Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О Вселенской Церкви
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 17.01.2020, 19:38 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

О Вселенской Церкви

Автор-составитель: епископ Гурий (Егоров) (†1965)

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (издание Московской Патриархии, 1947 год).


Фото: patriarchia.ru

Пребывание в Церкви не в том состоит, что человек, вступая в Церковь, механически или юридически причис­ляется к лику спасаемых, а в том, что он в Церкви приобщается к той Христовой жизни, которою живет вся Церковь. Особенно жизненно проявляется церков­ное общение, когда люди вместе приступают к Св. Тай­нам; тогда начинается духовное единство людей, они становятся, действительно, членами Тела Христова. Спа­сение человека в Церкви перестает быть лишь его лич­ным делом, совершаемым его личными силами в оди­ночку и для него одного, а становится частью общего дела и совершается совместно всею Церковью.

Члены церковного тела соединены между собою не только тем, что все они веруют в одного и того же Иису­са Христа и что каждый из них через веру мистически соединен со Христом. Члены церковного тела имеют между собою общение жизни, составляют единый живой союз, непосредственно касаясь друг друга и каждый принося свой вклад в дело общего спасения. Живя в Церкви, православный постоянно сознает себя в живом общении со всеми ее членами – земными и небесными. И та, и другая половины Церкви живут одной жизнью, совместно совершают свое спасение.

Естественно, православный не может признать Все­ленскую Церковь лишь отвлеченной «совокупностью ве­рующих», к которой можно принадлежать лишь мыслен­но; православный не может согласиться и с тем, что зем­ная половина Церкви, разбитая и разрозненная, факти­чески прекратила существование, потеряв свою органи­зацию, превратившись в тень прошлого.

Веруя, что Христос обещал Своей Церкви дар неразрушимости, неодолимости вратами ада, мы, православные, усвояем этот дар не одной только Церкви небесной, которая, в сущности, и не доступна никаким нападениям врага; мы относим это обещание Христово прежде все­го к Церкви в ее земном проявлении. Мы веруем, что единая, святая, соборная и апостольская Церковь Никео-Цареградского символа и в настоящее время существует на земле не только невидимо, «внутри различных частных церквей», но и видимо; что она и теперь имеет «единую церковную организацию», что, другими слова­ми, в каждый данный момент Вселенская Церковь огра­ничивается известным числом наличных поместных церквей.

Далее, не может быть и речи о разделении Церкви (единое живое тело не может быть разделено, не пере­ставая жить). Можно говорить лишь об отпадении неко­торых зараженных членов от тела Церкви; для отпадших это означает духовную смерть. Так постепенно от­падали от Церкви различные еретические общества, – некоторые из них были велики и количеством членов и географическим распространением, например, несторианство и монофизитство. Однако и после отпадения этих могучих и внешне цветущих ветвей Церковь продолжа­ла быть Вселенской, единой, кафолической, собирая все­ленские соборы и вообще пользуясь всеми правами и полномочиями Вселенской Церкви.

То же самое произошло и при распадении христиан­ства на две половины: восточную и западную. Церковь не разделилась и не исчезла, а осталась все той же Вселенской Церковью, только от нее отделилась, отпа­ла ветвь.

Существо дела не меняется, если полагать, что причи­ной разделения на этот раз была не ересь: все же отпа­дение от церковного общения совершилось.

Какая же из половин христианства отпала от Церк­ви? Старокатолики согласятся, что в дальнейшем, после разделения западная сторона христианства подверглась омирщению в жизни и устройстве: жизнь ее была, в сущности, развитием мирского явления, папства. Иначе говоря, эта половина отошла в сторону от истины. На Востоке же в это время не было в поместных церквах уклонения от вселенской истины.

Вселенскую Церковь, следовательно, нужно искать на Востоке, именно в составе наличных поместных церквей. Православных или правоверующих церквей (помест­ных) может быть и несколько; но подлинная Христова, или Вселенская, Церковь всегда должна быть одна. Наша восточная Церковь, действительно, и сознает себя Все­ленской Церковью и весьма ясно претендует на имя святой, соборной и апостольской.

Правда, в литературе, особенно в русской, а иногда и в гражданских постановлениях петербургского пери­ода проскальзывала тенденция представить православие только одним из трех вероисповеданий, наряду с римско-католичеством и протестантством; но сама Церковь этой тенденции не разделяет, ясно ограничивая все инославие, как не Церковь, от себя, как Церкви. Это ясно выражено в наших катехизисах, в наших богослужеб­ных книгах, например в чине православия, в чине при­соединения инославных.

Сознавая себя Вселенской Церковью, наша восточ­ная Церковь считает и латинство находящимся вне цер­ковной ограды: оно отпало от Церкви со времени так называемого разделения Церквей.

Римская Церковь приписывает себе свойства Церкви Вселенской прямо догматически, рассматривая весь мир как свою расширенную епархию; для нее нет Церкви, если нет Рима. Восточная же Церковь утверж­дает только исторический факт сохранения Вселенской Церкви на Востоке. Она не придает этому факту ника­кой догматической неизменности: сегодня восточная Цер­ковь пока держится в недрах Вселенской Церкви, но завтра она может отпасть, а Вселенская Церковь все-таки останется на земле, быть может, где-нибудь в Америке или Японии...

Помест­ная церковь, раз она отпала от союза со Вселенской Церковью (вследствие ереси или просто раскола – все равно), по православному представлению, может вер­нуться в этот союз, только фактически обратившись и присоединившись к Вселенской Церкви, как к церков­ной организации.


Из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство», издание Московской Патриархии, 1947. С. 125-127

 

Другие главы из книги:

Патриарх Сергий как богослов

Правовое мировоззрение

Вечная жизнь

Возмездие

Спасение

Вера и дела

 


«Строить будут после меня». К 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (14.01.2020)
Просмотров: 42
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика