Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Если бы каждый из нас был совершенен, вокруг был бы другой мир"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 13.12.2024, 06:35 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Семь-я

"Если бы каждый из нас был совершенен, вокруг был бы другой мир"

Автор: Ирина Филиппова

Современный мир стремительно меняется. Меняются и условия проживания людей: деревни исчезают, уступая место каменным джунглям городов. И многие люди для того, чтобы сохранить хоть какую-то связь с природой, заводят дома животных, начиная от рыбок и заканчивая хищными пресмыкающимися. Современная городская среда обитания так же немыслима без животных, как и без человека. Так каким должно быть их сосуществование? Как правильно строить свои отношения с животными, и что дает человеку общение с ними? Об этом мы беседуем с клириком Скорбященского храма, настоятелем храма преподобного Агапита Печерского в пос. Голубое священником Александром Союзовым.

- Если мы говорим о христианском отношении к животным, каким оно должно быть?

- Давайте вспомним Евангелие, где говорится о том, что когда Христос сорок дней постился в пустыне, то был со зверями; и Ангелы служили Ему (Мк. 1, 13). Можно привести в пример святых, которые подкармливали диких животных в трудные времена, а те, в ответ, помогали подвижникам и защищали их от плохих людей. Вспомним льва преподобного Герасима, медведей, которые приходили к преподобным Серафиму Саровскому и Сергию Радонежскому.

Серафим Саровский и медведь

Ведь ни лев, ни медведь не были домашними животными, но, тем не менее, они жили в непосредственной близости к святым. Это говорит о том, что жизнь этих святых была приближена к райскому сосуществованию людей и животных. Современным людям, конечно, далеко до состояния души святых подвижников, но приближаться к таким взаимоотношениям, хотя бы со своими домашними питомцами, нужно.

- Мы знаем, что в истории человечества отношение к животным было самым разным. В некоторых религиях и странах их обожествляли, считали священными. И наши современники подчас очеловечивают животных.

- Это происходит потому, что зачастую современный человек - существо одинокое. Когда есть полноценная семья, живущая активной духовной жизнью, то в такой семье животное никогда не будет возводиться в культ, тем более очеловечиваться. К нему будут относиться как к помощнику, но никогда не поставят на равных, например, с ребенком. Очеловечивают животных в тех семьях, где у людей изначально не получается выстраивать правильные отношения между собой, когда присутствует ощущение неустроенности мира. Достаточно вспомнить Гитлера, который очень любил собак и относился к ним лучше, чем к людям. Или, например, известного философа Артура Шопенгауэра, который говорил о том, что нужно любить весь мир, буквально обожествлял свою любимую собаку - спаниеля по кличке Атман, - но при этом мог столкнуть служанку с лестницы только за то, что она слишком громко разговаривала.

- Мы говорим о том, что человек и животные созданы Богом-Творцом. Человек был создан с бессмертной душой. Есть ли у животных душа, и что с ней происходит после смерти?

- Конечно, у животного есть душа. Об этом говорит и Священное Писание: И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их… (Быт. 1, 24). Понятно, что душа человеческая отличается от души животного. Чем? Разумностью. Святитель Феофан Затворник, анализируя творения Антония Великого, делает вывод, что "душа наша одного ранга с душою животных. Что нас отличает, это есть ум, что я называю дух". Бессмертный дух, которого нет у животного.

- Откуда появились понятия "чистое", "нечистое" животное?

- Если обратиться к биологам или санитарным врачам, то можно получить ответ, почему некоторых животных отнесли уже в библейские времена к существам нечистым. Например, сейчас доподлинно известно, что мясо свиней более, чем мясо других животных, подвержено заражению, и именно через него человек часто получает различные заболевания. Что касается собаки, то те паразиты, которых носит собака, в отличие от паразитов, которых носит, скажем, кошка, являются более опасными для организма человека. Господь, создавая мир премудро, сразу положил человеку запрет на чистое и нечистое, не объясняя принципа этого запрета, потому что у человека тогда еще не было достаточных медицинских познаний, чтобы самому определять, что более опасно для его жизни, а что менее опасно. Именно с этих позиций было дано определение - чистое или нечистое. Евангелие дает новый взгляд на этот вопрос: А об уверовавших язычниках мы писали... чтобы они... только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда (Деян. 21, 25).

- Другой, не менее животрепещущий вопрос для любого человека - как поступать с животными, которых стало невозможно содержать? Можно ли топить котят, усыплять заболевших животных?

- Безусловно, это тяжелейшая нравственная травма для современного городского жителя, никогда не сталкивавшегося с такой проблемой: чтобы сварить суп, надо пойти и отрубить голову петуху.

Домашние животные

Вернемся на 200 лет назад в сельский быт. Каждый хозяин имел возле дома двор: крольчатник, курятник, загоны для скота, собачьи будки. И время от времени он шел на то, чтобы отрубить голову курице, зарезать поросенка, барана или теленка. Также вряд ли он регулировал рождаемость дворовых псов более гуманным способом, чем просто брал и топил. Сейчас у нас существуют бойни. Парадокс - мы не отказались от вкушения мяса, но, тем не менее, из так называемых нравственных соображений отдали функцию забойщика скота определенным людям. При этом нас совершенно не интересует состояние их души. Мы же идем в магазин и покупаем там копченую колбасу и сосиски. И не думаем о том, что человек берет на себя нашу с вами ответственность за убийство животного.

Надо быть последовательными до конца. Если мы так сострадательно относимся к животным, то давайте будем вегетарианцами, что и было до Ноя, что и делают подвижники благочестия или истинные любители животных. Перекос в нравственности возникает тогда, когда человек отрывается от естественной среды обитания, и убийство животного вызывает у него протест, бурю эмоций. Он с этим не соглашается, и это правильно, потому что естественное райское состояние человека было иным, а человек хочет жить в раю.

Конечно, внутренне мы не согласны с умиранием или усыплением животных. Мы хотим, чтобы наша собака или кошка не болела, чтобы она жила вечно. Отсюда появляется милосердие к животным. Я согласен, нужны службы спасения и поддержки бездомных и пострадавших животных, но гораздо важнее службы спасения и поддержки таких же людей. В Священном Писании говорится: Праведник милует души скотов своих (Притч. 12, 10), т. е. "блажен человек, иже скоты милует". Но там есть и другая фраза: Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22), пока человек живет во грехе, но есть надежда, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21). Так что все беды животных связаны с неустроенностью души человека. Совершенная душа вызывает медведя из леса, которому за счастье постоять рядом с преподобным, а несовершенная душа выбрасывает кошку из дома. Если бы каждый из нас был совершенен, вокруг был бы другой мир.

- Нужно ли держать животное дома и зачем?

- Сегодня, в отсутствие многодетных семей, когда зачастую не существует общения старшего с младшим, домашнее животное просто необходимо.

Нужно ли держать животное дома и зачем?

Ребенок должен почувствовать себя ответственным за чью-то жизнь. Маленький человек, заботясь о ком-то более слабом, младшем, учится любви. Ведь для ребенка любить сильнейшего или слабейшего - это разные вещи. Старшего он любит за что-то, а младшего любить сложнее, поэтому приходится постоянно помогать и заботиться. А это очень важно для правильного взросления настоящего человека, хранящего в себе образ Божий и стремящегося к Его подобию.

Фото: Евгение Цапенко

Трудно богатому войти в царство небесное?
По ту сторону света


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (26.11.2009) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 3176 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Владимир Ягодовский  
0
Дивная статья!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz