Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Опыт православного паломничества
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 26.01.2022, 02:45 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Опыт православного паломничества

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Во все времена христианской жизни верующие люди стремились к общению со святыми подвижниками благочестия и к посещению тех мест, которые были свидетелями явления Божией благодати.

Православное паломничество на Соловки

Соловки

Еще в I веке, в первые десятилетия бытия Церкви Христовой на земле, многие христиане разных стран и народов стремились в Иерусалим, чтобы своими глазами увидеть лик Пречистой Матери Господа Иисуса Христа и услышать Ее духовные наставления. Ими двигало отнюдь не любопытство. Взирая на лик Богоматери, они не только видели в нем дорогие для них черты лика Спасителя. Еще важнее, что, как мы говорим, лицо - зеркало души, и в определенной мере может отражать внутренний мир человека. Так и лик Пречистой Девы, Матери Христа Спасителя, свидетельствовал о Ее чистой и прекрасной душе, освященной благодатью Божией, молитвами и делами благочестия.

Общение с людьми высокой духовной жизни помогает христианам наводить порядок в собственной душе, преодолевать греховные искушения и разрешать недоуменные вопросы, часто возникающие в духовной жизни верующего человека.

Другая цель христианских паломников - посещение святых мест, связанных с земной жизнью Господа, Его Пречистой Матери и святых мучеников и подвижников благочестия. Такие путешествия известны с глубокой древности.

Православное паломничество в Иерусалим

Иерусалим

Так, святой Николай Чудотворец, совершая свое пастырское служение в сане священника, почувствовал в себе горячее желание поклониться тем святым местам, где Господь Бог наш, Иисус Христос, ходил Своими пречистыми стопами.

Как написано в житии святого Николая Чудотворца, "достигнув града Иерусалима, святой Николай пришел на Голгофу, где Христос Бог наш, простерши на кресте Свои пречистые руки, совершил спасение рода человеческого. Здесь угодник Божий излил от горящего любовию сердца теплые молитвы, воссылая благодарение Спасителю нашему. Он обошел все святые места, везде творя усердное поклонение. И когда ночью он хотел войти в святую церковь на молитву, запертые церковные двери отверзлись сами собою, открывая беспрепятственный вход тому, для кого были отверсты и небесные врата".

В то время, в начале IV века, в Иерусалиме была только одна небольшая церковь, построенная на месте дома, в котором Иисус Христос совершил Тайную Вечерю и установил Таинство Причащения. В городе тогда жили в основном язычники, и многие святые места еще не были доступны для молитвенного поклонения.

Пробыв в Иерусалиме довольно долгое время, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен свыше Божественным гласом, призывающим его возвратиться на свою родину. Господь, все устраивающий на пользу нашу, не захотел, чтобы тот светильник, который по воле Божией должен был светить Ликийской митрополии, оставался сокрытым от духовных взоров людей.

Это паломническое путешествие святителя Николая Чудотворца еще сильнее разогрело в нем стремление все свои силы без остатка посвятить служению Господу. Поэтому он решил оставить жизнь в миру и стать монахом. В одном монастыре в Патарской церковной области он нашел так дорогое его сердцу безмолвное житие и тихое пристанище для благочестивых размышлений. Никакие внешние трудности и лишения его не пугали. Именно здесь святитель Николай надеялся провести остальное время своей жизни. Таков был его выбор и такова его воля.

Но все благочестивые упражнения христианина, в том числе и паломничества, устремлены к тому, чтобы искать волю Божию и согласовывать с ней свою собственную жизнь. И вот однажды, стоя на молитве, святитель услышал голос свыше: "Николай, если ты желаешь удостоиться от Меня венца, иди и подвизайся на благо миру".

Услышав это, святой Николай пришел в ужас и стал размышлять о том, чего желает и требует от него этот голос. И снова услышал: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе имя Мое".

Тогда святой Николай уразумел, что Господь требует от него оставить подвиг безмолвия и идти на служение людям для их спасения. Он подчинился воле Божией и вскоре, по указанию свыше, принял на себя епископское служение. Так, возрастая духовно, чему, конечно, содействовало и паломничество на Святую Землю, пришел святитель Николай к такому служению, которого ждал от него Господь.

Вспомним и еще об одном великом подвижнике и ревностном проповеднике христианской веры. Преподобный Давид Гареджийский в середине VI века прибыл в Грузию и в 70 км от Тбилиси устроил святую обитель.

В основанном им монастыре в Гареджи (уединенном месте) преподобный прославился многими подвигами и чудесами, вокруг него собралось множество отшельников, каждый из которых подвизался в отдельной пещере.

Под конец своей земной жизни преподобный Давид отправился в Святой град Иерусалим для поклонения Гробу Господню, но, дойдя до места, называемого "вершина благодати", откуда был виден Иерусалим, не осмелился дальше продолжать путешествие, чтобы землю, освященную стопами Христа, не попрать своими грешными ногами. Отослав своих спутников ко Гробу Господню, преподобный Давид сердечно помолился, поднял из-под ног своих три камня, как бы в знак того, что они взяты от Гроба Господня, и, положив в корзину, пошел обратно к Гареджи в Иверию.

Как написано в житии, тем временем Илии, Патриарху Иерусалимскому, явился Ангел Божий и открыл, что Давид унес с собою в корзине всю благодать Гроба Господня и нужно послать скорохода, чтобы два камня возвратить обратно в Иерусалим...

Третий камень преподобный Давид принес в свою Лавру и положил в церкви. При прикосновении к этому чудотворящему камню было много случаев исцеления немощных, больных, страждущих. В настоящее время этот камень Давида хранится в сокровищнице Грузинской Патриархии.

Преподобный Давид Гареджийский не решился даже ступать своими ногами на землю святого града Иерусалима, он только с благоговением посмотрел на него, взяв на память лишь камни из Святой Земли, и был исполнен обилием даров Святого Духа. Причина этого - сердце, очищенное глубоким покаянием и искренней верой.

Иная форма паломничества - поклонение чтимым иконам и останкам святых людей с молитвенным обращением к тем праведникам, святые мощи которых с любовью, верою и покаянным настроем мы целуем.

Православное паломничество ко гробу с мощами преп. Агапита Печерского

Гроб с мощами преп. Агапита Печерского

Святые соединялись с Богом в молитве, чтении Евангелия, добрых делах и, конечно, в Таинстве Причащения. В этом Таинстве человеком принимается не дуновение благодати, а вполне материальное по внешнему составу Тело Христово - часть Агнца, принесенного в жертву на престоле в алтаре храма. По сути, с этим Хлебом человек принимает в себя самого Воскресшего Христа, который воспринял в Себя этот хлеб, как некогда воспринял в себя человечество (человеческую природу) во чреве Девы Марии. И если кто-то из Его учеников на земле особенно дорог и близок Христу, то великое дерзновение молиться за людей имеет как сам человек при своей земной жизни, так и его душа после смерти. Как икона имеет духовую связь с тем, кто на ней изображен, и это явно раскрывается во время молитвы, так и тело человека, освященное Жизнью Христа в его собственной жизни, получит свое великое освящение при Втором Пришествии Христовом.

В Ветхом Завете рассказана такая история. Когда однажды евреи хоронили своего родственника, они внезапно были вынуждены спасаться от врагов. В спешке они бросили мертвое тело в ближайшую пещеру (пещер в той местности было много, в них часто хоронили умерших). Оказалось, что в той пещере был похоронен великий праведник - пророк Елисей. И мертвое тело, соприкоснувшись с костями пророка Елисея, воскресло. Человек ожил. Такова сила святости Божией. А ведь ветхозаветные люди не могли иметь таких благодатных даров, которые впоследствии даны были Богом Церкви после Воскресения Христа.

Опыт Церкви показывает, что для верующего человека благодатную помощь по его молитве несут останки, то есть мощи, святых. В книге Деяний апостольских рассказывается, что больных исцеляли тень апостола Петра и опоясание с одежды апостола Павла. Подобную же силу имеют и святые мощи.

Если некоторый святой, находясь у Божьего престола, молится за живущих на земле людей, он участвует молитвой в их жизни. Между членами Христовой Церкви на земле и святыми, пребывающими в мире Небесной славы, строится некая духовная связь. Она не безразлична для святых. Укреплению этой связи в молитве помогают иконы - образы святых - и святые мощи, через которые души святых осуществляют свое благодатное воздействие на человеческие души.

Если верующий человек совершает свое паломничество как искание благодатных даров от Господа, то в первую очередь он стремится к исполнению воли Божией в своей жизни, осмыслению Евангельских истин, глубокому покаянию и исправлению жизненного пути.

Православное паломничество к Соловкам

Соловки

Если этого нет, а есть только желание получать возможную помощь Божию без подвига христианской жизни, а то и еще хуже, лишь стремление посмотреть святыни, храмы и монастыри, - все это часто превращается в своеобразную церковно-туристическую поездку, которая не только ничем не обогащает душу, но может ее и опустошить. Нельзя относиться к Богу и Его святым с пустым любопытством, для которого что экспонаты в музее, что христианские святыни - все одно.

Музейный экспонат можно внимательно рассмотреть, и это будет полезно для нашего культурного развития. Со святыней же надо встречаться с исканием Бога и глубокой искренней верой. Вот тогда верующий человек духовно обогащается и становится способен получать помощь Божию.

Фото: Иерей Андрей Маценов, Елена Лазорцева, Юлия Федоскина

Паломничество или турпоездка?
О, дивный остров Валаам
Путешествие по острову Валаам


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (13.06.2010) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2557
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика