись к Вселенской Церкви, как к церков­ной организации.


Из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство», издание Московской Патриархии, 1947. С. 125-127

 

Другие главы из книги:

Патриарх Сергий как богослов

Правовое мировоззрение

Вечная жизнь

Возмездие

Спасение

Вера и дела

 


«Строить будут после меня». К 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (14.01.2020)
Просмотров: 878
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика